Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:12, доклад
Для того чтобы организовать успешную учебную деятельность, учитель должен иметь хорошее представление об основных характеристиках обучаемых, знать их способности к восприятию изучаемого материала, его запоминанию и переработке.
Разработка теории психического развития детей в процессе обучения обязательно предполагает выявление и учет двух основных групп факторов, обусловленных типичными возрастными особенностями и индивидуальными особенностями учащихся в учебной работе.
7) объем, т. е. количество входящих в него отдельных элементов;
8) эмоциональные особенности учебного материала:
привлекательность материала, его способность вызывать определенные чувства и переживания.
Процесс научения регулируется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов.
Эффективность управления учебной деятельностью
Основным средством контроля при обучении являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Эффективность управления учебной деятельностью в значительной мере зависит от способов и форм осуществления:
1) поисков учащимися правильного ответа и действий;
2) сигнализации о допущенных ошибках;
3) их исправления;
4) реакции педагога на ошибки.
Для того, чтобы активизировать развитие познавательных процессов - внимания, мышления, памяти, необходимо:
1) обеспечить соответствующие санитарно-гигиеническим нормам условия проведения занятий;
2) подавать учебную
информацию с достаточно
3) при использовании наглядных средств соблюдать нормы яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;
4) полностью
использовать возможности
5) учитывать возможности прямого управления восприятием, т. е. в случае, когда понимание затруднено, необходимо специально обращать внимание на наиболее важные положения, показывать, на какую часть диаграммы, таблицы, графика нужно смотреть и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров;
6) разнообразить изложение материала в умеренных пределах, а также использовать приемы поддержания и возвращения внимания учащихся;
7) учитывать эмоциональный фактор, благодаря которому значительно возрастает производительность интеллектуального труда;
8) уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;
9) использовать наглядные материалы, схемы, графики как опорные при активизации восприятия и памяти;
10) для активизации мышления учеников и студентов вводить проблемность обучения, некоторую его усложненность.
С точки зрения индивидуализации из этого комплекса выделяют интересы учащихся, которые могут быть средством обучения, выступать в качестве мотива, становиться свойством личности. У учащихся отмечается несхожесть не только по качеству интересов, но и по их характеру.
Таким образом, к особенностям учащихся, которые, в первую очередь, следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:
- обучаемость, т.е. общие умственные (в том числе креативность), а также специальные способности;
- учебные умения;
- обученность,
состоящая как из программных,
- познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации).
Кроме психологических факторов, на учебный процесс влияние оказывает и состояние здоровья ребенка, различные физические дефекты, которые также необходимо учитывать в работе с детьми.