Личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов.
Задачи:
1. Выяснить, какими личностными особенностями и качествами должен обладать профессиональный педагог;
2. Какими качествами должен обладать авторитетный педагог, по-мнению учащихся.

Содержание

Введение 3-4
Глава I. Психологические требования к личностным особенностям педагога в современном обществе. 5-9
Вывод 10
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональный педагог должен совмещать и постоянно развивать и совершенствовать в себе не только способности учителя, но  и качества воспитателя.

Среди специальных педагогических способностей есть и способность  особого рода, т.к. она одинаково  необходима и в работе учителя, и в работе воспитателя. Это способность к педагогическому общению. Общение является одной из самых сложных сторон педагогической деятельности, т.к. через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важнейших качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связано с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога в том аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

На этапе моделирования предстоящего общения педагог, прежде всего, опирается  на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности  предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, при этом он помнит не только имена и лица воспитанников, но и их индивидуальные особенности, проявляющихся в реакциях о поведении. Воображение на этом этапе проявляется в умении ставить себя на место другого человека, т.е. идентифицироваться с ним, видеть окружающий мир и происходящее в нем его глазами.

Организация непосредственного общения  требует владение умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание. Описывают четыре способа привлечения внимания другого субъекта общения:

    1. Речевой вариант, т.е. вербальное обращение с учащимися;
    2. Пауза с активным внутренним общением, т.е. требование внимания;
    3. Двигательно-знаковый вариант, т.е. развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на диске и т.п.;
    4. Смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

На этом этапе необходимо так  же умение устанавливать психологический  контакт с классом, способствующие передаче информации и ее восприятию; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.

Поэтому современное общество сформировало ряд признаков, характеризующих  речь преподавателя. К этим признакам  относят:

  1. Эмоциональность речи – увлеченность говорящего, наличие юмора, инверсии (намеренного изменения порядка слов в предложении), прямого обращения к аудитории, апелляция собственной речи.
  2. Интонированность – совокупность яркости, звонкости, мягкости, теплоты голоса, ритма речи.
  3. Использование в речи метафор, ярких словесных форм, красочных примеров, ссылок на художественную литературу.
  4. Сила голоса – соразмерность голоса величине аудитории, класса и помещения.
  5. Темп речи, оптимальный темп 120 слов в минуту, способность варьировать темпом в зависимости от значимости и содержания высказывания.
  6. Дикция – ясность и четкость произношения слов, слогов и звуков.

Следует отметить, что коммуникативные  способности, проявляющиеся в педагогическом общении – это способности  к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Но главным аспектом педагогического общения является умение правильно оценить ситуацию общения, т.е. способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают  больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают:

  • умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
  • умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
  • умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;
  • умение извлекать из общения максимум пользы для себя.

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

Особой сферой проявления способности  к педагогическому общению является применение педагогом поощрений  и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно  тогда, поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль.

Все выше перечисленные требования к личностным качествам педагога являются стандартными. Но профессиональный педагог должен обладать и индивидуальным стиле своей деятельности. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности, выделенные соавтором В.А. Сластенина И.Ф. Исаевым в учебном пособии «ПЕДАГОГИКА». Он проявляется:

  • в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
  • в характере реакция на те или иные педагогические ситуации;
  • в выборе метода обучения;
  • в подборе средств воспитания;
  • в стиле педагогического общения;
  • в реагировании на действия и поступки детей;
  • в манере поведения;
  • в предпочтении тех или иных видов поощрения и наказания;
  • в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Говоря об индивидуальном стиле  педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или  иные средства педагогического воздействия  и формы поведения, педагог учитывает  свои индивидуальные склонности. Педагога, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

В этой связи следует сделать  одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического  опыта. Анализируя его, нужно понимать, что такой опыт всегда неотделим от самой личности педагога, представляет собой своеобразное сочетание общепринятых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки копировать прямо педагогический опыт, как правило, бесперспективен, а зачастую дает худший результат. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработкой.  Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования педагогического опыта.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный  цикл ее решения сводится к триаде «мыслить – действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующим им умениям. В результате модель профессиональной компетентности учителя, по мнению В.А. Сластенина – автора учебного пособия «ПЕДАГОГИКА», выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

    1. Умение «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи:
    1. изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся;
    1. выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи;
    1. Умение построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему:
    1. комплексное планирование образовательно-воспитательных задач;
    1. обоснованный отбор содержания познавательного процесса;
    2. оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
    1. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и фактами воспитания, приводить их в действие:
    1. создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.);
    1. активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращение его из объекта в субъект воспитания;
    2. организация и развитие совместной деятельности;
    3. обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
    1. Умение учета и оценки результатов педагогической деятельности:
    1. самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя;
    1. определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Вывод: выше перечисленные личностные качества являются основными качествами профессионального педагога. Владение ими и их постоянное совершенствование помогут педагогу вызвать интерес к предмету у учащихся, что в свою очередь обеспечит успешное восприятие и понимание учащимися изучаемого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. «ПЕДАГОГИКА»: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 1997. – 512 с..
  2. Р.С. Немов «ПСИХОЛОГИЯ»: Учебник для студентов высшего педагогического учебного заведения: В 3 книгах – 4-е издание – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Книга 2: Психология образования. – 608 с..
  3. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003» (2CD) – современная универсальная российская энциклопедия.



Информация о работе Личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов