Личностные факторы раннего замужества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить и проанализировать личностные детерминанты раннего замужества.


Задачи:

1. Проанализировать литературу по данной проблеме.

2. Разработать и провести эмпирическое исследование у девушек по выявлению личностных факторов, способствующих раннему замужеству

3. Сделать выводы по проведенному теоретическому и эмпирическому исследованию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Личностные факторы раннего замужества:

теоретический аспект………………………………………………………5

1.1 Теория личностных черт Кеттела………………………………….......5

1.2 Психологическая готовность к браку у людей

юношеского возраста………………………………………………………9

1.3 Основные причины вступления в брак в раннем возрасте……. ……13

2. Результаты эмпирического исследования личностных факторов раннего замужества………………………………………………………………….18

2.1 Организация и и проведение исследования……………………. …..18

2.2 Анализ полученных результатов и их обсуждение………………….27

Выводы……………………………………………………………………..30

Заключение…………………………………………………………………32

Список используемой литературы……………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО  Костромской государственный университет  им. Н.А. Некрасова 

Институт  педагогики и психологии 
 

Кафедра социальной психологии 
 
 
 

Курсовая  работа 

ЛИЧНОСТНЫЕ  ФАКТОРЫ РАННЕГО ЗАМУЖЕСТВА 
 

Выполнила: студентка 2 курса 

                Специальность «Психология»

                Субботина Екатерина 

                Анатольевна 

                Научный руководитель:

                Сапоровская Мария 

                Вячеславовна 
                 

Кострома

2009

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Личностные  факторы раннего замужества:

теоретический аспект………………………………………………………5

1.1 Теория  личностных черт Кеттела………………………………….......5

1.2 Психологическая  готовность к браку у людей 

юношеского  возраста………………………………………………………9

1.3 Основные  причины вступления в брак  в раннем возрасте……. ……13

2. Результаты  эмпирического исследования личностных  факторов раннего замужества………………………………………………………………….18

2.1 Организация  и  и проведение исследования……………………. …..18 

2.2 Анализ  полученных результатов и их  обсуждение………………….27

Выводы……………………………………………………………………..30

Заключение…………………………………………………………………32

Список  используемой литературы……………………………………….34

Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Тема  любви и брака — неиссякаемый источник вдохновения писателей  и философов. В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т. д. В любви органично соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общепринятое.

      Брак  есть ключ, открывающий путь к чистоте  и любви [7, 56].

      Понятие «ранний брак» появилось относительно недавно, можно сказать — это  плод прогресса и научно-технической  революции. Вследствие улучшения качества жизни, ее продолжительность стала  больше, прошедшая сексуальная революция и шагающая вслед за ней эмансипация внесли коррективы и в стереотипы общества, и в сознание каждого ее члена. 

      Еще в конце 19 начале 20 веков девушек  выдавали замуж, едва они достигали  своего совершеннолетия, часто избранник был не любимый , однако семьи складывались на долгие годы и развод в то время был смерти подобен. таковы были устои общества.

      К концу 20 века ситуация резко изменилась, ранний брак стал больше негативным явлением, чем позитивным. женщины стали  добиваться равноправия, сексуальная революция привела к тому, что реализовать свои сексуальные потребности можно и вне брака. да и сам брак претерпел множество изменений в том числе и изменились мотивы вступления в брак.

      Суть  проблемы, пути, решения которой мы попытаемся выяснить в исследовании, состоит в том, чтобы понять, влияют ли личностные факторы на вступление в ранний брак.

      Цель  – выявить и проанализировать личностные детерминанты раннего замужества.

         Объект – раннее замужество.

     Предмет – личностные факторы девушек, вступивших в брак в раннем возрасте.

Задачи:

      1. Проанализировать литературу по  данной проблеме.

      2. Разработать и провести эмпирическое  исследование у девушек по  выявлению личностных факторов, способствующих раннему замужеству

      3. Сделать выводы по проведенному  теоретическому и эмпирическому  исследованию.

      Гипотеза: мы считаем, что существует комплекс личностных факторов, способствующих вступлению в брак в раннем возрасте.

     Структура работы:

  1. введение;
  2. 2 основные главы;
  3. заключение;
  4. список используемой литературы.

Общий объем работы –  35 страниц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Личностные факторы  раннего замужества: теоретический аспект

1.1 Теория личностных  черт Кеттела

      Кеттел  рассматривает личность как сложную  и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт.

      Вопреки тому, что сам Кеттел уделял много  внимания чертам личности и ситуационным стимулам, которые определяют человеческое поведение, Кеттел переносит акцент своего изучения на классы и типы черт личности. Он выделят некоторые постоянные блоки черт личности, которые проявляются во вне, при определенных ситуациях. Эти объединения черт личности проявляются только в определенных условиях, и благодаря им человек предрасположен, поступать именно так в конкретных ситуациях, а никак иначе. Поэтому эти блоки черт личности представляют собой некоторое устойчивое соединение и являются наиболее важными в его  концепции [21].

      Теория  Кеттела стремится объяснить  сложные взаимодействия  между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убеждал в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение.

      Согласно  Кеттелу, личность — это то, что  позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Для повышения  точности предсказания, следует рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относящиеся к чертам переменные , такие как настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией. Более того, необходимо взвешивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации [1, 421].

      Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать  определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики [22]. 

      Рассмотрим  предложенные Кеттелом принципы классификации  черт:

      1. Поверхностные черты — исходные  черты. Поверхностная черта представляет  собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве. Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма. Здесь невротизм подтверждается набором взаимосвязанных видимых элементов, а не какого-то одного из них. Поскольку поверхностные черты  не имеют единой основы, и временного постоянства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения.

      Исходные  черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на более глубоком уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

      Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована шестнадцатью исходными чертами

      2. Конституциональные черты — черты,  сформированные окружающей средой. Согласно Кеттелу, исходные черты  можно разделить на два подтипа  — в зависимости от их источника. Например, выздоровление от пристрастия к какому-либо наркотическому веществу может быть причиной внезапной раздражительности, подавленности и беспокойства. Кеттел мог утверждать, что подобное поведение является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные исходные черты.

      Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты  отражают характеристики и стили  поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Поэтому человек, выросший в сельском поселении, ведет себя не так, как человек, выросший в мегаполисе.

      3. Способность, темперамент и динамические  черты. Исходные черты, в свою  очередь могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация — вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Эти черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении материальных благ.

      4. Общие черты — уникальные черты.  Кеттел классифицировал черты  на общие и уникальные. Общая  черта — это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты — это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок [2, 308-310].

  Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна.  

     Таким образом, можно сделать вывод, что  постоянные блоки черт личности предопределяют поведение человека в конкретной ситуации. Личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Черты личности представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Значимую роль в поведении человека и его поступках оказывают исходные черты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Психологическая  готовность к браку  у людей юношеского  возраста

Информация о работе Личностные факторы раннего замужества