Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:12, доклад
Психология как наука начиналась с изучения отдельных психических процессов (вспомните интроспективную психологию Вундта), но на определенном этапе ученые пришли к необходимости обращения к тому, кто является хозяином психической реальности. Психика выступает своеобразным аппаратом, который приобретает ценность только в контексте целостной жизнедеятельности человека [БСБ]. Выделение отдельных способностей, частных психических процессов является скорее следствием научного абстрагирования, нежели отражением реальности. Личность - это интегративное образование. оно обеспечивает целостность всей психической деятельности. Личность венчает всю психическую реальность; проблема личности - венчает всю психологию, это краеугольный камень психологической науки.
Из критериев сформированности личности можно выделить и структурные компоненты, которые обеспечивают выполнение функции самодетерминации:
ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ
Все потребности по происхождению можно разделить на:
Однако у человека даже биологические потребности отличаются от таковых у животных – прежде всего по способу удовлетворения.
Мотивационные образования также являются различными образованиями:
По роли в управлении активностью:
По степени осознания:
По содержанию можно выделять разные группы:
В зависимости от того, какого вида мотивы являются ведущими можно говорить о различной направленности личности:
определение конкретных психологических механизмов личностного уровня регуляции активности.
Данный вопрос является относительно новым и практически неразработааным. Каким образом реализуется способность к самодетерминации? Появление личности меняет общий принцип детерминации поведения и всего развития человека. если до этого активность человека определяется независящими от него самого факторами, то личность дает возможность "снять" влияние тех или иных факторов. Известно, что ключевую роль в этом играет самосознание. Только благодаря осознанию человек становится способным что-то менять Что же мы может осознавать?
Что вы сейчас чувствуете? Вы скучаете, может, вы заинтересованы, может, вы смущены неожиданным вопросом. -
Мы можем осознавать свои эмоциональные переживания.
Вы можете ответить, почему, конспектируя выступление лектора, вы что-то записываете карандашом, что-то ручкой, а некоторые моменты - выделяете маркером? - Мы можем осознавать, почему мы совершаем то или иное действие.
Но скажите, а почему Вы вообще оказались в этой аудитории? Почему Вы решили поступить именно на этот факультет? Почему не решили провести это время в другом месте? Может, вы последовали настоятельному совету родителей? Вам сказали надо - и вы решили, что так наверно и есть. Может Вы пришли за компанию? Может, это было Ваше собственное желание? Так почему же?
Мы можем осознавать смысловые основания своей целостной деятельности.
Все эти способности осознавать опред. аспекты своей жизнедеятельности называют рефлексией. Рефлексия позволяет человеку как бы остановиться взглянуть на себя со стороны и как-то отнестись к тому, что он осознаёт.
Второй шаг за осознанием – осмысление. Осмысление – это установление связей между ситуацией и собственными мотивами, ценностями. Осмысленность жизни обеспечивает ощущение цельность, связности своего существования.
Человек
может осмысливать как
Наличие смысла жизни – важнейшие показатель зрелости личности.
В качестве интегративного проявления личности и выполнения функции самодетерминации можно рассматривать личностный потенциал (по А.Д. Леонтьеву), или близкие по смыслу понятия «жизнестойкость» (hardiness) -С.Мадди (Maddi, 1998) и «отвагу быть» по П.Тиллиху (1995).
Когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет о системной организации личности в целом, о сложной ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования.
Свобода, которую получает человек в результате может обрести две ипостаси: «свободе от» и «свобода для».Принципиальным моментом, необходимым для того, чтобы свобода и активность слились в единую саморегулируемую свободу зрелой личности, оказывается их опосредствование определенным ценностным, духовным, смысловым содержанием (Ф. Ницше, Э. Фромм, В. Франкл).
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Отдельные структурные компоненты (прежде всего мотивы) могут формироваться стихийно.
К стихийным механизмам можно отнести
механизм сдвига мотива на цель,
механизм идентификации
освоение социальных ролей.
Это стихийные механизмы, потому что субъект, подвергаясь их действию, в полной мере не осознает их и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют в детстве, до подросткового возраста, хотя затем также продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами "самопостроения".
ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Темперамент определяет формально-динамические характеристики (скоростные, «бессодержательные»).
Характер – определяет привычные типичные способы реагирования
Личность – определяет то, ради чего человек действует, его отношение к происходящему.