Личность. Понятие и Свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «личности» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Существуют близкие к личности понятия: «человек», «индивид», «индивидуальность».

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие личности в психологии.

 

Понятие «личности» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Существуют близкие к  личности понятия: «человек», «индивид», «индивидуальность». Очень поэтично определение человека, которое предложил  Э. Берн: «Человек — это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических устремлений» Е. В. Шорохова определила человека как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них в течение жизни, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что  у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого  потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в  мире предметов и явлений, созданных  предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают  в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием  биологического и социального факторов, при ведущей роли социального  фактора. Поскольку сознание, речь и пр. передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, тс используют понятие «индивид» — как биологический организм, носитель общих генотипических на следственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает  личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие  социальное, она выражает все, что  есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и непохожая  на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется  понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного  опыта, знаний, мнений, убеждений, в  различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Существует множество понятий личности. Наиболее корректными из них, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, являются следующие:

Б. Г. Ананьев: личность —  субъект труда, познания и общения.

И. С. Кон: личность — это  специфическая интеграция социальных ролей.

А. Г. Ковалев: личность —  это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и  выполняющий определенную общественную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.Структура  личности

Личность является целостным  образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали достаточно убедительное описание структуры личности (3. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, В. А. Ядов и другие). Наиболее наглядной и методически удобной для изучения является описание структуры личности, данное К. К. Платоновым.

Платонов выделяет в структуре  личности четыре основных и две наложенных подструктуры. Рассмотрим их более  подробно:

1. Подструктура направленности  личности. Она включает осознанные мотивы (потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознанные мотивы (влечения и установки). Эта подструктура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.

2. Подструктура опыта.  Это знания, умения, навыки и привычки, которые также формируются прижизненно,  преимущественно с помощью обучения.

3. Подструктура форм отражения.  Она включает психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоционально-волевую  сферу личности как специфическую  форму отражения. В значительной  мере эта подструктура является  врожденной, но преимущественно  развивается прижизненно.

4. Биологически обусловленная  подструктура. Она включает свойства  темперамента, половые, возрастные  особенности личности, а также  ее патологические изменения.  Она тоже претерпевает изменения  в течение жизни человека и  тесно связана с состоянием  его здоровья и особенностями  его жизнедеятельности .

Двумя наложенными подструктурами, которые проникают в четыре основных и оказывают свое воздействие, являются подструктуры характера и способностей.

Анализируя структуру  личности, можно отчетливо видеть, что практически на все ее подструктуры оказывает подавляющее влияние  общество. Формирование личности в  обществе называется социализацией. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Особенности индивидуального поведения, нравственности, убеждения человека в значительной мере определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

В. Н. Князев вполне обоснованно  утверждает, что структура личности представляет собой взаимосвязанную  совокупность социальных свойств, основанную на двух одновременно действующих принципах. Первый заключается в том, что  более общие, более сложные социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные, частные свойства. Второй принцип состоит в том, что взаимодействие свойств допускает относительную независимость каждого из них (подобно тому, как взаимодействие людей осуществляется в трудовом коллективе: вместе они делают общее дело, однако каждый из них имеет право на проявление собственной инициативы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные теории личности: краткая характеристика

Теории выполняют  две основные функции: они объясняют  и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Другими словами, теория обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам известно о соответствующем классе событий. Например, без помощи теории было бы трудно объяснить, почему пятилетний Рэймонд испытывает такую сильную романтическую привязанность к своей матери, в то время как отец вызывает у него чрезмерное чувство негодования. Острота проблемы немного уляжется, если мы узнаем, что и другие мальчики в этом возрасте переживают похожие чувства. А вооружившись теорией, которая соотносит подобные чувства с определенной стадией развития личности (вместе с объяснением причин появления данных эмоций), мы сможем лучше понять Рэймонда. Мы можем оказаться правыми или неправыми, но тем самым мы, по крайней мере, придем к общему соглашению в понимании определенных чувств у детей. Объяснительная функция теории приобретает особое значение, когда мы имеем дело с огромным количеством фактов и наблюдений, связанных с поведением. Хорошая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным согласованно описывать и интерпретировать поведение человека.

Теория должна не только объяснять прошлые и настоящие  события, но также и предсказывать будущие. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили. Эта цель с очевидностью предполагает, что теоретические концепции должны быть не только открытыми для проверки, но что они также могут подтверждаться или не находить подтверждения. То есть мы должны суметь предсказать определенные изменения в поведении Рэймонда, являющиеся функцией от родительского воспитания. Что будет, если его мать начнет активно поощрять романтические чувства своего ребенка или отец отвергнет сына из-за того, что тот на него злится? Подобные предсказания не только должны быть возможными, но в идеале теоретическая концепция должна быть сформулирована таким образом, чтобы существовала возможность строгой и точной эмпирической проверки. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические исследования. И наоборот, научную ценность непроверяемых теорий (то есть тех, на основе которых нельзя сделать предсказания для дальнейшего исследования) невозможно определить. Теории должны обладать исследовательским импульсом, если они претендуют на то, чтобы способствовать нашему пониманию человеческой природы во всех ее неповторимо индивидуальных проявлениях.

Как при наличии  огромного количества альтернативных теорий личности оценивать относительные  достоинства каждой из них? Как, не затрагивая вопроса об их объяснительной и прогностической  функции, решать, благодаря чему одна теория лучше другой? Для систематизированной  оценки теорий личности используются шесть основных критериев.

Верифицируемость 

По данному критерию теория оценивается позитивно в  той степени, в какой ее положения  открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Это  означает, что теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержащиеся в ней концепции, предложения  и гипотезы были определены ясно и  недвусмысленно и логически связаны  друг с другом. При таком изложении  теории ее эмпирические заключения легко  обосновываются логически и проверяются  в формальном исследовании. Для иллюстрации  этого правила представим себе, что  мы хотим обосновать утверждение  Альфреда Адлера (глава 4) о том, что  у детей-первенцев, когда они становятся взрослыми, сильнее выражена мотивация  достижения, чем у родившихся по счету вторыми, третьими и далее. Первой ступенью в обосновании гипотезы будет подбор соответствующей группы субъектов для проведения исследования. Далее, мы должны будем попросить каждого обследуемого сообщить, каким по счету ребенком в семье он родился. Гораздо сложнее измерить такую переменную, как достижения. Скажем, мы можем просто предложить испытуемым оценить уровень их интеллектуальных достижений по показателям академической успеваемости. Или можно понаблюдать за их стремлением к успеху во время учебы. Можно также предложить им составить самоотчет, что позволит нам оценить индивидуальные различия в мотивации достижения. При всем многообразии возможностей необходимо отметить следующий момент: хорошая теория должна вырабатывать проверяемые гипотезы. Чем более точным языком изложена теория, тем легче выполнить это условие.

Хотя это требование так легко уяснить, персонологам оказывается чрезвычайно трудно обеспечить даже умеренную эмпирическую поддержку своих теоретических позиций. Это не означает, что теории личности не способны порождать проверяемые гипотезы, но большинству теоретических концепций все же недостает критического эксперимента. Тем не менее, хорошая теория должна содержать проверяемые гипотезы о взаимосвязях между феноменами. Теория, которую невозможно подтвердить или опровергнуть, — это плохая теория. Она оказывается бесполезной для любой практической цели.  

 

Эвристическая ценность 

Для психолога эмпирической ориентации вопрос о том, в какой  степени теория стимулирует ученых проводить дальнейшие исследования, имеет первостепенное значение. Теории личности чрезвычайно сильно различаются  по своей способности удовлетворять  этому требованию. Некоторые из наиболее спорных теоретических определений  личности, такие, например, как гуманистическая  теория Эриха Фромма и теория личностных конструктов Джорджа Келли, дают минимальный импульс для дальнейшей исследовательской деятельности внутри самой психологии. Подобное положение дел обычно является результатом того, что теоретик не сумел дать рабочее определение своим концепциям, то есть не установил, с помощью каких операций они могут быть измерены или с какими наблюдаемыми характеристиками поведения они соотносятся. Конечно, компетентные последователи выдающегося теоретика могут повысить эвристическую ценность теории путем перевода базисных концепций в такую форму, которая даст толчок исследовательской активности. 

Внутренняя согласованность 

В этом критерии заключено  следующее условие: теория должна быть свободна от внутренних противоречий. То есть хорошая теория должна объяснять  несхожие между собой феномены, следуя внутренне логичному методу. Заслуживающая  внимания теория также должна состоять из положений и определений, которые  последовательно согласуются друг с другом. В целом, теории личности вполне удовлетворяют этому стандарту, и в тех случаях, когда обнаруживаются противоречащие друг другу предсказания, их истоки обычно можно проследить в недопонимании исследователем исходных положений теории. Имея ряд  гипотез о природе человека, вполне возможно вывести теорию личности, концепции и положения которой  логично согласуются между собой.  

Экономность 

Теорию также  можно оценивать с позиции  количества концепций, требуемых для  описания и объяснения событий в  пределах сферы охвата данной теории. Согласно принципу экономности, более  простые и более четкие объяснения предпочтительнее более сложных. Иначе говоря, чем меньшее количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше. И наоборот, при прочих равных условиях, теория, содержащая избыточное количество концепций и предположений, рассматривается, в целом, как неудачная. Следующий пример поможет лучше понять важность этого критерия. Предположим, проведя бессчетное количество наблюдений, мы пришли к заключению, что, находясь в состоянии депрессии, люди:

Информация о работе Личность. Понятие и Свойства