Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:21, реферат
Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма общности уходит в глубь тысячелетий, во времена стадного существования наших предков. Сегодня термин «сообщество» употребляется применительно и к человеческим объединениям — группам разной величины и принципов объединения. Мы говорим, например, о научном сообществе, о журналистском сообществе.
Разум истории создал великое многообразие наций, и все они вкупе являют своего рода особый букет цветов в саду социального бытия, где каждая нация обладает своим уникальным ароматом, как бы светится своей особой аурой. В этом отношении нация в каком-то смысле сравнима с личностью. И сколько бы выиграло человечество, если бы люди и народы научились ценить чужие национальные особенности, как свои собственные.
Общий климат национальных отношений в огромной мере зависит от гражданской зрелости каждого человека и глубины понимания коренных интересов своего народа, общества и человечества в целом. Это основа национального самосознания. Национальное самосознание есть чувство и самоосознание духовного единства своего народа и его культурного своеобразия — обычаев, традиций, верований.
Национальное
самосознание обладает огромной регулятивной
и жизнеутверждающей силой: оно
способствует сплочению людей данной
национальности, выступая в роли своего
рода защитного механизма, позволяющего
преемственно сохранять целостность
нации и социокультурную
Итак, каждая нация в целом как общественный субъект социально-исторической жизни поднимается, особенно в лице наиболее передовых представителей, до осознания своих общественных интересов, особенностей своей культуры, традиций, наличного положения в потоке бытия и перспектив развития. Она обладает своим « особым складом психики, формой проявления чувств, в частности своим чувством собственного достоинства и разумной гордости. Но все должно иметь свою меру. Подобно тому как гипертрофированная ориентированность сознания субъекта на самого себя ведет к эгоизму, чрезмерная обращенность национального сознания только на особенное в национальной жизни и гипертрофирование ее значимости может привести к национализму. Если национальность «есть факт, который никем не игнорируется, то национализм тоже факт — на манер чумы или сифилиса. Смертоносность сего факта особенно стала чувствительна в настоящее время...»[4].
Национализм — форма проявления национального эгоизма. Основу национализма составляют идеи национального превосходства и национальной исключительности, что порождает национальное высокомерие.
«Любовь к
Родине, — писал П.Я. Чаадаев —
вещь прекрасная, но есть кое-что и
повыше — любовь к истине. Этого
мы не должны забывать никогда, потому,
что слепая любовь к отечеству
роднит нас с инстинктивным
Одним из соблазнов национализма, по словам И.А. Ильина, является стремление оправдывать свой народ во всем и всегда, преувеличивая его достоинства и сваливая всю ответственность за совершенное им на иные, «вечно-злые», «предательски-враждебные» силы. Но никакое воздействие враждебных сил не может и не должно гасить в народе чувство ответственности и вины или освобождать его от трезво-критического самопознания: путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и самовоспитание.
Общенациональный гуманизм восстает против начала национальной исключительности: ни одна нация в мире не имеет права на такую самооценку. Как бы велики ни были ее экономические и культурные достижения, она не может претендовать на какую-то избранность и привилегированность. Каждый народ в силу своего определенного исторического положения имеет конкретные исторические обязанности перед самим собой и перед человечеством.
Тот или иной
народ, если он хочет жить полнокровной
национальной жизнью, не может оставаться
лишь одной из наций в море других
наций — ему необходимо перерасти
самого себя, почувствовать себя больше,
чем данная национальность: он должен
погрузиться в
Есть простая
истина: чем выше национальное самосознание
народа, чем сильнее чувство
Любовь, брак, семья
Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья — это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое. Жизнь семьи включает половое и возрастное разделение труда, ведение домашнего хозяйства, взаимную помощь людей в быту, интимную жизнь супругов, продление рода, а следовательно, воспроизведение народа, воспитание нового поколения, а также нравственные, правовые и психологические отношения. Семья — важнейший инструмент индивидуального становления личности: именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.
Полноценная
брачная связь мужчины и
Принято считать, что мужчины, как правило, — «особи» брутально-активного типа, а женщины — «особи» более сдержанно-ожидательного типа. Женщины — это удивительно утонченные натуры в душевном отношении. Сила их интуиции порой стоит гениальности иных мужчин. Природа наградила их большей, чем мужчин, витальностью и изощренной интуитивностью, что очень нужно в жизни: ведь на них природой возложена сложная и особо тонкая ответственность.
Брак — это юридически оформленные отношения между мужчиной и женщиной. «Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникший на основе взаимной любви и доверия, превращающий супругов в одно лицо»[6].
Брак и семья возникли и развивались вместе с появлением и развитием человека и человеческого общества. Правда, единобрачие наблюдается и у некоторых животных, но оно продиктовано инстинктом и естественным отбором.
В глубокой древности половые отношения носили беспорядочный характер и семьи не существовало. Каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина — каждой женщине. Этому противостояла лишь животная ревность, которая обуздывалась общностью материальных интересов первобытного коллектива. В дальнейшем половые отношения развивались по линии выключения из них родителей и детей, а потом братьев и сестер.
В родовом обществе возник групповой брак. Вступавшие в половую связь мужчины и женщины принадлежали разным родам. Все женщины одного рода были потенциальными женами всех мужчин другого рода. Супруги жили в своих родах. Дети, зная только мать, входили в ее род или в материнскую семью — группу ближайших родственников по женской линии.
В дальнейшем возникшее в рамках группового брака эпизодическое сожительство привело к парному браку и непрочной парной семье. Парная семья еще не вела своего хозяйства и потому не была хозяйственной ячейкой общества. Для этой ранней стадии развития семьи характерно равноправие супругов, а при развитом матриархате — главенство женщины: женский труд (земледелие) был эффективнее мужского (охота).
После
того как «мужские» виды труда
(скотоводство, применение тягловой
силы и более сложных орудий
в земледелии) приобрели решающую
роль в экономической жизни
общества и семьи, матриархат
сменился патриархатом. Возникла
патриархальная семья, а
Вопросы демографии
Если брать
общество в целом, демографическую
систему, то жизнь семьи следует
рассматривать с позиции
Однако быстрый
рост населения при ограниченных
природных ресурсах, по мнению современных
последователей Т. Мальтуса[7], создает
для общества катастрофическую перспективу:
уже теперь оно находится в
положении человека, носящего ботинки
на два размера меньше. Сущность
современной демографической
Нельзя не
признать, что Мальтус увидел действительно
важную проблему соотношения роста
населения с возможностями
Кроме того, изменения в народонаселении так или иначе оказывают значительное воздействие на состояние экономики, развитие производительных сил общества, на темпы и пропорции всего общественного развития.
Проблема народонаселения не сводится только к проблеме общей численности людей на планете. Поскольку общество взаимодействует с природой, постольку вопросы демографии представляют собой часть глобальной экологической проблематики и должны решаться в этом общем контексте. Безусловно, существенным для судеб общества, а также его взаимоотношения с природой является не просто факт наличия населения, а поддержание его на оптимальном уровне.
Итак, мы рассмотрели
основные проблемы личности и общества
в Истории. Их можно назвать проблемами
динамики развития человечества. Нами
как бы схвачены в соответствующей
системе социально-философских
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте
два значения понятия «
2. В чем
специфика гражданского
3. Сравните
понятия общественного класса
и социальной группы. Какое из
них Вы положили бы в основу
при рассмотрении структуры
4. Какой Вы
видите структуру общества
5. Род, народность,
нация — покажите историческую
преемственность и различия
6. Как Вы относитесь к идее «особого пути России»?
7. В чем
разница между национальным
8. Какова объективная
наполненность понятия «любовь»
9. Почему для
общества необходимо брачно-
10. В чем Вы видите роль мужчины и женщины в современной семье?
11. Как Вы
относитесь к прогнозу о «