Личность в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:21, реферат

Краткое описание

Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма общности уходит в глубь тысячелетий, во времена стадного существования наших предков. Сегодня термин «сообщество» употребляется применительно и к человеческим объединениям — группам разной величины и принципов объединения. Мы говорим, например, о научном сообществе, о журналистском сообществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Личность в обществе.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

 

Разум истории  создал великое многообразие наций, и все они вкупе являют своего рода особый букет цветов в саду социального бытия, где каждая нация  обладает своим уникальным ароматом, как бы светится своей особой аурой. В этом отношении нация в каком-то смысле сравнима с личностью. И сколько  бы выиграло человечество, если бы люди и народы научились ценить чужие  национальные особенности, как свои собственные.

 

Общий климат национальных отношений в огромной мере зависит от гражданской зрелости каждого человека и глубины понимания  коренных интересов своего народа, общества и человечества в целом. Это основа национального самосознания. Национальное самосознание есть чувство  и самоосознание духовного единства своего народа и его культурного своеобразия — обычаев, традиций, верований.

 

Национальное  самосознание обладает огромной регулятивной и жизнеутверждающей силой: оно  способствует сплочению людей данной национальности, выступая в роли своего рода защитного механизма, позволяющего преемственно сохранять целостность  нации и социокультурную определенность в общении с другими нациями  и народностями, противодействующего  размывающим нацию факторам, скажем, ущемлению интересов, ассимиляции  и т.п. Национальное самосознание способствует общекультурному возвышению нации, ее историческому развитию в соцветии других наций.

 

Итак, каждая нация в целом как общественный субъект социально-исторической жизни  поднимается, особенно в лице наиболее передовых представителей, до осознания  своих общественных интересов, особенностей своей культуры, традиций, наличного  положения в потоке бытия и  перспектив развития. Она обладает своим « особым складом психики, формой проявления чувств, в частности  своим чувством собственного достоинства  и разумной гордости. Но все должно иметь свою меру. Подобно тому как гипертрофированная ориентированность сознания субъекта на самого себя ведет к эгоизму, чрезмерная обращенность национального сознания только на особенное в национальной жизни и гипертрофирование ее значимости может привести к национализму. Если национальность «есть факт, который никем не игнорируется, то национализм тоже факт — на манер чумы или сифилиса. Смертоносность сего факта особенно стала чувствительна в настоящее время...»[4].

 

Национализм — форма проявления национального  эгоизма. Основу национализма составляют идеи национального превосходства  и национальной исключительности, что  порождает национальное высокомерие.

 

«Любовь к  Родине, — писал П.Я. Чаадаев —  вещь прекрасная, но есть кое-что и  повыше — любовь к истине. Этого  мы не должны забывать никогда, потому, что слепая любовь к отечеству  роднит нас с инстинктивным патриотизмом и приводит народы иногда к чванству, самомнению, самопревозношению, тому трескучему, тупому, наносно-болтливому национальному тщеславию, которое часто является достоянием людей не только малокультурных, но и образованных»[5].

 

Одним из соблазнов  национализма, по словам И.А. Ильина, является стремление оправдывать свой народ  во всем и всегда, преувеличивая  его достоинства и сваливая всю  ответственность за совершенное  им на иные, «вечно-злые», «предательски-враждебные»  силы. Но никакое воздействие враждебных сил не может и не должно гасить в народе чувство ответственности  и вины или освобождать его  от трезво-критического самопознания: путь к обновлению ведет через  покаяние, очищение и самовоспитание.

 

Общенациональный  гуманизм восстает против начала национальной исключительности: ни одна нация в  мире не имеет права на такую самооценку. Как бы велики ни  были ее экономические  и культурные достижения, она не может претендовать на какую-то избранность и привилегированность. Каждый народ в силу своего определенного исторического положения имеет конкретные исторические обязанности перед самим собой и перед человечеством.

 

Тот или иной народ, если он хочет жить полнокровной национальной жизнью, не может оставаться лишь одной из наций в море других наций — ему необходимо перерасти  самого себя, почувствовать себя больше, чем данная национальность: он должен погрузиться в сверхнациональные интересы, во всемирно-историческую жизнь человечества. Для любого народа, имеющего великие природные и исторические данные, совсем не естественно замыкаться в самом себе и жить только для себя, постоянно подчеркивая свое национальное Я, а хуже того — навязывать его другим. Это значило бы отказаться от истинного величия и личностно-национального достоинства, по существу, отречься от себя и от своего призвания и роли во всемирно-историческом прогрессе человечества.

 

Есть простая  истина: чем выше национальное самосознание народа, чем сильнее чувство национального  достоинства, с тем большим уважением  и любовью он относится к другим народам. Любой народ становится духовно богаче и краше, когда  сердце его согрето уважением  других народов: без подлинной любви  к человечеству нет и не может быть настоящей любви к родине.

 

 Любовь, брак, семья

Семья составляет существенное звено в цепи социального  бытия, ведь каждая нация и государство  слагаются из отдельных семей: семья  является первым базисом государства. Семья — это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и  их потомство. В семье отдельная  личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена  в некое целое. Жизнь семьи  включает половое и возрастное разделение труда, ведение домашнего хозяйства, взаимную помощь людей в быту, интимную жизнь супругов, продление рода, а следовательно, воспроизведение народа, воспитание нового поколения, а также нравственные, правовые и психологические отношения. Семья — важнейший инструмент индивидуального становления личности: именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.

Полноценная брачная связь мужчины и женщины  предполагает такую их связь, в силу которой они не исключают, а взаимно  дополняют друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной совместимости супругов. Критерием межличностной совместимости является удовлетворенность партнеров результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда каждый из них оказывается на высоте требований другого, не нужно создавать специальные условия для установления взаимопонимания и постоянно выяснять отношения. При межличностной совместимости, как правило, возникают взаимная симпатия, уважение, уверенность в благоприятном исходе будущих контактов, т.е. в надежности отношений.

Принято считать, что мужчины, как правило, — «особи»  брутально-активного типа, а женщины — «особи» более сдержанно-ожидательного типа. Женщины — это удивительно утонченные натуры в душевном отношении. Сила их интуиции порой стоит гениальности иных мужчин. Природа наградила их большей, чем мужчин, витальностью и изощренной интуитивностью, что очень нужно в жизни: ведь на них природой возложена сложная и особо тонкая ответственность.

Брак —  это юридически оформленные отношения  между мужчиной и женщиной. «Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский  договор, а  прежде всего моральный  союз, возникший на основе взаимной любви и доверия, превращающий супругов в одно лицо»[6].

Брак и  семья возникли и развивались  вместе с появлением и развитием  человека и человеческого общества. Правда, единобрачие наблюдается  и у некоторых животных, но оно  продиктовано инстинктом и естественным отбором.

В глубокой древности  половые отношения носили беспорядочный  характер и семьи не существовало. Каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина — каждой женщине. Этому противостояла лишь животная ревность, которая обуздывалась общностью материальных интересов первобытного коллектива. В дальнейшем половые отношения развивались по  линии выключения из них родителей и детей, а потом братьев и сестер.

В родовом  обществе возник групповой брак. Вступавшие в половую связь мужчины и  женщины принадлежали разным родам. Все женщины одного рода были потенциальными женами всех мужчин другого рода. Супруги  жили в своих родах. Дети, зная только мать, входили в ее род или в  материнскую семью — группу ближайших  родственников по женской линии.

В дальнейшем возникшее в рамках группового брака  эпизодическое сожительство привело  к парному браку и непрочной  парной  семье. Парная семья еще  не вела своего хозяйства и потому не была  хозяйственной ячейкой  общества. Для этой ранней стадии развития семьи характерно равноправие супругов, а при развитом матриархате —  главенство женщины: женский труд (земледелие) был эффективнее мужского (охота).

 После  того как «мужские» виды труда  (скотоводство, применение тягловой  силы и более сложных орудий  в земледелии) приобрели решающую  роль в экономической жизни  общества и семьи, матриархат  сменился патриархатом. Возникла  патриархальная семья, а вместе  с ней и моногамия. Жена перешла  на жительство в семью мужа. Дети стали наследовать имущество  и имя отца. С появлением частной  собственности и института наследства  от женщины уже в силу экономических  причин требовалась прочная гарантия  верности. И законы государства,  и нормы морали, и предписания  религий были направлены на  подчинение женщины власти мужчины  в семье. В ходе исторического  развития в целом власть мужа  в семье становится менее тираничной. Женщина приобретает самостоятельность  в ведении хозяйства и воспитании  детей, хотя ее участь остается  тяжелой. Капитализм обусловил  развитие семьи в направлении  большей экономической самостоятельности  женщины в течение всего периода  супружеской жизни; так, в ряде  стран женщина сохраняет права  на принадлежащий ей капитал.

 

 

Вопросы демографии

Если брать  общество в целом, демографическую  систему, то жизнь семьи следует  рассматривать с позиции воспроизводства  человеческой жизни. Демография изучает  процессы воспроизводства населения (мира «смертей-рождений»), его динамики, миграции, семью как демографическую  единицу и т.п. Демографическая  система — это люди в совокупности связывающих их демографических  отношений. На рост населения влияет множество социально-экономических  факторов: уровень развития экономики, науки, здравоохранения, социального  обеспечения, социальных отношений, тип  культуры, психология народа, воспитание и характер традиций. Небезынтересна динамика роста населения Земли: в начале новой эры оно составляло примерно 275 млн. человек, в 1850 г. — 1 млрд., в 1900 г. — 1,6 млрд., в 1930 г. — уже 2 млрд., в 1976 г. — 4 млрд., в 1987 — 5 млрд., а в 2000 г. более 6 млрд. человек.

Однако быстрый  рост населения при ограниченных природных ресурсах, по мнению современных  последователей Т. Мальтуса[7], создает  для общества катастрофическую перспективу: уже теперь оно находится в  положении человека, носящего ботинки  на два размера меньше. Сущность современной демографической ситуации видится ими в «необузданном  размножении» человечества. Это, как  полагают мальтузианцы, может стать  оправданием высокой детской  смертности, эпидемий, войн как «целительных»  средств, смягчающих противоречия между  «чрезмерным» ростом населения и  ограниченными природными ресурсами.

Нельзя не признать, что Мальтус увидел действительно  важную проблему соотношения роста  населения с возможностями обеспечения  его средствами существования. Б  самом деле, не исключено, что численность населения, живущего на ограниченной территории, может оказаться столь большой, что приведет к истощению ресурсов.

Кроме того, изменения  в народонаселении так или иначе оказывают значительное воздействие на состояние экономики, развитие производительных сил общества, на темпы и пропорции всего общественного развития.

Проблема  народонаселения не сводится только к проблеме общей численности  людей на планете. Поскольку общество взаимодействует с природой, постольку  вопросы демографии представляют собой  часть глобальной экологической  проблематики и должны решаться в  этом общем контексте. Безусловно, существенным для судеб общества, а также  его взаимоотношения с природой является не просто факт наличия населения, а поддержание его на оптимальном  уровне.

Итак, мы рассмотрели  основные проблемы личности и общества в Истории. Их можно назвать проблемами динамики развития человечества. Нами как бы схвачены в соответствующей  системе социально-философских категорий  основные нити, связывающие отдельные  личности в соответствующие системы  общности: общества, человечества, нации  и семьи.

 Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте  два значения понятия «сообщество».

2. В чем  специфика гражданского общества?

3. Сравните  понятия общественного класса  и социальной группы. Какое из  них Вы положили бы в основу  при рассмотрении структуры общества?

4. Какой Вы  видите структуру общества будущего?

5. Род, народность, нация — покажите историческую  преемственность и различия между  ними.

6. Как Вы  относитесь к идее «особого  пути России»?

7. В чем  разница между национальным сознанием  и национализмом?

8. Какова объективная  наполненность понятия «любовь»  как предмета философствования?

9. Почему для  общества необходимо брачно-семейное  оформление любви?

10. В чем  Вы видите роль мужчины и  женщины в современной семье?

11. Как Вы  относитесь к прогнозу о «пожелтении»  или «почернении» человечества (в  результате повышенной рождаемости  в странах афро-азиатского региона)?


Информация о работе Личность в обществе