Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 22:29, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть понятие «личность», роль отношений в становлении личности младшего школьника.
Задачи данной курсовой работы:
- сформировать список информационных источников;
- выявить возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
- выявить роль школьного коллектива в формировании личности младшего школьника;
- исследовать особенности формирования личности у младших школьников.
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Психологические подходы к изучению структуры личности……5
1.1. Характеристика подходов изучения личности в отечественной………5
психологии.
1.2. Личность как система отношений в концепции В.Н. Мясищева……....15
Глава 2. Психологические особенности личности младшего школьника….20
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников…...20
2.2.Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка……..22
2.3. Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника………………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………......32
Список литературы……………………………………………………………… 35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Кафедра практической психологии
Личность как система отношений в младшем школьном возрасте
по дисциплине «Общая и экспериментальная психология»
очной формы обучения
(квалификация: бакалавриат по направлению
образование», профиль «Психология
Худякова Татьяна Леонидовна
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологические подходы к изучению структуры личности……5
1.1. Характеристика подходов изучения личности в отечественной………5
психологии.
1.2. Личность как система отношений в концепции В.Н. Мясищева……....15
Глава 2. Психологические особенности личности младшего школьника….20
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников…...20
2.2.Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка……..22
2.3. Школьный коллектив и его роль в формировании
личности младшего школьника………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Личность - одна из центральных тем современной психологии. Ей занимались многие ученые из Зарубежа и России, потому что она актуальна и познавательна в любое время. Личность человека - своеобразный ребус: каждый человек по-своему уникален набором индивидуальных психических качеств, характера, темперамента, мировоззрения, суждений и т.д.
С фразой «личностью не рождаются, а ей становятся» трудно не согласиться, потому что человек может называться личностью только тогда, когда он прошел путь социализации и полной адаптации.
Мы не можем назвать младенца личностью потому, что он еще не связан практически никакими отношениями, он не может в полной мере общаться так же, как и взрослые и реализовывать все то, что в нем заложено. Но когда ребенок начинает говорить и общаться с окружающими его людьми: родителями, сверстниками и др., он начинает постепенно развиваться как личность.
Существенный вклад в исследование понятия личности внесли российские ученые – А.Н.Леонтьев[7], В.Н.Мясищев[9], Л.И.Божович[3], С.Л.Рубинштейн[11], Б.Г.Ананьев[2] и мн.др.
Объектом исследования является личность как система отношений.
Предметом исследования являются особенности личности младших школьников.
Цель курсовой работы - раскрыть понятие «личность», роль отношений в становлении личности младшего школьника.
Задачи данной курсовой работы:
- сформировать список информационных источников;
- выявить возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
- выявить роль школьного коллектива в формировании личности младшего школьника;
- исследовать особенности формирования личности у младших школьников.
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
1.1. Характеристика подходов изучения личности в отечественной психологии.
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Взгляды А.Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте.
По мнению В.М. Бехтерева, «следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности». Рассматривая характер взаимоотношений между ними, В.М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями». В целом в структуре личности В.М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции».
Сопоставление концепции А.Ф. Лазурского с идеями В.М. Бехтерева позволяет предположить, что последние стали для А.Ф. Лазурского основополагающими концептуальными положениями, получившими теоретическую и эмпирическую развертку в самой концепции личности.
По мысли А.Ф. Лазурского, основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.
Личность в представлении А.Ф. Лазурского – это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях, как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.
По А.Ф. Лазурскому,
эндочерты в основном являются врожденными.
Тем не менее он не считает их абсолютно
врожденными. По его мнению, эндопсихика
составляет ядро человеческой личности,
главную ее основу.
Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающее и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством.
Названные здесь черты тесно связаны между собой, значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношении экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение. [6]
Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности.
До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).
Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь, уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека.
В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры. В качестве таковых А.Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей.
Однако, продолжает он, следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру. Если в концепции А.Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л.И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности», или ее направленность.
«На основании теоретического анализа, – пишет Л.И. Божович, – мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью». Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности.
Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л.И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.
Становится очевидным, что ведущая сфера
в структуре личности Л.И. Божович – это
аффективно-потребностно-
Данная концепция – наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются:
– отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
– внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;
– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);
– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;
– исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств;
– личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.
Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры.
1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной.
Информация о работе Личность как система отношений в младшем школьном возрасте