Массовые движения и психология толпы как субъект социально-политической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы состоит в изучении общей характеристики стихийных групп и массовых движений. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие стихийных групп и массовых движений;
Рассмотреть типы стихийных групп;
Изучить способы воздействия, реализуемые в стихийных группах;
Рассмотреть психологию толпы
Изучить основные аспекты массовых движений и психологии толпы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Методологические исследования изучения стихийных групп и массовых движений
1.1. Понятие стихийных групп и массовых движений…………………………5
1.2. Типы стихийных групп и способы воздействия в них ……………………7
1.3. Психология толпы. Массовое сознание и поведение………………………16

Глава 2. Массовые движения и психология толпы как субъект социально-политической психологии
2.1. Массовые движения…………………………………………………………..20
2.2. Психология толпы ……………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - копия.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

1.3. Психология толпы. Массовое сознание и поведение

    Обобщение достижений современного научного анализа  проблемы массового политического  поведения позволяет в рамках политической психологии выделить наиболее существенные признаки данного феномена. Массовое стихийное поведение— термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, паники и прочих массовидных явлений. Прежде всего следует отметить, что его характер и направленность зависят и определяются массовым сознанием.

    В массовом поведении, безусловно, сказывается детерминирующая роль массового сознания, которое понимается как отражение материальных условий жизни, труда и отношений. При этом массовое сознание рассматривается стержнем всех отмеченных компонентов и имеет ряд особенностей:

    • является производным, прежде всего, от экономического базиса общества и по содержанию охватывает все его социально-политические и экономические проблемы;

    • носит многоплановый системный  характер, обеспечивающий интеграцию различных форм сознания — правового, этнического, политического, профессионального, стихийного и др.;

    • проявляется на трех уровнях —  индивидуальном (отдельного человека), групповом (малых групп) и целостном (общественном);

    • играет активную преобразующую роль в поведении и отношениях.

    Массовое сознание, как интегративная детерминанта массового поведения, имеет ряд особенностей — высокую динамичность, противоречивость и спонтанность, так как формируется и изменяется под действием более широкого и мобильного спектра факторов; существенно зависит от устойчивости интеграции различных реально действующих факторов и условий; неоднозначно и противоречиво проявляется на индивидуальном, групповом и массовом уровнях.

    Толпа рассматривается политической психологией  как множество людей, не связанных  между собой общностью цели и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания, сходством эмоционального состояния и в некоторой степени проявляющих массовое сознание.

    Толпа — разновидность социального  организма. По характеру чувствования и поведенческого реагирования она существенно отличается от организованной группы и требует кардинально иных механизмов, приемов и навыков управления. Вместе с тем различия между толпой и группой не дискретны: между крайними полюсами наблюдается множество промежуточных состояний. В частности, сконцентрированная масса людей обычно приобретает некоторые свойства толпы, сохраняя при этом и качества организованной группы.

    Причины и непосредственные поводы к возбуждению  недовольства или энтузиазма толпы могут быть самыми разнообразными и необязательно политическими: от повышенной активности Солнца до падения курса национальной валюты.

    Исследователи подчеркивают, что в толпе человек  чувствует себя анонимным, что подталкивает его к действиям более рискованным и безответственным. Эти действия могут быть героическими, но в той же мере вероятны насилие, вандализм и хулиганство. Иррациональность поступков объясняется стадным чувством, которое позволяет отдельным участникам отключить свою волю, сознание и действовать по законам толпы.

    Толпа как тип социальной группы характеризуется  аморфностью, однородностью структуры. В ней либо вообще нет лидера, либо, если он появляется (а нередко  это происходит благодаря самоназначению), то все члены группы делятся на две роли: лидер и его последователи. При этом власть лидера бывает неограниченной, так как его последователи не размышляют, а слепо следуют его приказам.

    Механизмы образования толпы: слухи и циркулярная  реакция. Слух — процесс передачи эмоционально актуальной информации по средствам коммуникации. Циркулярная реакция (синоним: эмоциональное кружение) — процесс обоюдного заражения, по мере интенсификации которого взаимодействие между индивидами опускается с семантического (коммуникация) на психофизиологический уровень.

    Виды  толпы

    Большое количество наблюдений и психологических  исследований массового стихийного поведения позволили вывести  следующую условную классификацию.

    Окказиональная  толпа (от англ., occasion — случай) — множество людей (зеваки), собравшихся по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция — любопытство.

    Секвенциальная  толпа (от англ., convention — условность) собирается по поводу заранее объявленного события: митинг, концерт рок-группы, футбольный матч и т. д. Здесь преобладает более организованный интерес, и люди до поры до времени (пока сохраняют качества конвенциальной толпы) готовы следовать определенным условностям (конвенциям). Здесь доминирует более направленный интерес.

    Экспрессивная толпа (от англ., expression — выражение), ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест и т. д. Доминирующие эмоции здесь могут быть различны, главная характеристика — ритмичность выражения.

    Экстатическая толпа (от англ., ecstasy) — экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигшие экстаза люди самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения, подчас смертельного, не в силах остановиться, и т. д.

    Действующая (active) толпа — наиболее опасная  разновидность, в рамках которой  в свою очередь можно выделить следующие подвиды:

    — агрессивная толпа. Доминирующая эмоция — ярость, злоба по отношению  к объекту;

    — паническая толпа. Доминанта — страх, ужас, стремление у каждого индивидуально  избежать реальной или воображаемой опасности;

    — стяжательная толпа — люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминанта — жадность, жажда приобретения. В конкретных ситуациях может сопровождаться страхом, злобой или обожанием;

    — повстанческая толпа по ряду признаков  сходна с агрессивной, однако отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Практически это выражается тем, что при наличии активного организующего звена в повстанческую толпу может быть внесено организационное начало. Известны случаи, когда повстанческую толпу в конечном счете удавалось организовать в эффективную группу. 

    Удалось выявить четыре комплекса предпосылок (факторов) превращения более или  менее организованной группы в паническую толпу.

    Социальные  предпосылки — общая напряженность  в обществе, вызванная природными, экономическими или политическими бедствиями: землетрясения, наводнение, резкое падение курса валюты, начало или неудачное ведение боевых действия и т. д.

    Физиологические предпосылки — усталость, голод, долгая бессонница, действие алкоголя, наркотиков.

    При этом снижается уровень индивидуального  самоконтроля, что при массовом скоплении  людей чревато особенно опасными последствиями.

    Общепсихологические предпосылки — удивление, испуг, вызванные недостаточной информированностью о вероятной опасности и возможных способах противодействия.

    Социально-психологические  и идеологические предпосылки —  отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективного лидерства, недостаточное доверие к лидерам  и низкий уровень групповой сплоченно 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Массовые движения и психология толпы как субъект социально-политической психологии

    2.1. Массовые движения

    Один  из наиболее известных исследователей социальных движений французский социолог А. Турен считает их действующими лицами («актерами») процесса самопроизводства общества. Смысл этой идеи заключается в том, что движение есть такая форма коллективной деятельности, посредством которой социальные общности устанавливают, по выражению Турена, «контроль над историчностью», т.е. вмешиваются в ход истории. Это вмешательство становится возможным потому, что социальные движения носят конфликтный и наступательный характер: они оспаривают те или иные параметры существующих общественных отношений и культурных моделей и тем самым выступают как факторы изменений3.

    Социальные  движения являются массовым групповым  субъектом, хотя они и не подходят под определение группы как имеющей  определенные границы и относительно устойчивой общности людей. Общность, охватываемая движением, обычно чрезвычайно подвижна: состав его участников постоянно меняется, то расширяясь, то сужаясь; форма его существования – более или менее спорадические акции, которые могут многократно возникать и прекращаться в течение более или менее длительного времени, но могут быстро и необратимо пойти на убыль, затухнуть вместе с самим движением. Эти черты движения объясняются их массовым характером: масса не в состоянии вся сразу и в течение длительного времени отдаваться общественной или политической деятельности.

    Вместе  с тем именно эти особенности движений позволяют им выступать в роли подлинного массового субъекта и фактора социально-политических изменений. Движение – это действие, а действие, в котором непосредственно участвует масса, способно оказать гораздо более сильное и быстрое влияние на ситуацию, чем пассивные, институциональные формы вовлеченности масс в общественно-политическую жизнь (как, например, голосование на выборах). Движение выражается в таких действиях, как забастовки, демонстрации, митинги, и если масса их участников достигает некой критической точки, в стране, городе или регионе возникает принципиально новая психологическая атмосфера, которая становится самостоятельным фактором политических решений.

    Мы  не можем здесь обстоятельно рассматривать  социально-психологические механизмы динамики общественно-политических движений, их мотивационные, когнитивные, аффективные и другие аспекты.4

    Социология  и социальная психология общественных движений – весьма широкое направление  научных исследований, в его рамках сформировалось немало школ и концепций. Стоит отметить, что попытки обосновать некую общую теорию движений или их типологию наталкиваются на трудности, связанные с чрезвычайным многообразием этого феномена. История знает как движения, ориентированные на достаточно определенные программные цели, так и таких целей не имеющие, выражающие лишь протест против тех или иных институтов, социальных явлений; движения «против» и движения «за», хорошо организованные и стихийные. С точки зрения рассматриваемого здесь вопроса о групповых субъектах социально-политической психологии, важно прежде всего понять, чем движение психологически отличается от других видов массовых общностей и как оно соотносится с другими ее субъектами.

    В отличие от социально-экономических, культурных, региональных, этнических, профессиональных групп, движение представляет собой общность, объединенную общим действием. Такое действие означает сближение людей, интенсификацию социально-психологических связей общения между ними, причем связей, не «заданных» обстоятельствами, не навязанных общей судьбой, но конструируемых ими самими. В движениях проявляются не только те конкретные потребности и интересы, которые приводят к их возникновению, но и глубинная социально-интегративная потребность, присущая человеку. Мы видели ее проявление у активистов движения, но и основная масса их участников испытывает то же ощущение слитности с большей общностью людей, способной «действовать вместе», активно вмешиваться в ход событий. В движении личность на какое-то время преодолевает свою изоляцию, отчуждение от других, незнакомых людей и в то же время возрастает ее чувство социального достоинства – человек ощущает себя частью коллективной силы. С этим связан тот повышенный эмоциональный тонус, который обычно характеризует массовые акции.

    Массовое  движение может возникать как  принципиально новая общность, черпающая  своих участников из различных социальных групп, и может быть связана генетически  с интересами какой-то определенной социальной или этнической группы. Примером движений первого типа могут служить экологические движения, второго – массовое рабочее движение. По отношению к нему рабочий класс является субъектообразующей группой. Другие субъекты социально-политической психологии – партии, группы активистов могут быть зачинщиками и организаторами движений, а в других ситуациях создаются самим движением, представляют собой его продукты. Например, многие социал-демократические и коммунистические партии возникли из рабочего движения, были его частью, и лишь затем отделились от него, превратились в самостоятельные политические институты.

Информация о работе Массовые движения и психология толпы как субъект социально-политической психологии