Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:05, реферат
Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.
Содержание :
Введение …………………………………………………………………………………………………………………….......................
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностного восприятия…………………………………..
Проблема межличностного восприятия в психологии…………………………………….........................
Особенности восприятия учителя детьми………………………………………………………….......................
Вывод по главе 1……………………………………………………………………………………………………………....................
Глава 2. Экспериментальное изучение восприятия учителя младшими школьниками………………
Вывод по главе 2………………………………………………………………………………………………………………………………..
2.1. Методы. Методики и организационное исследование восприятия младших школьников ..………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………………
В психолгии существует такое понятие
как аттракция - механизм межличностного
восприятия. Аттракция- (от
лат. attrahere – привлекать, притягивать)
– особая форма восприятия одного человека
другим, основанная на формировании устойчивого
эмоционально положительного чувства
к нему. Люди
не просто воспринимают друг друга, но
формируют друг по отношению к другу определенные
отношения. На основе сделанных оценок
рождается разнообразная гамма чувств
- от неприятия того или иного человека
до симпатии, даже любви к нему. Область
исследований, связанных с выявлением
механизмов образования различных эмоциональных
отношений к воспринимаемому человеку,
получила название исследования аттракции.
Аттракция также является процессом формирования
привлекательности какого-то человека
для воспринимающего и продуктом этого
процесса, то есть некоторое качество
отношения. Аттракцию можно рассматривать
также как особый вид социальной установки
на другого человека, в которой преобладает
эмоциональный компонент, когда этот “другой”
оценивается преимущественно в аффективных
категориях[6]. Включение аттракции в процесс
межличностного восприятия с особой четкостью
раскрывает тот факт, что общение всегда
есть реализация определенных отношений
(как общественных, так и межличностных).
Аттракция связана преимущественно с
этим вторым типом отношений, реализуемых
в общении. Эмпирические исследования аттракции
главным образом посвящены выяснению
тех факторов, которые приводят к появлению
положительных эмоциональных отношений
между людьми. Изучается, в частности,
вопрос о роли сходства характеристик
субъекта и объекта восприятия в процессе
формирования аттракции, о роли “экологических”
характеристик процесса общения (близость
партнеров по общению, частота встреч
и т.п.). Во многих работах выявлялась связь
между аттракцией и особым типом взаимодействия,
складывающимся между партнерами, например,
в условиях “помогающего” поведения.
Выделены различные уровни аттракции: симпатия,
дружба, любовь.
Дружба – вид
устойчивых, индивидуально-избирательных
межличностных отношений, характеризующийся
взаимной привязанностью их участников,
усилением процессов аффилиации (стремление
быть в обществе, здесь – вместе с другом,
друзьями), взаимными ожиданиями ответных
чувств и предпочтительности.
Симпатия (от
греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение)
– устойчивое одобрительное эмоциональное
отношение человека к другим людям, их
группам или социальным явлениям, проявляющееся
в приветливости, доброжелательности,
восхищении, побуждающее к общению, оказанию
внимания, помощи и т.п.
Любовь – высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.
Теоретические данные не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования, посвященные аттракции немногочисленны.
Методы измерения
Понятие социальной дистанции,
которое ввел американский социолог Э.Богардус в начале XX в., характеризует близость
(отчужденность) социальных или этнических
общностей, групп, отдельных людей.
С помощью шкалы социальной дистанции
(или шкалы Богардуса)
оценивается степень социально-психологического
принятия людьми друг друга, поэтому ее
часто называют шкалой социальной приемлемости.
Она используется для измерения дистанции,
связанной с расовой или национальной
принадлежностью, возрастом, полом, профессией,
религией, для измерения дистанции между
детьми и родителями. Шкала социальной
дистанции показывает степень психологической
близости людей, способствующей легкости
их взаимодействия.
Максимальная социальная дистанция - означает, что человек (или этнос) держится обособленно, автономно. Вежливость и этикет как культурные способы общения позволяют скрывать свою личность, собственную оригинальность и культуру; большинство коммуникаций в таких случаях символично и формально.
Минимальная социальная дистанция - способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку, когда люди хорошо знакомы, интересуются друг другом, национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие и каждый принимает во внимание оригинальность и индивидуальность друг друга.
[1] Соколов, А.
В. Общая теория социальной коммуникации:
Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова
В. А., 2002 г. — 461 с. - С 234
[2] Андреева, Г. М. Место межличностного
восприятия в системе перцептивных процессов
и особенности его содержания // Межличностное
восприятие в группе. М., 1981. С. 30
[3] Бодалев, А.А. Восприятие и понимание
человека человеком. М., 1982. - С. 5
[4] Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А..
Социальная психология: Хрестоматия:—
М: Аспект Пресс2003.- С 136
[5] Бодалев, А.А. Восприятие и понимание
человека человеком. М., - 1982 С .
[6] Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных
отношений Издательство московского университета,
1987.- С.87
1