Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:53, доклад

Краткое описание

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

Вложенные файлы: 1 файл

психология 1.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Межличностные отношения

    (основные  понятия)

Общение

 

    Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.

    Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

    В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.

    Содержание  общения  – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию.

    Цель  общения  – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

    Средства  общения  – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.

    Невербальное  – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида.

    Вербальное  общение происходит с помощью какого-либо языка.

    Большинство невербальных форм общения у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку. Оно располагает гораздо более широкими возможностями, чем невербальное.

    Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются следующие:

    контактная  – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;

    информационная  – получение новой информации;

    побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

    координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;

    достижение  взаимопонимания  – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;

    обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;

    установление  отношений  – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;

    оказание  влияния  – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.

    В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны:

    1) коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами;

    2) интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами;

    3) перцептивная – взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    Когда говорят о коммуникации в общении, то, прежде всего, имеют в виду, что  в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.

    Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой  совместной деятельности, и обмен  знаниями, идеями, чувствами и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

    Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные  отношения. Общение предполагает обмен  мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.

Перцепция

 

    Процесс восприятия одним человеком другого  является обязательной составной частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией. Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут положительные черты, другие – отрицательные. В перцепции возможны ошибки восприятия, причинами которых могут быть:

      эффект «ореола»  – информация, полученная о человеке до непосредственного общения с ним, формирует предвзятость представления о нем еще до его восприятия;

      эффект «новизны»  – при восприятии незнакомого человека часто наиболее значимой кажется первичная информация о нем (так называемое первое впечатление);

      эффект стереотипа  – возникает из-за недостаточного объема информации о человеке и существует в виде некоторого устойчивого образа.

Аттракция

 

    В процессе перцепции происходит не просто восприятие друг друга, а рождается целая гамма чувств, возникают эмоциональные отношения, механизм образования которых изучает аттракция.

    Аттракция – это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Для формирования аттракции можно пользоваться некоторыми приемами:

    прием «имя собственное»

    при общении чаще обращаться к партнеру по имени и отчеству, так как  такое обращение служит показателем  внимания и неосознанно вызывает положительные эмоции;

    прием «зеркало души»

    приветливое выражение лица, улыбка при общении  сигнализируют о дружеских отношениях и добрых намерениях;

    прием «золотые слова»

    не  скупиться во время общения на комплименты, похвалу, в которых  нуждается любой человек;

    прием «терпеливый слушатель»

    уметь заинтересованно и терпеливо  выслушать своего собеседника, дать ему высказаться;

    прием «предварительная информация»

    при общении использовать знания о своем  собеседнике (характер, темперамент, хобби, семейное положение и пр.).

    Таким образом, общение – это сложный, многоплановый социально-психологический  процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный  потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    Рассматривая  технологии, техники и правила  общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного общения. Существует несколько правил конструктивного общения, целью которых является достижение наилучшего результата во время общения, например:

    • говорить на языке, понятном обоим партнерам;

    • проявлять уважение к партнеру, подчеркивать его значимость;

    • подчеркивать общность с партнером (профессиональную, половую, этническую, конфессиональную, возрастную и т. д.);

    • проявлять интерес к проблемам партнера.

Общение и речь

 

    Одна  из главных особенностей человека –  это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную  информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.

    Важнейшим достижением человека, позволившим  ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.

    Возможность речевого общения – это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.

    Классификация видов речи осуществляется на основании  наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.

    Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь – средств мышления.

    Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные  связи между внешними раздражениями  и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

    К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

    • информативность;

    • понятность;

    • выразительность.

    В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских – согласие, в Китае цвет траура – белый, а на Западе – черный. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

    В психологии понятия «речь» и «язык» разделяются.

    Речь  – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

    Язык  – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.

Информация о работе Межличностные отношения