Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:53, доклад

Краткое описание

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

Вложенные файлы: 1 файл

психология 1.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

    Речь  без усвоения языка невозможна, в  то же время язык существует и развивается  по законам, не связанным с психологией  и поведением человека.

    Речь  человека может быть развернутой  и сокращенной. Развернутый тип  речи характеризуется большим словарным  запасом и разнообразными грамматическими  формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке. 

Межгрупповые  отношения и взаимодействия

Группа  и ее характеристики. Малая группа

 

    Группа  – это социальная, относительно устойчивая, выделяемая на основе определенных признаков совокупность людей, связанных системой отношений. Традиционно выделяют следующие признаки группы:

    – осознание участников своей принадлежности к группе; – установление определенных отношений между ними;

    – внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, а также такие элементы, как лидерство, иерархия и т. п.;

    – потенциальная способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

    По  различным основаниям выделяют несколько  разновидностей групп:

    • большие и малые;

    • условные и реальные (контактные);

    • постоянные и временные;

    • формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

    Большие группы – это многочисленные социальные общности, выделяемые по профессиональным, экономическим, национальным, религиозным, половым, культурно-образовательным и другим всевозможным признакам. Например, нации, народности, общественно-политические партии и т. д.

    Малая группа – немногочисленная группа людей (до 15–20 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. К таким группам относятся, например, семья, школьный класс, трудовой коллектив и т. д. Малая группа – это всегда реальная (или контактная) группа, ее отличительным признаком является пространственное и временное соприсутствие людей, которое делает возможным общение и взаимодействие членов группы. Малые группы всегда играли исключительно важную роль в жизни людей и всего общества. Они необходимы для полноценной жизни каждого человека, приобретения защищенности, обеспечения условий гармоничного развития человека, усвоения социального и профессионального опыта, его сохранения и обогащения. Малые группы могут быть формальными (официальными) или неформальными (неофициальными). В первом случае группа имеет нормативно закрепленную структуру, назначенного или избранного руководителя, члены группы имеют юридически фиксированные права и обязанности; во втором – группа не имеет юридического статуса и характеризуется в основном своей сложившейся системой межличностных отношений.

    Условные  группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и пр.); реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться. Как правило, выделение таких групп происходит в исследовательских целях для сравнения результатов, полученных в них, с результатами, полученными в реальных группах. Реальные группы людей характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями – это действительно существующие объединения людей.

    Малая группа имеет социально-психологические характеристики, которые можно разделить на два класса:

    1) формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей;

    2) содержательные, отражающие психологию членов группы, их взаимоотношения.

    К формальным характеристикам относятся  число членов группы, каналы коммуникаций, распределение обязанностей между членами группы и другие, к содержательным – групповые интересы, потребности, мнения, ценности, нормы, цели, межличностные отношения, а также сплоченность и психологический климат группы – основные характеристики уровня ее социально-психологического развития.

    Средством регуляции поведения членов группы, характера их взаимодействия и общения  являются групповые нормы – это  совокупность правил, которые вырабатываются группой и способствуют повышению  ее устойчивости и стабильности.

    Показателем групповой сплоченности является ценностно-ориентационное единство, которое фиксирует степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям и ценностям последней.

    Малая группа может быть референтной и нереферентной. Референтная группа выполняет функцию социального сравнения, поскольку является источником как положительных, так и негативных образов, а также нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм поведения и правил общения. В ней индивид находит для себя образец для подражания, ее цели, нормы и формы поведения становятся для него значимыми. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение членов которой чужды, безразличны или неприемлемы для индивида.

    Совокупность  процессов, которые происходят в  малой группе, называют групповой динамикой; они характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы:

    • образование;

    • функционирование;

    • развитие;

    • стагнация (застой);

    • распад.

    Внутри  группы разные ее члены занимают разное положение, которое характеризуется  понятиями: позиция, статус, внутренняя установка и роль.

    Позиция означает официальное положение человека в группе. Статус – это реальное положение в системе внутригрупповых отношений, показатель действительной авторитетности человека для остальных членов группы. Внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного положения в группе. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека, она может определяться официальной должностью, а может избираться самим членом группы, например «шут», «козел отпущения», лидер и т. п.

    Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых ситуациях; лидер может являться формально назначенным руководителем, а может и не быть им.

    Лидером всегда является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную  роль в организации и регулировании  совместной деятельности группы. Выдвижение в лидеры происходит стихийно и зависит  от эффективности вклада члена группы в решение групповых задач.

    В отличие от лидера руководитель – это официально назначаемое или выбираемое лицо, на которое возложены функции управления группой и организации ее деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы, обладает формально регламентированными правами и обязанностями.

    Если  лидером невозможно стать до тех  пор, пока окружающие не воспримут человека в качестве такового, то руководителя назначают независимо от восприятия подчиненных. Таким образом, руководство – социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.

    Под стилем лидерства (руководства) понимают совокупность типичных для лидера (руководителя) приемов, средств психологического воздействия, влияния на других членов группы:

      авторитарный стиль  – ярко выраженная властность руководителя, единоначалие, систематический контроль за действиями подчиненных;

      демократичный стиль  – руководитель считается с мнением членов группы, советуется при выработке и принятии решений;

      либеральный стиль – руководитель уклоняется от выполнения своих обязанностей, дела в группе идут сами собой, все вопросы внутригрупповой жизни члены группы решают сами.

    На  практике самым удачным является не какой-нибудь один из трех перечисленных  стилей, а комбинированный, при котором руководитель умеет вести себя по-разному, гибко меняет линию взаимоотношений в зависимости от ситуации и сложившейся в группе обстановки.

    Социально-психологичеческую  структуру группы характеризует  также определенная система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, называемая каналами коммуникаций. На практике чаще всего встречаются два вида структур каналов коммуникаций: централизованная и децентрализованная .

    Централизованная  структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания, и играет основную роль в организации групповой  деятельности; децентрализованная отличается равенством всех участников, т. е. каждый из членов группы обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию.

    На  практике выбор той или иной структуры  определяется целями и задачами, стоящими перед группой.

Коллектив

 

    Среди малых групп особое место занимают коллективы. Коллектив – это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива, членами которого они являются.

    Основные  признаки коллектива:

    – общая деятельность;

    – соответствие деятельности социально значимым целям;

    – предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности;

    – сознательное, устойчивое единство, сплоченность; – наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива;

    – согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;

    – устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.

    Функциональные связи между членами коллектива возникают на основе выполнения каждым из них своих профессиональных обязанностей. Служебно-функциональные роли и связи членов персонала образуют профессиональную структуру коллектива. На ее базе формируется социально-психологическая структура, предназначение которой состоит в скреплении, объединении коллектива в единое целое, выступающее целостным субъектом труда. Первая структура ориентирована на профессиональную деятельность коллектива, на достижение поставленных перед ним целей, а вторая – на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Обе структуры необходимы – отсутствие или слабость одной отрицательно сказывается на другой и на коллективе в целом.

    В коллективе формируется свой тип межличностных отношений; эти отношения характеризуются:

    • высокой сплоченностью;

    • ценностно-ориентационным единством;

    • коллективистским самоопределением;

    • социально-ценностным характером мотивации;

    • наличием общественного мнения;

    • традициями;

    • устоявшимися взаимоотношениями.

    Для того чтобы успешно регулировать процессы функционирования и развития взаимоотношений в коллективе, руководитель обязан в своей деятельности придерживаться некоторых правил, к которым относятся:

      использование благоприятного влияния  на взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной работы, вовлекающей ее исполнителей в содержательные деловые и личные контакты, сближающей их, позволяющей глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты;

      заботливое сохранение уже сложившихся  здоровых отношений, использование их при распределении заданий, обязанностей и т. д.;

      справедливость во всем, попытка  избежать противопоставления одних  членов коллектива другим, захваливания  одних и безосновательного порицания  других, бездумного поощрения нездорового соперничества.

Информация о работе Межличностные отношения