Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:01, контрольная работа
Актуальность темы: заключается в анализе конфликтов, как всеобщего явления в жизни общества. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать причины многих процессов в политической жизни общества. В данной контрольной работе рассматриваются основные этапы и направления развития межнациональных конфликтов.
Цель работы: рассмотреть данную тему в соответствующей литературе, обозначить основные понятия, термины и основополагающие причины возникновения межнациональных конфликтов.
Введение……………………………………………………………......2
Глава 1. Причины конфликтов…………………………………….…4
Глава 2. Типология межнациональных конфликтов……………....10
2.1. Положение в России…………………………………………….11
2.2. Межнациональные конфликты в западном мире………….….14
Глава 3. Пути решения межнациональных конфликтов……….….20
Заключение……………………………………………………...….....22
Список литературы…………………………………………..…...…..24
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Причины
конфликтов…………………………………….…4
Глава 2. Типология межнациональных конфликтов……………....10
2.1. Положение в России…………………………………………….11
2.2. Межнациональные
конфликты в западном мире………….….14
Глава 3. Пути
решения межнациональных конфликтов……….….20
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Пожалуй, на сегодняшний день трудно назвать более актуальную проблему, чем названная в заглавии. Почему-то людям разных национальностей трудно жить на одной планете без попыток доказать превосходство своей национальности над другими. К счастью, печальная история немецкого национал социализма отошла в прошлое, однако нельзя сказать, что межнациональные распри канули в Лету.
Взяв любую сводку новостей, можно наткнуться на сообщение об очередной «акции протеста» или «теракте». Периодически появляются все новые и новые «горячие точки» со всеми вытекающими отсюда процессами - жертвами как среди военных, так и мирного населения, потоками миграции, беженцами и, в целом, - искалеченными человеческими судьбами.
Нелишне напомнить, что еще Аристотель считал важнейшим источником конфликтов («распрей») в обществе имущественное неравенство людей и неравенство в получении ими почестей, когда нарушается мера и справедливость их распределения. Это, считал он, с одной стороны, способствует возрастанию корыстолюбия и тщеславия, что в конце концов ведет к перерождению государственного строя. С другой стороны, чрезмерное стремление к богатству и почестям знатных мужей приводит к возникновению недовольства у простых граждан государства и становится причиной государственных переворотов. Таким образом, преобладание несправедливого начала над справедливым - главная причина конфликтов, которые становятся постоянным компонентом политической реальности, неизбежным спутником социального развития, ибо и в «самом совершенном» обществе присутствуют разнообразные противоположные интересы, прежде всего политические, а их столкновение носит всегда конфликтный характер.
Как социальное явление конфликт обладает рядом существенных признаков, к которым современные политологи относят: наличие двух или более противоборствующих сторон, интересы которых противостоят друг другу (в ходе конфликта чаше всего число участников сводится к двум основным); конфликтующие стороны осознают несовместимость своих целей и потому их отношения приобретают характер противоборства - каждая из сторон стремится к реализации собственных интересов за счет другой стороны; стержнем конфликта выступает вопрос о власти.
Приходится признать, что по многим пунктам нет согласия даже в стане социологов; так, до сих пор идут прения по поводу того, что же все-таки подразумевать под словом «нация». Что же говорить о «простецах», которые не забивают себе головы мудреными словами, и которым просто нужен конкретный враг, чтобы дать выход веками накапливавшемуся недовольству. Такие моменты улавливают политики, и этим они умело пользуются. При таком подходе проблема как будто выходит из сферы компетенции собственно социологии; однако именно она должна заниматься улавливанием таких настроений у определенных групп населения. То, что такой ее функцией нельзя пренебрегать, достаточно четко показывают то и дело вспыхивающие «горячие точки». Поэтому для подавляющего большинства даже развитых стран жизненно необходимо время от времени зондировать почву в «национальном вопросе» и принимать соответствующие меры. Проблема еще более обострена на постсоветском пространстве, где этнополитические конфликты, нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии, привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. И сегодня события, происходящие в России, свидетельствуют о дезинтеграционных разрушительных тенденциях, угрожающих новыми конфликтами. Поэтому проблемы изучения их истории, механизмов их предупреждения и урегулирования как никогда актуальны. Важное значение приобретают исторические исследования этнонациональных конфликтов в различных конкретно-исторических, этнокультурных условиях с целью выявления их причин, последствий, специфики, типов, участия в них различных национальных, этнических групп, методов предотвращения и урегулирования.
Актуальность темы: заключается в анализе конфликтов, как всеобщего явления в жизни общества. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать причины многих процессов в политической жизни общества. В данной контрольной работе рассматриваются основные этапы и направления развития межнациональных конфликтов.
Цель работы: рассмотреть данную тему в соответствующей литературе, обозначить основные понятия, термины и основополагающие причины возникновения межнациональных конфликтов.
Методология: основными методами являются анализ, синтез, дедукция, индукция.
Литература:
основными литературными источниками
выступают труды следующих ученых-политологов:
Амелин В.В., В.Н.Иванов, Н.А.Лавровский,
Комоцкая В.Д., Разумков А.В..
Глава
1. Причины конфликтов
В
мировой конфликтологии нет единого
концептуального подхода к
Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируются на ответственности элит, борющихся с помощью мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы. В более модернизированных обществах членами элиты становились интеллектуалы с профессиональной подготовкой, в традиционных имела значение родовитость, принадлежность к улусу. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению - «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».1
Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона. она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддистской и православных культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации - либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.
Известна также теория этнической границы, понимаемой как субъективно-осознаваемая и переживаемая дистанция в контексте межэтнических отношений. (П.П. Кушнер, М.М. Бахтин). Этническая граница определяется маркерами - культурными характеристиками, имеющими первостепенное значение для данной этнической группы. Их значение и набор могут меняться. Этносоциологические исследования 80х-90х гг. показали, что маркерами могут быть не только ценности, сформированные на культурной основе но и политические представления, концентрирующие на себе этническую солидарность. Следовательно, этнокультурный разграничитель (такой, как язык титульной национальности, знание или незнание которого влияет на мобильность и даже карьеру людей) заменяется доступом к власти. Отсюда может начаться борьба за большинство в представительных органах власти и все вытекающие из этого дальнейшие обострения ситуации.
Известны
также различные подходы к
выделению отдельных типов
1.
Конфликты, происходящие на
2. Конфликты внутри государства:
2.1.
Конфликты с вовлечением в
них аборигенных меньшинств (например
лезгин в Азербайджане и
2.2. Конфликты с вовлечением в них общин пришлого населения;
2.3.
Конфликты с вовлечением
2.4.
Конфликты, возникающие в
Конфликты, связанные с актами общинного насилия (Ош, Фергана) в Средней Азии, выведены исследователем в отдельную категорию. Здесь, по мнению Г. Лапидус, большую роль сыграл экономический, а не этнический фактор. 2
Один из наиболее полных вариантов типологии межнациональных конфликтов предложил Я. Этингер:
1.
Территориальные конфликты,
2. Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования. Таково положение в Абхазии, отчасти в Приднестровье;
3.
Конфликты, связанные с
4.
Конфликты, в основе которых
лежат притязания того или
иного государства на часть
территории соседнего
5.
Конфликты, источниками
6.
Конфликты как следствие
7.
Конфликты, в основе которых
лежат факторы исторического
характера, обусловленные
8.
Конфликты, порожденные
9.
Конфликты, в которых за
Межэтнические конфликты, разумеется, не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходим определенный сдвиг привычного уклада жизни, разрушения системы ценностей, что сопровождается чувствами фрустрации, растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потери смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор, как более древний, выполнявший в процессе филогенеза функцию группового выживания.
Действие
этого социально-