Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:01, контрольная работа
Актуальность темы: заключается в анализе конфликтов, как всеобщего явления в жизни общества. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать причины многих процессов в политической жизни общества. В данной контрольной работе рассматриваются основные этапы и направления развития межнациональных конфликтов.
Цель работы: рассмотреть данную тему в соответствующей литературе, обозначить основные понятия, термины и основополагающие причины возникновения межнациональных конфликтов.
Введение……………………………………………………………......2
Глава 1. Причины конфликтов…………………………………….…4
Глава 2. Типология межнациональных конфликтов……………....10
2.1. Положение в России…………………………………………….11
2.2. Межнациональные конфликты в западном мире………….….14
Глава 3. Пути решения межнациональных конфликтов……….….20
Заключение……………………………………………………...….....22
Список литературы…………………………………………..…...…..24
Разумеется, такая высокая концентрация «болевых точек» на территории России объясняется прежде всего крайне многонациональным составом населением, и поэтому многое зависит от общей линии правительства, поскольку все время будут открываться новые и новые очаги недовольства.
Межэтническая напряженность в ряде регионов будет сохраняться в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам.
Наряду с этническим фактором, очень важным является фактор экономический. Примером тому может служить критическое положение, сложившееся в российской экономике. Здесь суть социальных конфликтов, с одной стороны, состоит в борьбе между теми слоями общества, чьи интересы выражают прогрессивные потребности развития производительных сил, и, с другой - различными консервативными, отчасти коррумпированными элементами. Основные завоевания перестройки - демократизация, гласность, расширение республик и регионов и другие - дали людям возможность открыто высказывать свои и не только свои мысли на митингах, демонстрациях, в средствах массовой коммуникации. Однако большинство людей психологически, морально не были подготовлены к своему новому социальному положению. И все это привело к конфликтам в сфере сознания. В итоге "свобода", будучи используемой людьми с низким уровней политической и общей культуры для создания несвободы иным социальным, этническим, религиозным, языковым группам, оказалась предпосылкой острейших конфликтов, сопровождающихся нередко террором, погромами, поджогами, изгнанием неугодных граждан "чужой" национальной принадлежности.
Одна
из форм конфликтов нередко включает
в себя другую и подвергается трансформации,
этническому или политическому
камуфляжу. Так, политическая борьба "за
национальное самоопределение" народов
Севера, которую ведут власти автономий
в России, - не что иное, как этнический
камуфляж. Ведь они отстаивают интересы
не аборигенного населения, а элиты хозяйственников
перед лицом Центра. К примеру политического
камуфляжа можно отнести, например, события
в Таджикистане, где соперничество таджикских
субэтнических группировок и конфликт
между группами народов Горного Бадахшана
и доминирующими таджиками скрываются
под внешней риторикой "исламская демократическая"
оппозиция против консерваторов и партократов.
Таким образом, многие столкновения скорее
принимают этническую окраску в силу многонационального
состава населения (то есть легко создается
«образ врага»), чем являются этническими
по сути.
2.2.
Межнациональные конфликты
в западном мире
Игнорирование этнического фактора было бы большой ошибкой и в благополучных государствах, даже в Северной Америке и Западной Европе. Так, Канада в результате референдума 1995 г. среди франкоканадцев едва не раскололась на два государства, а следовательно - и на две нации8. Примером может служить и Великобритания, где происходит процесс институциализации шотландской, ольстерской и уэлльской автономий и превращение их в субнации. В Бельгии также наблюдается фактически возникновение двух субнаций на основе валлонского и фламандского этносов. Даже в благополучной Франции все не так спокойно в этнонациональном плане, как кажется на первый взгляд. Речь идет не только о взаимоотношениях между французами, с одной стороны, и корсиканцами, бретонцами, эльзасцами и басками, - с другой, но и о не столь уж неудачных попытках возрождения провансальского языка и самосознания, несмотря на многовековую традицию ассимиляции последнего.
А в США культурантрологи фиксируют, как буквально на глазах некогда единая американская нация начинает делиться на целый ряд региональных этнокультурных блоков - зародышевых этносов. Это появляется не только в языке, демонстрирующем разделение на несколько диалектов, но и в самосознании, приобретающем различные черты у разных групп американцев. Фиксируется даже переписывание истории - по-разному в различных регионах США, что является показателем процесса создания региональных национальных мифов. Ученые прогнозируют, что США со временем окажется перед проблемой разрешения этнонационального разделения, как это произошло и в России.
Своеобразная
ситуация складывается в Швейцарии,
где на паритетных началах сосуществуют
четыре этноса: германошвейцарцы, италошвейцарцы,
франкошвейцарцы и ретороманцы.
Последний этнос, будучи наиболее слабым,
в современных условиях поддается ассимиляции
со стороны других, и трудно предсказать,
какой окажется реакция на это этнически
сознательной его части, прежде всего
интеллигенции.
Ольстерский
конфликт
Как известно, 6 ирландских графств еще в начале века после длительных столкновений вошли в состав Соединенного королевства, а 26 графств образовали собственно Ирландию. Население Ольстера четко разделено не только по этническому признаку (ирландцы - англичане), но и по религиозному (католики - протестанты). Вплоть до сегодняшнего дня вопрос Ольстера остается открытым, так как католическая община страдает от неравенства, созданного правительством. Хотя в последние 20 лет улучшилось положение с жильем, образованием и другими сферами, но сохраняется неравенство в сфере работы. У католиков больше шансов остаться без работы, чем у протестантов.
Поэтому
лишь в 1994 г. прекратились вооруженные
столкновения между Ирландской республиканской
армией и полувоенными организациями
под названием «Британская
Брожение
умов отнюдь не прекращается и на сегодняшний
день, и еще один фактор - гражданская
полиция, которая до сих пор на 97% состоит
из протестантов. Взрыв, прогремевший
в 1996 году вблизи одной из военных баз,
вновь усилил недоверие и подозрительность
у членов двух общин. Да и общественное
мнение не готово пока окончательно к
тому, чтобы покончить с образом врага.
Католические и протестантские кварталы
разделены кирпичными «стенами мира».
В католических кварталах на стенах домов
можно увидеть огромные картины, свидетельствующие
о насилии со стороны англичан.
Кипрский
конфликт
На сегодняшний день на острове Кипр проживает около 80 процентов греков и 20 процентов турок. После образования Республики Кипр сформировалось смешанное правительство, однако в результате разночтений положений Конституции ни одна сторона не повиновались указаниям, исходившим от министров противостоящей общины. В 1963 году вспышки насилия с обеих сторон стали реальностью. С 1964 по 1974 гг. на острове для предотвращения конфликта был размещен контингент ООН. Однако в 1974 году была предпринята попытка правительственного переворота, в результате чего Президент Макариос был принужден к ссылке. В ответ на попытку переворота Турция направила на Кипр 30-тысячный военный корпус. Сотни тысяч греческих киприотов бежали на юг острова под жестким наступлением турецкой армии. Насилие продолжалось несколько месяцев. К 1975 году остров был разделен. В результате раздела одну треть острова на севере контролируют турецкие войска, а южную часть - греческие. Под наблюдением ООН был осуществлен обмен населением: турки-киприоты были перемещены на север, а греки-киприоты - на юг. «Зеленая линия» развела конфликтующие стороны, и в 1983 году была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра; однако ее признала только Турция. Греческая сторона требует возвращения территории, греки-киприоты, жившие на севере, надеются вернуться в свои дома и считают, что север оккупирован турецкими захватчиками. С другой стороны, контингент турецких войск на севере Кипра постоянно увеличивается, и ни те, ни другие киприоты не отказываются от «образа врага». Фактически контакты между севером и югом острова сведены на нет.
До
окончательного решения конфликта
еще далеко, поскольку ни одна сторона
не готова идти на уступки.
Конфликты
на Балканах
На Балканском полуострове существует несколько культурных регионов и типов цивилизации. Особо выделены следующие: византийско-православный на востоке, латино-католический на западе и азиатско-исламский в центральных и южных областях. Межнациональные отношения здесь так запутаны, что трудно ожидать полного улаживания конфликтов в ближайшие десятилетия.
При создании Социалистической Федеративной республики Югославии, состоявшей из шести республик, основным критерием их образования был этнический состав населения. Этот важнейший фактор впоследствии и был использован идеологами национальных движений и способствовал распаду федерации. В Боснии и Герцеговине боснийцы-мусульмане составляли 43,7% населения, сербы - 31,4%, хорваты - 17,3%. В Черногории проживало 61,5% черногорцев, в Хорватии 77,9 % составляли хорваты, в Сербии 65,8 % - сербы, это с автономными краями: Воеводина, Косово и Метохия. Без них же в Сербии сербы составляли 87,3 %. В Словении словенцев - 87,6 %. Таким образом, в каждой из республик проживали и представители этнических групп других титульных национальностей, а также значительное количество венгров, турок, итальянцев, болгар, греков, цыган и румын.
Еще один немаловажный фактор - конфессиональный, причем религиозность населения определяется здесь этническим происхождением. Сербы, черногорцы, македонцы - это православные группы. Однако и среди сербов есть католики. Католиками являются хорваты и словенцы. Интересен конфессиональный срез в Боснии и Герцеговине, где проживают католики-хорваты, православные - сербы и славяне-мусульмане. Есть и протестанты - это национальные группы чехов, немцев, венгров, словаков. Имеются в стране и иудейские общины. Значительное число жителей (албанцы, славяне-мусульмане) исповедуют ислам.
Лингвистический фактор также сыграл немаловажную роль9. Около 70 % населения бывшей Югославии говорило на сербско-хорватском или же, как принято говорить, хорвато-сербском языке. Это в первую очередь сербы, хорваты, черногорцы, мусульмане. Однако он не был единым государственным языком, в стране вообще не было единого государственного языка. Исключение составляла армия, где делопроизводство велось на сербско-хорватском (на основе латинской графики), команды также подавались на данном языке.
Нельзя не учитывать также экономический фактор. Босния и Герцеговина, Македония, Черногория и автономный край Косово - отставали в экономическом развитии от Сербии.. Это приводило к различиям в доходе различных национальных групп и усиливало противоречия между ними. Экономический кризис, многолетняя безработица, жесточайшая инфляция, девальвация динара усиливали центробежные тенденции в стране, особенно в начале 80-х годов.
Очередной очаг напряженности возник в крае Косово и Метохия - на исконных сербских землях, колыбели сербской истории и культуры, на которых в силу исторических условий, демографических, миграционных процессов доминирующим населением являются албанцы (90 - 95 %), претендующие на отделение от Сербии и создание самостоятельного государства. Ситуация для сербов усугубляется еще и тем, что край граничит с Албанией и населенными албанцами регионами Македонии. В той же Македонии существует проблема взаимоотношений с Грецией, которая протестует против названия республики, считая незаконным присвоение имени государству, совпадающего с название одной из областей Греции. Болгария имеет претензии к Македонии по причине статуса македонского языка, рассматривая его как диалект болгарского.
Обострены
хорвато-сербские отношения. Это связано
с положением сербов в Хорватии. Сербы,
вынужденные оставаться в Хорватии, меняют
национальность, фамилии, принимают католицизм.
Увольнение с работы по этническому признаку
становится обыденным делом, и все чаще
говорится о «великосербском национализме»
на Балканах. По разным данным, от 250 до
350 тысяч человек были вынуждены покинуть
Косово. Только за 2000 год в там было убито
около тысячи человек, сотни раненых и
пропавших без вести.
Молуккский
конфликт
В
современной Индонезии