Межполушарная функциональная асимметрия мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Функциональная асимметрия полушарий существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени.
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969,1973 и др.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие о межполушарной функциональной асимметрии…………………………...5
История исследований функциональной асимметрии мозга…………………………6
Современные представления о межполушарной асимметрии………………………..9
Функциональные асимметрии в филогенезе………………………………………….13
Функциональная асимметрия в онтогенезе…………………………………………...15
Специализация левого и правого полушарий………………………………………...21
Роль окружающей среды в формировании функциональной асимметрии…………24
Межполушарное взаимодействие……………………………………………………..26
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия…………………………………………………………………………29
Половые различия и асимметрии……………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Принимая  во внимание вариабельность результатов  исследований, делать заключения относительно изменения асимметрии с возрастом  пока преждевременно.

Анализируя  развитие асимметрии в онтогенезе можно отметить первые проявления асимметрии уже в периоде новорожденности: уже в первые сутки у новорожденного, поддерживаемого вертикально с сомкнутыми ножками, первый питательный рефлекс чаще всего осуществляется правой ножкой. В первые недели после рождения преобладают повороты вправо (65%), у 15% преобладают повороты влево, у остальных же не наблюдается преобладания. У новорожденных и младенцев в ответ на звуки отмечена большая активация левого, а в ответ на вспышки света - правого полушарий. При звучании музыки учащается сердцебиение у новорожденных, и в восприятии музыки у них преобладает правое ухо.

В детском  возрасте более отчетливо, чем зрелом, проявляется асимметрия функций  полушарий мозга. Вероятнее всего  процессы полушарного взаимодействия в детском возрасте имеют по сравнению с взрослыми другую направленность (справа налево) и другой знак. Однако постепенно у ребенка развиваются асимметрии, свойственные взрослым. К среднему возрасту у людей снижается тенденция к запаздыванию руки в моторной реакции, число праворуких в старшем возрасте достоверно увеличивается, амбидекстров - уменьшается, а леворуких остается без существенных изменений. Вообще, в зрелом возрасте асимметрия постепенно нивелируется.

Обобщая вышесказанное можно предположить, что динамике асимметрий в онтогенезе сопутствует становление и изменение структуры психической деятельности человека, выражающей собой асимметрию функций полушарий мозга. Правилом для всех асимметрий человека является дополнение проявлений асимметрии в начале жизни более сложными.

Высказывания об изменениях функциональной асимметрии мозга в позднем онтогенезе основаны на учете особенностей психики  пожилого человека: быстрое забывание, невозможность держать в сознании намерения и действия, подлежащие реализации и ярко выступающий «уход в прошлое».

А. М. Полюховым была сформулирована «онтогенетическая гипотеза межполушарной  асимметрии мозга». Согласно этой гипотезе, происхождение асимметрии и особенности ее проявления в процессе онтогенеза определяют пять факторов.

1. Латерализующий фактор негенетической  природы, под влиянием которого  левая половина тела, а значит  и левое полушарие мозга имеет  некоторое преимущество в скорости эмбрионального развития, что уже было доказано ранее.

2. Генетические механизмы, формирующие  билатеральный признак, через  который реализуется влияние  латерализующего фактора. Проявление  генетической дисперсии асимметрии  зависит от особенностей феногенеза каждого признака.

3 Пренатальные средовые влияния  (стресс, инсульт и т.д.), вызывающие  возникновение атипической (патологической) межполушарной организации, и  в частности леворукости.

4 Средовые систематические (культуральные)  влияния, способствующие формированию церебральной организации и функциональной специализации полушарий (данный фактор значительно увеличивает частоту праворукости).

5. Средовые стохастические влияния,  которые увеличиваются с возрастом  и при возрастной церебральной  патологии проявляются дестабилизацией межполушарных отношений. Направленность асимметрии существенно не меняется, но становится трудноопределяемой; абсолютная величина асимметрии увеличивается.

В целом специфика межполушарной  асимметрии в значительной степени  связана со сложностью церебральной организации и структурно-функциональными особенностями определяющих ее нейрофизиологических механизмов. Каждая церебральная функция характеризуется особыми проявлениями асимметрии, поэтому можно говорить о множестве асимметрий, хотя на самом деле речь идет об асимметрии множества функций.

Существует, однако, лишь одна причина (латерализующий фактор), способствующая приоритету левого полушария в отношении  важнейших для человека функций  речи, абстрактного мышления. Это обстоятельство позволяет вновь обратиться к забытой ныне концепции «доминантности полушарий», отдавая ей предпочтение перед получившей в последнее время распространение концепцией «полушарной специализации» Специализация полушарий существует, но является вторичным механизмом (результатом) с одной стороны - конкурентных внутриполушарных взаимодействий между речевым и неречевыми функциями, с другой - постоянных культуральных влияний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специализация левого и правого  полушарий

 

 

Мнения исследователей относительно компетенции двух полушарий при решении разных задач в основном сходны, гораздо меньше согласия достигнуто по вопросу о природе фундаментальных характеристик, определяющих межполушарные различия.

В настоящее время утвердилось  мнение, что левое полушарие доминирует в формальных лингвистических операциях, включая речь, синтаксический анализ и фонетическое представление. Правое полушарие у больных с расщепленным мозгом проявляет почти полную неспособность к активной речи, не умеет различать времена глагола, множественное и единственное число, не может правильно понимать синтаксически сложные предложения или требующие значительной нагрузки на кратковременную вербальную память. Однако оно узнает звучащее слово и хорошо улавливает ассоциативные значения отдельных произносимых (или написанных) слов. Уникальные особенности левого полушария у человека отличаются высокоразвитым программированием артикуляционного аппарата и тонкими программами различения временных последовательностей фонетических элементов и причинно-следственных связей, выражаемых синтаксическими средствами.

Нарушение способности к чтению и письму (дислексии) связывают с  анатомическими аномалиями левого полушария. Однако степень проявления и частота  дислексии могут зависеть от языка, на котором человек учится читать. Известно, что некоторые американские дети, страдающие дислексией, успешно обучились читать по-английски, представленном в виде китайских иероглифов. Язык жестов, применяемый глухими людьми, также использует зрительно-пространственные способности.

Одним из видов языка жестов является американский язык жестов, в котором  каждый знак представляет слово, а слова  организованы в грамматическую структуру. Люди, пользующиеся этим языком, не способны активно его использовать или  понимать из-за повреждений левого полушария в тех областях, где происходит обработка звуковой речи у лиц, обладающих слухом. Исследования глухих людей, использующих язык жестов с очень раннего возраста, показали, что левое полушарие у них доминировало над правым и при решении зрительно-пространственных задач.

В настоящее время накоплено  много данных о важной роли невербальных средств коммуникации в жизни  человека. Невербальная коммуникация — функция правого полушария. Она раньше вербальных способностей появляется в онтогенезе человека. Эволюционно-историческая древность невербальных функций позволила выдвинуть предположение о правополушарном приоритете в латерализации мозга.

В работе С. Шонен и Э. Мотиве на основе анализа физиологических  и психологических данных, полученных в экспериментах на животных, младенцах и взрослых, обосновывается гипотеза об опережающем развитии правого полушария в раннем онтогенезе человека. Асимметрия в развитии полушарий с опережением в развитии функции правого полушария определяет не только узнавание лица, но и многие особенности когнитивных функций на начальных этапах развития. Правое полушарие имеет преимущества при различении паттернов на основе их конфигурации (глобальные характеристики), левое полушарие — при детальной оценке (локальные характеристики). Развитие локальных процессов начинается на несколько месяцев позже, чем развитие глобальной оценки, предполагающей континуальность. Так, континуальная информация, обеспечивающая общую, контекстуальную оценку ситуации, характерна для правополушарного типа обработки.

Мозговая организация в процессе становления речевой функции  отличается значительной пластичностью. Удаление коркового покрытия левого полушария при раковой опухоли  у взрослых пациентов приводит к  тяжелым необратимым речевым  потерям. Однако если подобная операция по удалению левого полушария проводилась в младенческом возрасте, то это почти не сказывалосьна развитии речи.

Только тонкий анализ развития речевых  способностей у детей с удаленным  полушарием показал наличие у  них трудностей в оценке грамматических правил. В ранний период жизни мозг обладает огромными возможностями компенсации. С возрастом пластичность мозговой организации уменьшается. Дети более старшего возраста, перенесшие операцию на левом полушарии, могли разговаривать, но делали много грамматических ошибок и хуже понимали речь.

При исследовании взрослых испытуемых методом электрошока были получены следующие характеристики «левополушарного»  и «правополушарного» типов организации  психических функций. У «левополушарного»  человека страдают виды психической деятельности, связанные с образным мышлением; он не воспринимает интонационного состава речи, мелодии, словоохотлив, имеет богатый словарный запас; у него усилены виды психической деятельности, лежащие в основе абстрактного мышления; наблюдается склонность к классификации. Отличается положительным эмоциональным тонусом. «Правополушарный» человек демонстрирует резкое снижение речевых способностей; классификация нарушена; объясняется охотнее мимикой и жестами; хорошо различает изменение интонации. Отличается образным мышлением. Преобладают отрицательные эмоции.

«Пространственное» правое и «временное»  левое полушария обладают способностями, позволяющими им вносить важный вклад  в большинство видов когнитивной  деятельности. Комплементарностью специализированных функций двух полушарий определяется то, что модели действительности, конструируемые нормальным мозгом и качественно отличные от простого суммирования типов репрезентационных стратегий, свойственных каждому отдельному полушарию, дают человеку возможность видеть и воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль окружающей среды в формировании функциональной асимметрии

 

 

Становление формы, дифференцировка  правого и левого полушарий в  живых организмах и асимметризация функций половин мозга проходили в конкретных условиях планеты земли, поэтому здесь не могли не сказаться глобальные характеристики: гравитация, геомагнитные поля, смена дня и ночи и т.д.

На современном этапе существования  человека окружающая среда выступает не только как имевшая важное значение в происхождении асимметрии функций полушарий мозга животных, но и как среда, которая должна способствовать сохранению уже достигнутой степени асимметрии функций полушарий мозга. Среда должна способствовать поддержанию факторов, включенных в обеспечение головным мозгом человека полноценной психической деятельности. Так внезапные изменения напряженности геомагнитных полей сопровождаются сглаживанием функциональных асимметрий человека, в частности, асимметрии рук.

На психическом состоянии человека отражаются изменения силы тяжести, что можно утверждать на основании  изучения состояний, вызванных снижением  «весомости» тела, моделирования  этих состояний в гипнозе. В состоянии  измененной весомости изменяется оценка временных промежутков: испытуемые обычно не в состоянии определить время воздействия невесомости. Некоторые исследователи поставили вопрос о том, что восприятие времени может определяться магнитным полем.

Происхождение леворукости традиционно  связывается с действием трех групп факторов: средовых (в том числе культурных), генетических и патологических. В соответствии с первыми условия среды, общественные традиции и система воспитания задают преимущественный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие составляют в среднем 5% населения. Однако в разных регионах наблюдаются определенные различия в частоте леворукости.

Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответственно используют для письма левую руку. В то же время 6,5% детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США, предпочитают левую руку. Среди японских школьников 7,2% не являются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра увеличивается до 11 %. До недавних пор во многих странах существовала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления, давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно увеличивается, вплоть до 10-12%.

По некоторым данным, частота  встречаемости «латерального фенотипа», оцениваемого по характеру сенсомоторных  асимметрий и межполушарных различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий. Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, коряки и др.) значительно чаще встречается «правополушарный фенотип», для которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимодействии полушарий. Предполагается, что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптимальной адаптированности к жизни в тех условиях. Возможно, большая доля леворуких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятельством, что давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, в указанном регионе всегда было слабее, чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что «правополушарный фенотип» вообще более характерен для популяций, близких природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу.

Существенная роль средового опыта  в определении рукости, казалось, подтверждается тем фактом, что у  младенцев ведущая рука не обнаруживается. Однако известно, что относительно позднее проявление признака не означает его средовую обусловленность.

Информация о работе Межполушарная функциональная асимметрия мозга