Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:22, контрольная работа
Функциональная асимметрия полушарий существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени.
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969,1973 и др.).
Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие о межполушарной функциональной асимметрии…………………………...5
История исследований функциональной асимметрии мозга…………………………6
Современные представления о межполушарной асимметрии………………………..9
Функциональные асимметрии в филогенезе………………………………………….13
Функциональная асимметрия в онтогенезе…………………………………………...15
Специализация левого и правого полушарий………………………………………...21
Роль окружающей среды в формировании функциональной асимметрии…………24
Межполушарное взаимодействие……………………………………………………..26
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия…………………………………………………………………………29
Половые различия и асимметрии……………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………………36
Принимая во внимание вариабельность результатов исследований, делать заключения относительно изменения асимметрии с возрастом пока преждевременно.
Анализируя развитие асимметрии в онтогенезе можно отметить первые проявления асимметрии уже в периоде новорожденности: уже в первые сутки у новорожденного, поддерживаемого вертикально с сомкнутыми ножками, первый питательный рефлекс чаще всего осуществляется правой ножкой. В первые недели после рождения преобладают повороты вправо (65%), у 15% преобладают повороты влево, у остальных же не наблюдается преобладания. У новорожденных и младенцев в ответ на звуки отмечена большая активация левого, а в ответ на вспышки света - правого полушарий. При звучании музыки учащается сердцебиение у новорожденных, и в восприятии музыки у них преобладает правое ухо.
В детском возрасте более отчетливо, чем зрелом, проявляется асимметрия функций полушарий мозга. Вероятнее всего процессы полушарного взаимодействия в детском возрасте имеют по сравнению с взрослыми другую направленность (справа налево) и другой знак. Однако постепенно у ребенка развиваются асимметрии, свойственные взрослым. К среднему возрасту у людей снижается тенденция к запаздыванию руки в моторной реакции, число праворуких в старшем возрасте достоверно увеличивается, амбидекстров - уменьшается, а леворуких остается без существенных изменений. Вообще, в зрелом возрасте асимметрия постепенно нивелируется.
Обобщая
вышесказанное можно
Высказывания об изменениях функциональной асимметрии мозга в позднем онтогенезе основаны на учете особенностей психики пожилого человека: быстрое забывание, невозможность держать в сознании намерения и действия, подлежащие реализации и ярко выступающий «уход в прошлое».
А. М. Полюховым была сформулирована «онтогенетическая гипотеза межполушарной асимметрии мозга». Согласно этой гипотезе, происхождение асимметрии и особенности ее проявления в процессе онтогенеза определяют пять факторов.
1. Латерализующий фактор
2. Генетические механизмы,
3 Пренатальные средовые влияния
(стресс, инсульт и т.д.), вызывающие
возникновение атипической (
4 Средовые систематические (
5. Средовые стохастические
В целом специфика межполушарной асимметрии в значительной степени связана со сложностью церебральной организации и структурно-функциональными особенностями определяющих ее нейрофизиологических механизмов. Каждая церебральная функция характеризуется особыми проявлениями асимметрии, поэтому можно говорить о множестве асимметрий, хотя на самом деле речь идет об асимметрии множества функций.
Существует, однако, лишь одна причина (латерализующий фактор), способствующая приоритету левого полушария в отношении важнейших для человека функций речи, абстрактного мышления. Это обстоятельство позволяет вновь обратиться к забытой ныне концепции «доминантности полушарий», отдавая ей предпочтение перед получившей в последнее время распространение концепцией «полушарной специализации» Специализация полушарий существует, но является вторичным механизмом (результатом) с одной стороны - конкурентных внутриполушарных взаимодействий между речевым и неречевыми функциями, с другой - постоянных культуральных влияний.
Специализация левого и правого полушарий
Мнения исследователей относительно компетенции двух полушарий при решении разных задач в основном сходны, гораздо меньше согласия достигнуто по вопросу о природе фундаментальных характеристик, определяющих межполушарные различия.
В настоящее время утвердилось мнение, что левое полушарие доминирует в формальных лингвистических операциях, включая речь, синтаксический анализ и фонетическое представление. Правое полушарие у больных с расщепленным мозгом проявляет почти полную неспособность к активной речи, не умеет различать времена глагола, множественное и единственное число, не может правильно понимать синтаксически сложные предложения или требующие значительной нагрузки на кратковременную вербальную память. Однако оно узнает звучащее слово и хорошо улавливает ассоциативные значения отдельных произносимых (или написанных) слов. Уникальные особенности левого полушария у человека отличаются высокоразвитым программированием артикуляционного аппарата и тонкими программами различения временных последовательностей фонетических элементов и причинно-следственных связей, выражаемых синтаксическими средствами.
Нарушение способности к чтению и письму (дислексии) связывают с анатомическими аномалиями левого полушария. Однако степень проявления и частота дислексии могут зависеть от языка, на котором человек учится читать. Известно, что некоторые американские дети, страдающие дислексией, успешно обучились читать по-английски, представленном в виде китайских иероглифов. Язык жестов, применяемый глухими людьми, также использует зрительно-пространственные способности.
Одним из видов языка жестов является американский язык жестов, в котором каждый знак представляет слово, а слова организованы в грамматическую структуру. Люди, пользующиеся этим языком, не способны активно его использовать или понимать из-за повреждений левого полушария в тех областях, где происходит обработка звуковой речи у лиц, обладающих слухом. Исследования глухих людей, использующих язык жестов с очень раннего возраста, показали, что левое полушарие у них доминировало над правым и при решении зрительно-пространственных задач.
В настоящее время накоплено много данных о важной роли невербальных средств коммуникации в жизни человека. Невербальная коммуникация — функция правого полушария. Она раньше вербальных способностей появляется в онтогенезе человека. Эволюционно-историческая древность невербальных функций позволила выдвинуть предположение о правополушарном приоритете в латерализации мозга.
В работе С. Шонен и Э. Мотиве на основе анализа физиологических и психологических данных, полученных в экспериментах на животных, младенцах и взрослых, обосновывается гипотеза об опережающем развитии правого полушария в раннем онтогенезе человека. Асимметрия в развитии полушарий с опережением в развитии функции правого полушария определяет не только узнавание лица, но и многие особенности когнитивных функций на начальных этапах развития. Правое полушарие имеет преимущества при различении паттернов на основе их конфигурации (глобальные характеристики), левое полушарие — при детальной оценке (локальные характеристики). Развитие локальных процессов начинается на несколько месяцев позже, чем развитие глобальной оценки, предполагающей континуальность. Так, континуальная информация, обеспечивающая общую, контекстуальную оценку ситуации, характерна для правополушарного типа обработки.
Мозговая организация в
Только тонкий анализ развития речевых способностей у детей с удаленным полушарием показал наличие у них трудностей в оценке грамматических правил. В ранний период жизни мозг обладает огромными возможностями компенсации. С возрастом пластичность мозговой организации уменьшается. Дети более старшего возраста, перенесшие операцию на левом полушарии, могли разговаривать, но делали много грамматических ошибок и хуже понимали речь.
При исследовании взрослых испытуемых методом электрошока были получены следующие характеристики «левополушарного» и «правополушарного» типов организации психических функций. У «левополушарного» человека страдают виды психической деятельности, связанные с образным мышлением; он не воспринимает интонационного состава речи, мелодии, словоохотлив, имеет богатый словарный запас; у него усилены виды психической деятельности, лежащие в основе абстрактного мышления; наблюдается склонность к классификации. Отличается положительным эмоциональным тонусом. «Правополушарный» человек демонстрирует резкое снижение речевых способностей; классификация нарушена; объясняется охотнее мимикой и жестами; хорошо различает изменение интонации. Отличается образным мышлением. Преобладают отрицательные эмоции.
«Пространственное» правое и «временное»
левое полушария обладают способностями,
позволяющими им вносить важный вклад
в большинство видов
Роль окружающей среды в формировании функциональной асимметрии
Становление формы, дифференцировка правого и левого полушарий в живых организмах и асимметризация функций половин мозга проходили в конкретных условиях планеты земли, поэтому здесь не могли не сказаться глобальные характеристики: гравитация, геомагнитные поля, смена дня и ночи и т.д.
На современном этапе
На психическом состоянии
Происхождение леворукости традиционно связывается с действием трех групп факторов: средовых (в том числе культурных), генетических и патологических. В соответствии с первыми условия среды, общественные традиции и система воспитания задают преимущественный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие составляют в среднем 5% населения. Однако в разных регионах наблюдаются определенные различия в частоте леворукости.
Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответственно используют для письма левую руку. В то же время 6,5% детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США, предпочитают левую руку. Среди японских школьников 7,2% не являются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра увеличивается до 11 %. До недавних пор во многих странах существовала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления, давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно увеличивается, вплоть до 10-12%.
По некоторым данным, частота
встречаемости «латерального
Существенная роль средового опыта в определении рукости, казалось, подтверждается тем фактом, что у младенцев ведущая рука не обнаруживается. Однако известно, что относительно позднее проявление признака не означает его средовую обусловленность.
Информация о работе Межполушарная функциональная асимметрия мозга