Межполушарная функциональная асимметрия мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Функциональная асимметрия полушарий существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени.
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969,1973 и др.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие о межполушарной функциональной асимметрии…………………………...5
История исследований функциональной асимметрии мозга…………………………6
Современные представления о межполушарной асимметрии………………………..9
Функциональные асимметрии в филогенезе………………………………………….13
Функциональная асимметрия в онтогенезе…………………………………………...15
Специализация левого и правого полушарий………………………………………...21
Роль окружающей среды в формировании функциональной асимметрии…………24
Межполушарное взаимодействие……………………………………………………..26
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия…………………………………………………………………………29
Половые различия и асимметрии……………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Говоря о человеке, нельзя не учитывать  и социальные факторы. Только находясь в обществе, человек с первых дней испытывает огромное количество социальных воздействий, которые способствуют развертыванию функциональной асимметрии больших полушарий мозга в начальном онтогенезе человека, поддерживают их на определенном уровне в зрелые годы.

 

Межполушарное взаимодействие

 

 

В настоящее время  считается, что с функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления –  абстрактно-логическое  и пространственно-образное. Эта теория выдвинута на основе того, что большинство левополушарных функций явно эволюционно моложе, чем правополушарные. 

Левое полушарие (у праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций. Оно обрабатывает информацию последовательно, хорошо понимает время, глаголы, способно на ложные “высказывания”, а его выключение приводит к депрессии. 

Правое полушарие  – для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), почти не понимает глаголов, абстрактных терминов, не способно на ложные высказывания, а его выключение приводит к эйфории. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. 

Как в филогенезе, так  и в онтогенезе первые появляются раньше вторых. У новорожденных детей плач предшествует улыбке, у котят жалобный писк опережает мурлыканье, у щенят скуление начинается на три месяца раньше виляния хвостом. При функциональном угнетении мозга отрицательные эмоции исчезают последними и восстанавливаются первыми, что означает более древний возраст. Понимание пространства проще, чем времени; существительных проще, чем глаголов; истинные высказывания проще, чем ложные. Ориентация в пространстве приходит раньше, чем во времени; первые слова ребенка – чаще существительные, ложь появляется позже.

Основные различия в  работе полушарий головного мозга  человека впервые обнаружил американский ученый лауреат Нобелевской премии Р. Сперри, который однажды в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные  связи у больных эпилепсией и  с изумлением обнаружил, что два полушария единого доселе мозга ведут себя как два совершенно различных мозга и даже не всегда до конца понимают друг друга. Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметами материального мира или их изображениями. Когда отключали левое, а работало одно правое полушарие, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В дальнейшем эти различия были подтверждены в многочисленных экспериментах и психофизиологических исследованиях.

Однако результаты эти  исследования приносили неоднозначные  и даже противоречивые. Тем не менее, как-то так получилось, что в научной, а затем и в популярной литературе стало укореняться несколько упрощенное представление, что различие между полушариями целиком определяется видом информации, которой полушария оперируют: левое — словами и другими условными знаками, а правое — образами и другими невербальными (несловесными) сигналами. В соответствии с этим основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого – пространственно-образного.

Эти типы мышления имеют  ряд синонимов:

- вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление в отличие от образного базируется на способности к продуцированию речи);

- аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление обеспечивает цельность восприятия);

- дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления осуществляется ряд последовательных операций, тогда как образное мышление обладает способностью к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Также было показано, что правополушарное мышление, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества. При этом поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству. 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема межполушарной  асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

 

 

Проблема межполушарной  асимметрии и межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных в  современном естествознании. В настоящее  время она разрабатывается разными  нейронауками: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией  и др. Весьма продуктивно она изучается и нейропсихологией.  Локальные поражения мозга в качестве основной модели для нейропсихологических исследований открывают уникальные возможности изучения данной проблемы на человеке. 

В настоящее время  получено множество фактов о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга по различным показателям. Это и анатомические, и физиологические данные, и материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий. Например, выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий показывало, что полушарие левое у правшей играет ведущую роль в речи экспрессивной и импрессивной, чтении, письме, памяти вербальной и мышлении вербальном. А полушарие правое выступает ведущим для неречевого слуха (например, музыкального), зрительно-пространственной ориентации, памяти невербальной, критичности.

Анатомическая асимметрия имеется как в корковых, так  и подкорковых отделах мозга. Физиологическая асимметрия проявляется в различиях биоэлектрической активности симметрических отделов левого и правого полушарий как в состоянии покоя, так и особенно — во время психологической деятельности. Клинические данные указывают на различное отношение левого и правого полушарий мозга к речевым и неречевым функциям. 

Выделяют моторные, сенсорные и "психические" асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество более частных видов:

В  моторной  асимметрии выделены ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др. межполушарная асимметрия. 

К сенсорным межполушарным асимметриям относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. 

К "психическим" – асимметрия мозговой организации речевых и др. психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).

На основе оценки межполушарной  асимметрии в трех анализаторных  системах (слуховая, зрительная, тактильная) разработана классификация типов  межполушарной асимметрии или профилей латеральной организации мозга (ПЛО).

Существуют 5 основных типов  ПЛО: "чистые" правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и "чистые" левши, у которых ведущими являются либо все левые или правые анализаторные системы ("чистые" типы), либо ведущие системы различны (смешанные типы). 

Типы ПЛО (т. е. разные типы межполушарного взаимодействия) отражают разную форму и степень левого или правого полушарий мозга. Различные типы ПЛО характеризуются различными показателями когнитивных (речевых и неречевых), двигательных и эмоционально-личностных процессов.

Межполушарное взаимодействие осуществляется с помощью  комиссур  (мозолистого тела, гиппокампальной комиссуры, уздечки и др.) приводит к появлению "синдрома расщепленного мозга". 

Нарушение межполушарного взаимодействия проявляется в:

- нарушении реципрокных двигательных актов;

- аномии (нарушении способности давать словесный отчет об информации, поступающей в правое полушарие);

- дископии – дисграфии (нарушениях способности писать и рисовать обеими руками). 

Межполушарное взаимодействие может нарушаться или полностью, или частично.

Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие  – результат действия биосоциальных факторов. Функциональная неравнозначность полушарий проявляется сразу же после рождения ребенка, однако окончательное формирование механизмов межполушарной асимметрии т межполушарного взаимодействия происходит к 12—14 гг. и даже позже. То есть парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов.

Методы исследования межполушарной асимметрии – подразделяются на методы исследования ведущей руки, ноги, глаза, глаза, уха и др. и представляют собой различные способы исследований функций одного анализатора с последующим сопоставлением результатов по другому анализатору. 

Методы исследования межполушарного взаимодействия — основаны на принципе двойной стимуляции анализаторов (при оценке межполушарного взаимодействия в сенсорных системах) или одновременных моторных ответов двумя руками, ногами (при оценке межполушарного взаимодействия в моторных системах). Наиболее известным из таких методов является метод дихотического прослушивания звуковых сигналов (слов, слогов, цифр, неречевых сигналов).

Системный характер психической  деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований  и полушарий мозга в организации  высших психических функций. Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции. 

Таким образом, можно  сказать, что межполушарная организация  психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий  мозга и их взаимодействии в психической  деятельности человека. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Половые различия и асимметрии

 

 

Частота и согласованность сообщений  о половых различиях в организации  мозга заставляет привязать реальность их существования по крайней мере как рабочую гипотезу. Многообразие методических подходов говорит в пользу этого утверждения и приводит к следующему заключению: у женщин латерализация менее выражена, чем у мужчин. Однако существует множество работ, данные которых не согласуются с этим заключением и доказывают, что различия в асимметрии между полами отсутствуют.

И все-таки некоторые гипотезы представляются очень интересными.

1. Скорость созревания обусловливает  половые различия. Предположение  Д. Вейбер состояло в том,  что половые различия в асимметрии  должны рассматриваться с точки  зрения различий в скорости  созревания. Вейбер принимала во внимание тот факт, что женщины обычно достигают физической зрелости раньше, чем мужчины. Она предположила, что скорость созревания может быть систематически связана с различиями в вербальных и пространственных способностях. Выводы ее, полученные при исследовании 80 детей были следующими:

1) рано достигающие зрелости  индивидуумы обладают лучшими  вербальными способностями, чем  пространственными; поздно созревающие  лучше справляются с пространственными  задачами, чем с вербальными, 

2) у рано созревающих отмечается меньшая латерализация речи, чем у поздно созревающих. Данные Вейбер дают возможность предполагать, что половые различия в вербальных и пространственных способностях и латерализапии этих функций могут быть обусловлены не полом, а переменой, которая определенным образом с ним связана, т. е. скоростью созревания.

2.Тестостерон обусловливает половые  различия в латерализации.  Н. Гешвинд полагает, что секреция мужского гормона - тестостерона, который начинает выделяться на третьем месяце развития плода и у мужского плода сильно преобладает, влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга. Этот гормон несет ответственность за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Данное предположение подтверждается большей выраженностью у женщин вербальных способностей, а у мужчин зрительно-пространственных. Если в левом полушарии замедляется процесс миграции нейронов к местам их локализации и установление необходимых нейрональных связей оказывается в дефиците, то подобная задержка ведет к леворукости, которая хотя и встречается редко, но гораздо чаще наблюдается у мужчин. Таким образом, можно описать и явление дислексии, которое у мужчин встречается в 4 раза чаще, чем у женщин, и, по-видимому, связано с леворукостью. Гешвинд отмечает, что левши — обычно мужчины — подвержены также заболеваниям иммунной системы. Тестостерон оказывает тормозящее влияние на развитие иммунной системы. Так как леворукость, иммунные расстройства и проблемы обучения имеют тенденцию к семейному распространению, то можно заключить, что некоторые генные комплексы, отвечающие за иммунную реактивность, регулируют и уровень тестостерона; наблюдается избыточность секреции либо повышенная чувствительность к нему у отдельных людей.

3. Эволюционные факторы лежат  в основе половых различий  в латерализации. Дж. Леви предполагала, что в основе половых различий в латерализапии лежат эволюционные факторы. В подтверждение своей гипотезы она привела следующие доводы: в ходе эволюции человека мужчины, выполняли роль охотников и руководителей переселений, и те из них, которые обладали хорошими зрительно-пространственными способностями, имели преимущество в ходе естественного отбора. Женщины же могли испытывать давление отбора в отношении навыков, связанных с воспитанием детей, — таких, как использование речи в качестве средства общения, а также развития социальной чувствительности и легкости невербального общения. По мнению Леви, большая билатеральность в распределении функций может облегчать развитие навыков, необходимых для женщин, тогда как более строгое разделение функций необходимо для обеспечения высокого уровня развития зрительно-пространственных навыков у мужчин.

Информация о работе Межполушарная функциональная асимметрия мозга