Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность подделать такие импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
“Область чувств - эмоциональная сфера, - пишет П.В.Симонов, - не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах - жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи”.
Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска - очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.
Термин “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.
М.М.Бахтин
отмечает: “интонация всегда лежит
на границе словесного и несловесного,
сказанного и несказанного. В интонации
слово непосредственно
Таблица, показывающая, чему необходимо учить младших школьников.
Понятия |
|
1.Ритмико-интонационная
структура текста совокупность
совместно действующих . |
1.Умение
строить высказывание, приспосабливаясь
к условиям общения. Умение
слушать собеседника (понимать
смысл говоримого ,становиться на
точку зрения говорящего ). |
2. Движение тона (восходящий, нисходящий, ровный). | 2. Умение определять
основной тон высказывания и
замечать дополнительные |
3. Тон
(спокойный, взволнованный, |
3. Умение выражать вопрос ,утверждение ,незаконченность. |
4.Громкость ( нормальная, слишком тихая ,слишком громкая). | ,
4. Умение характеризовать |
5.Логическое ударение (усиление или ослабление голоса ,произнесение слова по слогам; удлинение ударного гласного). | 5. Умение распознавать
выделенные логическим |
6. Паузы
(реальные или нереальные, сознательные
или несознательные). |
6. Умение определять
уместность и характер пауз. Умение
пользоваться различными |
7. Ритм
(плавный, ровный или неровный, |
7. Умение описывать
ритм речи. Умение пользоваться
ритмом для эффективности |
8. Темп (быстрый, слишком быстрый, мед ленный, слишком медленный, нормальный). | 8. Умение определять
свойства темпа в соответствии
с условиями общения. |
9. Невербальные средства общения и речевой этикет. | 9.Умение выражать
эмоции известными |
Наиболее
эффективной формой работы, тренирующей
детей в использовании
Жесты в языке глухонемых.
Тесно
связаны с исследованиями по грамматике
естественных языков исследования по
языку глухонемых. Существует две
разновидности таких языков - жестовые
и буквенные. Для жестового языка
характерен такой семантический
синтаксис, в котором отсутствует
жесткое членение знаков на категории,
соответствующие грамматическим классам.
Предметы, лица и действия в мимическом
языке в большинстве случаев
отсутствуют. Нередко названия действия
и орудия действия (топор, рубить) обозначаются
одинаково; нет различий между предметом
действия, признаком предмета и действием,
обозначаемыми в русском языке
однокоренными словами (чистый - чистить
- чисто; храбрец - храбрый); в ряде случаев
отсутствует обозначение
Известно,
что испытывая потребность в
общении с окружающими, глухонемые
прибегают к мимико-
В
определенной мере эти средства служат
глухонемому также для
В этой связи важное значение имеют высказывания И.В.Сталина о языке жестов.
Указывая на крайнюю ограниченность средств, которыми располагает язык жестов, И.В.Сталин пишет: “Язык жестов так же нельзя приравнивать к звуковому языку, как нельзя приравнивать первобытную деревянную мотыгу к современному гусеничному трактору с пятикорпусным плугом и рядовой тракторной сеялкой.”
Это образное сравнение, характеризующее соотношение языка жестов с языком слов применительно к нормально слышащим людям, сохраняет свое значение и по отношению к более сложной системе мимико-жестикуляторных знаков, используемых глухонемыми.
Тяготение
к наглядному образу, нерасчлененность
знаков, бедность технических средств,
грамматическая неоформленность мимико-
Также
некоторые исследователи
Заключение.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только
20-40 % информации
передается с помощью
Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.
Хотя
общение посредством языка
Фактически,
окружающая действительность и люди,
обитающие в ней, являются лучшим
научным и испытательным
Список
используемой литературы.
1.
Казарцева О.М. Культура
2.
Леонтьев Л.А. Психология
3.
Белянин В.П. Введение в
4. Аллан Пиз. Язык телодвижений. - Н.Новгород,1992.
5. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М.,1998.
6. Речевые секреты / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М: Просвещение,1992.
7.
Добрович А. Общение: наука
и искусство. - М: Знание,1980.
Информация о работе Место невербальных средств в процессе общения