Место невербальных средств в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность подделать такие импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
“Область чувств - эмоциональная сфера, - пишет П.В.Симонов, - не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах - жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи”.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 40.77 Кб (Скачать файл)

     Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной  нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска - очень  тонкая и выразительная характеристика говорящего.

     Термин  “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения  мелодики, движения тона. Широкий смысл  термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.

     М.М.Бахтин отмечает: “интонация всегда лежит  на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации  слово непосредственно соприкасается  с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий  со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)”.

 

     Таблица, показывающая, чему необходимо учить  младших школьников.

       Понятия
    Формируемые умения
      1.Ритмико-интонационная  структура текста совокупность  совместно действующих компонентов   звучащей речи 
.
     1.Умение  строить высказывание, приспосабливаясь  к условиям общения. Умение  слушать собеседника (понимать  смысл говоримого ,становиться на  точку зрения говорящего ).                                                                   Умение анализировать интонационные                                                                                                                                      особенности говорящего. Умение                                                                            пользоваться интонационными    возможностями в собственной устной                                                                     речи.
2. Движение  тона (восходящий, нисходящий, ровный).                      2. Умение определять  основной тон высказывания и  замечать дополнительные оттенки  эмоций.        Умение  выражать тоном необходимые чувства  ,настроения и отношения .
3. Тон  (спокойный, взволнованный, равно  душный, заинтересованный, неуверенный  и т.п.). 3. Умение выражать  вопрос ,утверждение ,незаконченность.
4.Громкость  ( нормальная, слишком  тихая ,слишком громкая).       ,       4. Умение характеризовать громкость  речи в соответствии с условиями  общения.                                                                                                                                           Умение пользоваться громкостью, ее                                                                             усилением как средством выделения                                                                       главного в речи.
5.Логическое  ударение (усиление или ослабление голоса ,произнесение слова по слогам; удлинение ударного гласного). 5. Умение распознавать  выделенные логическим ударением  слова. 
6. Паузы  (реальные или нереальные, сознательные  или несознательные).                                   6. Умение определять  уместность и характер пауз. Умение  пользоваться различными видами  пауз.
7. Ритм (плавный, ровный или неровный,  “рваный”).                          7. Умение описывать  ритм речи. Умение пользоваться  ритмом для эффективности общения.
  8. Темп (быстрый, слишком быстрый,  мед ленный, слишком медленный,  нормальный).                      8. Умение определять  свойства темпа в соответствии  с условиями общения.                                                                          Умение ускорять или замедлять                                                                                                                                                                                 речь для придания ей выразительности.
9. Невербальные  средства общения и речевой  этикет.        9.Умение выражать  эмоции известными интонационными  средствами.

     Наиболее  эффективной формой работы, тренирующей  детей в использовании особенностей устной речи, является инсценирование. Дети под руководством учителя размечают какой-либо текст, указывая, как использовать средства выразительности. Затем дети распределяются по ролям (несколько человек готовятся выступить в одной и той же роли), запоминают текст и тренируются в произнесении реплик в соответствии с указаниями. 

 

     

Жесты в языке глухонемых.

     Тесно связаны с исследованиями по грамматике естественных языков исследования по языку глухонемых. Существует две  разновидности таких языков - жестовые и буквенные. Для жестового языка  характерен такой семантический  синтаксис, в котором отсутствует  жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев  отсутствуют. Нередко названия действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом  действия, признаком предмета и действием, обозначаемыми в русском языке  однокоренными словами (чистый - чистить - чисто; храбрец - храбрый); в ряде случаев  отсутствует обозначение действия и предмета, на который направлено действие (доить - молоко), действия и  предмета, обозначающего место действия (мыться - баня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано  с ее высокой ситуативностью. Языки  глухонемых различаются по регионам. Наиболее подробно исследован американский язык глухонемых.

     Известно, что испытывая потребность в  общении с окружающими, глухонемые прибегают к мимико-жестикуляторным  средствам.

     В определенной мере эти средства служат глухонемому также для закрепления  и обобщения образов внешнего мира. Однако под влиянием “нового  учения о языке” Н.Я.Марра некоторые  сурдопедагоги явно переоценивали  роль мимико-жестикуляторных средств  глухонемого, приравнивая их к словесной  речи.

     В этой связи важное значение имеют  высказывания И.В.Сталина о языке  жестов.

     Указывая  на крайнюю ограниченность средств, которыми располагает язык жестов, И.В.Сталин пишет: “Язык жестов так  же нельзя приравнивать к звуковому  языку, как нельзя приравнивать первобытную  деревянную мотыгу к современному гусеничному  трактору с пятикорпусным плугом и рядовой тракторной сеялкой.”

     Это образное сравнение, характеризующее  соотношение языка жестов с языком слов применительно к нормально  слышащим людям, сохраняет свое значение и по отношению к более сложной системе мимико-жестикуляторных знаков, используемых глухонемыми.

     Тяготение к наглядному образу, нерасчлененность знаков, бедность технических средств, грамматическая неоформленность мимико-жестикуляторной  “речи” глухонемых, наконец, попросту узкий круг людей, в общении с  которыми она может быть использована, - все это свидетельствует о  несостоятельности языка жестов глухонемых, о невозможности ставить  его на одну доску с языком слов.

     Также  некоторые исследователи связывают  жесты с типами пиктограмм (письмо рисунками). Однако мнение о том, что  пиктография и жесты в определенный период заменяли язык, лишено всякого  основания, и жесты и пиктография  были только у говорящих людей  и не могли заменить языка.                         

 

     Заключение. 

     Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только

20-40 % информации  передается с помощью вербальных

     Эти данные заставляют нас задуматься над  значением “невербалики” для  психологии общения и взаимопонимания  людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также  порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором  все мы разговариваем, даже не осознавая  этого.

     Хотя  общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более  миллиона лет, научное изучение этого  явления началось только в последние  годы, и особую популярность оно  получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу  уже нашего века об этом явлении  узнают люди всего мира и, что языку  телодвижений и его значению для  общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.

     Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей  является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим  организмом - самим человеком. 
 

 

     Список  используемой литературы. 

     1. Казарцева О.М. Культура речевого  общения: теория и практика. - М.,1999.

     2. Леонтьев Л.А. Психология общения. - М.,1998.

     3. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М.,1999.

     4. Аллан Пиз. Язык телодвижений. - Н.Новгород,1992.

     5. Реформатский А.А. Введение в  языкознание. - М.,1998.

     6. Речевые секреты / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М: Просвещение,1992.

     7. Добрович А. Общение: наука  и искусство. - М: Знание,1980. 

Информация о работе Место невербальных средств в процессе общения