Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 19:40, контрольная работа
Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств. Не умаляя значения клинических основ психотерапии, следует подчеркнуть, что и объект воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, то есть психотерапия использует психологические средства воздействия в лечебных целях и направлена на достижение, прежде всего, определенных психологических изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
Введение………………………………………………………………………..….1
Итердисциплинарный характер психотерапии…………………………..…..…3
Клиническая психология и психотерапия……………………………..………..5
Психотерапевтический подход к возрастной психологии……………..………8 Личностно-ориентированная психотерапия ………………………………..…19
Социальная психотерапия………………………………………………………23
Педагогическая психотерапия…………………………………………………30 Заключение………………………………………………………………………
Министерство образования и науки России
ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет»
Институт заочного и дополнительного образования
Кафедра педагогика и психология
Специальность_050706 – « Педагогика и психология»_______
Группа______З - 3580__________________________
Контрольная
работа по _________психотерапии_________
Осенний семестр 2013 – 2014 учебного года
г. Ханты–Мансийск 2013 г
Место психотерапии среди психологических дисциплин
Содержание
Введение…………………………………………………………
Итердисциплинарный характер психотерапии…………………………..…..…3
Клиническая
психология и психотерапия……………………………..………
Психотерапевтический подход к возрастной психологии……………..………8 Личностно-ориентированная психотерапия ………………………………..…19
Социальная психотерапия…………………
Педагогическая психотерапия………………………………………………
Введение
Среди психологических дисциплин психотерапия занимает особое место, научное определение которого до сих пор вызывает ожесточенную полемику. В частности, споры идут о том, к какому ведомству относится психотерапия — психологии или медицины. Существует подход, многочисленные сторонники которого полагают, что психотерапия есть «отдельная специальность».
Развитие современной научной
психотерапии осуществляется на основе
различных теоретических подходов, анализе
и обобщении результатов эмпирических
исследований клинических, психофизиологических,
психологических, социально-психологических
и других аспектов изучения механизмов
и эффективности психотерапевтических
вмешательств. Не умаляя значения клинических
основ психотерапии, следует подчеркнуть,
что и объект воздействия (психика), и средства
воздействия (клинико-психологические
вмешательства) представляют собой психологические
феномены, то есть психотерапия использует
психологические средства воздействия
в лечебных целях и направлена на достижение,
прежде всего, определенных психологических
изменений в когнитивной, эмоциональной
и поведенческой сферах.
Психотерапия рассматривается
в контексте психологических воздействий
(вмешательств), которые широко используются
не только в клинике, но и в других областях
человеческой практики (педагогической,
производственной, организационной).
Подход к психотерапии
как к одной из функций или целей психологического
воздействия в клинике подчеркивает роль
научной психологии — теоретической основы
психотерапии. Наряду с лечением, которое
является основной, но не единственной
целью (или функцией) психологического
воздействия в клинике, можно также назвать
такие цели, как профилактика и реабилитация.
В этом смысле понятие «психотерапия»
можно рассмотреть как более частное по
отношению к понятию «психологическое
воздействие (вмешательство)».
Итердисциплинарный характер психотерапии.
Психотерапия как система,
использующая в целях лечебных воздействий
психологические средства, является точкой
пересечения ряда областей знаний: медицины,
психологии, социологии, педагогики и
др. Интердисциплинарность как понятие
получила особое распространение в связи
с научно-техническим прогрессом, когда
стали возникать быстро развивающиеся
пограничные дисциплины и одновременно
происходила дифференциация областей
науки, опирающихся на различные традиционные
дисциплины (их способы подхода к проблеме
и методы), например, социальной антропологии,
молекулярной биологии и др. Специфика
психотерапии заключается в том, что ее
объектом и одновременно инструментом
является одно из наиболее сложных образований
— человеческая психика. В связи со сложностью
объекта психотерапии возникает необходимость
включения и использования достижений,
методов и способов работы из других областей
науки. Интердисциплинарный характер
психотерапии заключается, прежде всего,
в том, что она, являясь медицинской специальностью,
сферой компетенции медицины, основана
на психологических методах воздействия
(клинико-психологических вмешательствах).
Именно поэтому психотерапия становится
точкой пересечения медицины, психологии
(общей, клинической, социальной, возрастной,
психологии личности и др.), социологии,
педагогики и пр.
Интердисциплинарный характер психотерапии
проявляется в последние годы особенно
ярко. Это связано с развитием групповой
психотерапии, которая основана на использовании
в лечебных целях разнообразных психологических
и социально-психологических феноменов,
а также с экспансией психотерапии во
внеклинические сферы, применение ее методов
не только собственно для лечения, в работе
с больными, но и в работе со здоровыми,
для реабилитации после лечения, психологического
консультирования, в том числе и семейного,
тренинга различных навыков, психопрофилактики
и пр. Но все же следует подчеркнуть, что,
несмотря на очевидный интердисциплинарный
характер психотерапии, она остается лечебной
медицинской специальностью, а учет и
разработка ее клинических основ имеют
сегодня по-прежнему первостепенное значение.
И как лечебный метод психотерапия более
или менее тесно связана со всеми другими
клиническими дисциплинами. Современное
понимание болезни как биопсихосоциального
явления ведет к признанию наличия психотерапевтических
задач практически во всех клинических
дисциплинах.
Интердисциплинарный характер психотерапии
определяется клиническими предпосылками
широкого и эффективного применения психотерапии.
Психотерапевтические методы решают как
собственно лечебные, так и лечебно-профилактические
и лечебно-реабилитационные задачи.
Поле действия психотерапии
достаточно широкое, и при соответствующих
модификациях психотерапевтические методы
могут быть использованы также и для решения
психогигиенических, психопрофилактических
и иных задач (например, социально-психологический
тренинг, при котором одновременно со
специфическими задачами развития коммуникативных
навыков частично решаются также и проблемы
сохранения и укрепления здоровья).
Психотерапия
тесно связана также с общей и клинической
(медицинской) психологией, психологией
личности, социальной психологией и социологией.
Теоретическая психология, в частности
клиническая (медицинская) психология
и психология личности, выступает в качестве
теории психотерапии, особенно в тех случаях,
когда речь идет не просто о симптоматическом
лечении, а о психотерапии, направленной
на личностные изменения. В групповой
психотерапии особое значение приобретает
также социальная психология, различные
социально-психологические феномены,
такие, например, как групповая динамика,
закономерности межличностного взаимодействия,
социальных интеракций, коммуникации
и пр. Этим обусловлено тесное сотрудничество
в лечебной практике врача-психотерапевта
и психолога. В свою очередь, психотерапия
способствует развитию психологии. Здесь
уместно напомнить, что многие личностные
концепции первоначально возникали именно
как результат анализа работы с пациентами
— больными неврозами. Ввиду включения
в психотерапию все большего числа специальных
конкретных приемов расширяются ее связи
с искусством, музыкой, лингвистикой и
другими областями знаний с учетом значения
их достижений для совершенствования
психотерапевтического процесса.
Интердисциплинарный
характер психотерапии отражается также
в организации психотерапевтической службы
и образования в области психотерапии.
Расширяется сеть психотерапевтических
кабинетов поликлиник и стационаров, психотерапия
включается в территориальные программы
обязательного медицинского страхования,
увеличивается количество кабинетов психологической
коррекции и психологической помощи на
промышленных предприятиях и в других
учреждениях, служб психологического
консультирования, школьной психологической
службы и пр. Интеграция психотерапии
в медицину осуществляется и через семейных
врачей, врачей разных специальностей
— невропатологов, кардиологов, онкологов
и др.
Проблему интердисциплинарного
характера психотерапии можно рассматривать
как этап развития психотерапии, поскольку
научные направления, прошедшие фазу интердисциплинарности,
становятся самостоятельными, независимыми
от тех дисциплин, в рамках которых они
развивались первоначально. Рассматривая
перспективы развития психотерапии, можно
полагать, что включение в различные сферы
деятельности (диагностическую, терапевтическую,
реабилитационную, профилактическую)
элементов психотерапии способствовало
бы более полной реализации ее интердисциплинарного
характера.
Клиническая психология и психотерапия
Психотерапия как самостоятельная медицинская специальность тесно связана с клинической психологией. Теоретические и практические проблемы психотерапии разрабатываются с опорой на достижения медицинской психологии.
На Западе считается, что психотерапия является частной областью клинической психологии, и таким образом подчеркивается особая близость между психологией и психотерапией.
Однако положение об особой близости психотерапии и клинической психологии нередко оспаривается. Многие ученые считают, что с научной точки зрения психотерапия ближе к медицине. При этом приводятся следующие аргументы:
1) лечение больных является задачей медицины;
2) психотерапия является лечением больных. Отсюда следует, что психотерапия – это задача медицины. Данное положение опирается на тот факт, что во многих странах право заниматься ею получают только врачи.
Клиническая психология близка и к
ряду других психологических и
Таким образом, очевидно, что в процессе работы клиническому психологу необходимо применять комплексный подход.
Современный психолог-консультант является специалистом, знающим клиническую психологию и использующим эти знания в рамках личностно-ориентированной модели для построения терапевтических отношений с клиентом с учетом особенностей его взаимодействия с другими людьми.
Клиническая психология базируется на предположении, что в основе психологических трудностей и проблем лежит болезнь, болезненное состояние или болезненное развитие личности клиента.
Цели клинической психологии:
1) изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
2) изучение влияния тех или иных болезней на психику;
3) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;
4) изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей микросредой;
5) разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;
6) создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Можно выделить конкретные разделы
медицинской психологии, которые
находят практическое применение знаний
в соответствующих клиниках: в
психиатрической клинике –
По мнению Б. В. Зейгарник, патопсихология изучает нарушения психической деятельности, закономерности распада психики по сравнению с нормой. Она отмечает, что патопсихология оперирует понятиями общей и клинической психологии и использует психологические методы. Патопсихология работает как над проблемами общей клинической психологии (когда исследуются изменения личности психических больных и закономерности распада психики), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).
Однако существующие на сегодняшний день разнообразные руководства, а также классификации, разработанные в рамках психодинамического и других подходов, по-разному рассматривают причины, прогнозы развития, возможности лечения психических болезней и расстройств. Рамки медицинской модели оказываются узкими и неприменимыми к психологическому консультированию, так как она не позволяет определить характер необходимой психотерапевтической помощи.
Психотерапия – это процесс психологического взаимодействия клиента и психотерапевта, исследование переживаний и опыта клиента, результатом которого является личностный рост клиента – расширение зоны его осознанности, открытие в себе новых черт, изменение взгляда на существующие психологические трудности, приобретение нового опыта, новых личностных качеств, что позволяет клиенту решить свои психологические проблемы и достигнуть более комфортного психологического состояния. Это процесс творчества, свободы и постоянного развития.
Возрастная психология—
Психотерапевтическая работа с детьми
На течение психических заболеваний в детском и подростковом возрасте влияет множество факторов: наследственность; закономерности течения заболевания; ход индивидуального развития (рост, созревание, индивидуализация, формирование, обучение); возраст и пол; системные влияния (психотерапия и другие виды помощи); «случайные события» (жизненные события, факторы окружающей среды); факторы риска; защитные факторы самого ребенка и его окружения.
В подростковом возрасте особенно сложно
определить, является ли то или иное
поведение проявлением
Информация о работе Место психотерапии среди психологических дисциплин