Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 19:40, контрольная работа
Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств. Не умаляя значения клинических основ психотерапии, следует подчеркнуть, что и объект воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, то есть психотерапия использует психологические средства воздействия в лечебных целях и направлена на достижение, прежде всего, определенных психологических изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
Введение………………………………………………………………………..….1
Итердисциплинарный характер психотерапии…………………………..…..…3
Клиническая психология и психотерапия……………………………..………..5
Психотерапевтический подход к возрастной психологии……………..………8 Личностно-ориентированная психотерапия ………………………………..…19
Социальная психотерапия………………………………………………………23
Педагогическая психотерапия…………………………………………………30 Заключение………………………………………………………………………
Симптомы и личность пациента определяют стратегию психотерапевтического воздействия, а также выбор применяемых психотерапевтических методов и приемов. В наименьшей степени для понимания старости и лечения старческих нарушений, по мнению Розе, подходят глубинно-психологические и психоаналитические методы психотерапии. В последнее время наиболее интенсивно развиваются когнитивно-поведенческие формы и поддерживающая психотерапия пожилых. Лер отмечает, что в специальных заведениях для пожилых пациентов усиливается нежелательное поведение (как, например, социальное иждивенчество при одевании, умывании, питании, передвижении, в связи с чем снижается самостоятельность и растет зависимость пожилых людей). С целью преодоления этих явлений используется, в частности, такой метод поведенческой психотерапии, как оперантное обусловливание. Его применение предполагает специальную подготовку и тренинг медицинского персонала, который должен научиться находить индивидуальные позитивные стимулы для пациента, определять частные цели и поощрять их достижение. Элементарные обучающие процессы помогают пациенту вести себя адекватно постоянно меняющимся требованиям окружающей среды. Часто способность старых людей к обучению недооценивается, тогда как, в большинстве случаев в результате тренинга они не только восстанавливают утраченные функции и навыки, но и вырабатывают новые. Все тренинговые программы строятся с учетом еще имеющейся у пациента продуктивности.
Отношение пожилых больных к
разного рода восстановительным (психо-
и социокорригирующим и активирующим)
методам, приемам и к лекарственной
терапии оказывается различным.
У многих больных при общем
положительном отношении к
В гериатрических клиниках и специальных заведениях для пожилых людей (домах престарелых, дневных стационарах, клубах пожилых) применяются также групповые психотерапевтические методы. Целью групповой психотерапии лиц пожилого возраста являются привлечение их к социальному взаимодействию, повышение самооценки, усиление независимости, ориентация на реальность и постоянно меняющуюся действительность. Используются различные групповые техники: групповая дискуссия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, психогимнастика и др.
Большинство исследователей и практиков подчеркивают необходимость включения в психотерапевтические меры воздействия на лиц пожилого возраста семейной психотерапии. Психотерапия и консультации родственников, обсуждение с ними проводимых и планируемых мероприятий повышают их эффективность и делают более стабильными достигнутые результаты психотерапевтических воздействий. Большое значение семейная психотерапия имеет для послевыписной медико-социальной адаптации больных и вторичной психопрофилактики с учетом роли внутрисемейных отношений в жизни пациентов, особенно если речь идет о страдающих слабоумием или больных с затяжным течением функциональных психозов, сопровождающихся поведенческими расстройствами.
Семейные отношения изменяются
в той или иной степени у всех пожилых
больных с психическими заболеваниями,
но более значительно — у лиц со слабоумием.
У них преобладают столкновения, связанные
со стремлением родственников к отказу
от больного из-за его тяжелого психического
состояния и необходимости постоянного
ухода. У больных с функциональными психозами
чаще встречаются конфликты, в основе
которых лежит переживание больным снижения
или утраты лидирующей роли в семье или
болезненное чувство своей ненужности,
помехи близким, приводящие к самоизоляции.
Коррекция отношения к больному со стороны
членов семьи и его собственного отношения
к ним зависит как от клинических особенностей
заболевания, так и от установки семьи
на разрешение конфликта и, нередко, материально-бытовых
условий. Позитивный результат
возможен лишь в том случае, когда путем
семейной психотерапии удается выработать
у родственников больного сочувствие
к нему, понимание его состояния и причин,
вызвавших поведенческие расстройства
(при бредовых и депрессивных состояниях)
или примирение с ситуацией (при деменции).
Влияние коррекции семейных отношений
на уровень послевыписной семейной адаптации
больных с функциональными психозами
в позднем возрасте, как правило, оказывается
выше, но и у них полного разрешения конфликтов
достичь почти не удается, отношение к
больному остается настороженным с тенденцией
к изоляции в семье. В целом психотерапия
больных психозами в позднем возрасте
оценивается как перспективный метод
в комплексе с лекарственной терапией.
В немногочисленной
литературе, посвященной психотерапевтическим
методам в консультировании пожилых, отмечается,
что речь идет главным образом о подходах,
разработанных и успешно применяемых
в зарубежной практике (М. Ермолаева, 2002;
Я. Л. Либерман, М. Я. Либерман, 2001). Для отечественной геронтопсихологии
характерны их заимствование и, по возможности,
адаптация к российским условиям. Используются
апробированные методы мотивирования
жизненной активности пожилых, более подробно
описанные в отечественной литературе:
- биографический метод и мемуаротерапию;
- арт-терапию;
- кинотерапию;
Личностно-ориентированная психотерапия
Следует различать личностный подход
в психотерапии и личностно-ориентированную
психотерапию в целом от конкретной
психотерапевтической школы — личностно-
Общие факторы психотерапии.
Прогресс в психотерапии в настоящее время
проявляется не только в разработке новых
методов, но и в попытке синтеза концепций
и технических приемов, поиска более гибкой
интегративной психотерапевтической
парадигмы. Одной из существенных предпосылок
ее развития является изучение общих факторов
психотерапии, характерных для ее различных
направлений, форм и методов.
В качестве общих факторов
психотерапии, с точки зрения того, что
происходит с пациентом, обычно указывают:
Перечисленные факторы по сути совпадают
с механизмами лечебного действия психотерапии
и отражают когнитивные (2, 3), эмоциональные
(1, 4, 5, 6) и поведенческие (5) процессы, способствующие
успешности психотерапии и в большей или
меньшей степени представленные практически
во всех психотерапевтических системах.
Цели и задачи любого психотерапевтического
направления, ориентированного на личностные
изменения, вытекают из представлений
о специфике личностных нарушений, что,
в свою очередь, определяется личностной
концепцией. Именно поэтому в рамках конкретного
направления цели и задачи психотерапии
формулируются в общем виде как для индивидуальной,
так и для групповой психотерапии, но решаются
с помощью собственных средств.
Задачи личностной-ориентированной психотерапии с учетом трех плоскостей ожидаемых изменении более подробно могут быть сформулированы следующим образом:
(когнитивный аспект, интеллектуальное осознание).
Процесс психотерапии должен помочь пациенту осознать:
- связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением невротических расстройств;
- какие ситуации вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптоматики;
- связь между негативными эмоциями и появлением, фиксацией и усилением симптоматики;
- особенности своего поведения и эмоционального реагирования в различных ситуациях, их повторяемость, степень адекватности и конструктивности;
- как воспринимается его поведение другими, как реагируют окружающие на те или иные особенности поведения и эмоционального реагирования и как оценивают их, какие последствия имеет такое поведение;
- существующее рассогласование между собственным образом Я и восприятием себя другими;
- собственные потребности, стремления, мотивы, отношения, установки, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;
- характерные защитные психологические механизмы;
- внутренние психологические проблемы и конфликты;
- более глубокие причины переживаний, способов поведения и эмоционального реагирования начиная с детства, а также условия и особенности формирования своей системы отношений;
- собственную роль, меру своего участия в возникновении, развитии и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также того, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем.
В целом задачи интеллектуального осознания в рамках личностно-ориентированной психотерапи сводятся к трем аспектам: осознание связей “личность — ситуация — болезнь”, осознание интерперсонального плана собственной личности и осознание генетического (исторического) плана. Следует подчеркнуть, что первая стадия осознания, которая условно обозначается как “ситуация—личность — болезнь”, не имеет определяющего значения для собственного психотерапевтического эффекта. Она скорее создает более устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе.
Процесс психотерапии должен помочь пациенту:
- получить эмоциональную поддержку со стороны психотерапевта или группы, пережить положительные эмоции, связанные с принятием, поддержкой и взаимопомощью;
- пережить в рамках психотерапевтического процесса те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в реальной жизни и с которыми он не мог справиться;
- пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;
- научиться искренности в чувствах к себе и другим людям;
- стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных эмоций;
- научиться более точно понимать и принимать, а также вербализовать собственные чувства;
- раскрыть свои проблемы с сопутствующими им переживаниями (зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными);
- модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;
- произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.
В целом задачи личностно-ориентированной психотерапии в эмоциональной сфере охватывают 4 основных аспекта: точное распознавание и вербализацию собственных эмоций, а также их принятие; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта; непосредственное переживание и осознание опыта психотерапевтического процесса и своего собственного; формирование более эмоционально благоприятного отношения к себе.
Процесс психотерапии должен помочь пациенту:
- увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
- приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;
- преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в процессе психотерапии, в том числе связанные с избежанием субъектно сложных ситуаций;
- развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью;
- закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;
- выработать и закрепить адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.
Применительно к поведенческой сфере может быть сформулирована как задача формирования эффективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе. Таким образом, задачи применительно к поведенческой сфере может быть сформулирована как задача формирования эффективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе. Таким образом, задачи фокусируются на трех составляющих самосознания — на самопонимании, отношении к себе и саморегуляции, а общая цель может быть определена как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы.
Информация о работе Место психотерапии среди психологических дисциплин