Место психотерапии среди психологических дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств. Не умаляя значения клинических основ психотерапии, следует подчеркнуть, что и объект воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, то есть психотерапия использует психологические средства воздействия в лечебных целях и направлена на достижение, прежде всего, определенных психологических изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….1
Итердисциплинарный характер психотерапии…………………………..…..…3
Клиническая психология и психотерапия……………………………..………..5
Психотерапевтический подход к возрастной психологии……………..………8 Личностно-ориентированная психотерапия ………………………………..…19
Социальная психотерапия………………………………………………………23
Педагогическая психотерапия…………………………………………………30 Заключение………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная рбота по психотерапии.docx

— 77.64 Кб (Скачать файл)

 

Социальная психотерапия

     В работах западных авторов под социальной психотерапией понимается, в первую очередь, такая психологическая помощь, такая психотерапия, которая направлена на изменение социального поведения человека, если в каких-то аспектах он ведет себя неправильно с точки зрения общества.

Например, это работа с трудными подростками с отклоняющимся поведением. Или работа с людьми, которые не адаптированы к жизни, и помощь им в том, чтобы справляться с различными жизненными ситуациями.

Но для нашей страны, нашего общества и нашей школы психотерапии представление о социальной психотерапии заметно шире. Таковы сформировавшиеся еще в советское время традиции, так повелось в отечественной медицине, девизами которой были, в том числе, психологическая профилактика и психологическая гигиена.

     И, соответственно более широкому представлению, социальная психотерапия помогает людям решать личные проблемы, возникновение которых так или иначе связано с проблемами социального порядка.

    Это актуально, поскольку, как мы понимаем, огромное количество возникающих у людей психологических проблем вытекает из тех или иных проблемных сторон социальных отношений, из их несовершенства. Проблемы общества отражаются в психологических проблемах его граждан.

Это означает, что работа любого психотерапевта или практического психолога  так или иначе уже включает в себя аспекты социальной психотерапии. И для общества социальная психотерапия важна тем, что она дает потенциальную возможность, помогая отдельным людям в решении их личных проблем, при определенной организации такой помощи работать над решением социально-психологических проблем общества в целом.

      Надо еще подчеркнуть, что когда социальная психотерапия выходит за рамки отдельно взятого медицинского или психологического кабинета или отдельно взятого медицинского учреждения или психологического центра, то она может осуществляться в массовом порядке. Один из видов социальной психотерапии – это массовая психологическая помощь населению.

      Раньше это было принято осуществлять с помощью СМИ, и возник даже термин «медиа-психотерапия» — это все, что связано с телевидением, радио, прессой. А также с литературой, издаваемой массовыми тиражами, где так или иначе рассматриваются вопросы телесного и душевного здоровья людей в их взаимосвязи, даются рекомендации, советы, обсуждаются практические способы решения различных психологических и психосоматических проблем.

       Со многими образцами медийной психотерапии мы, конечно же, хорошо знакомы, начиная с цикла пионерских в данном жанре телевизионных передач с участием доктора Курпатова. Много есть еще достойных образцов, продолживших его эстафету. Однако сегодня этот подход использования для массовой психологической помощи средств массовой информации начинает несколько устаревать. Устаревать не психологически, а технологически.

Почему? В первую очередь потому, что меняются сами СМИ, и на смену традиционным СМИ приходит Интернет. В интернет-пространстве изначально заметную роль играет содержание (контент) психологического характера. И немало людей обращаются к Интернету с надеждой получить помощь, консультацию, совет и поддержку в решении своих психологических проблем. А внутри сформировавшегося большого направления интернет-психотерапии сегодня наиболее актуальной является социомедийная психотерапия.

        Социомедийная психотерапия — такая разновидность психотерапии в Интернете, которая использует социальные медиа: социальные сети, блоги и тому подобные интернет-площадки для общения людей. Именно на них наиболее эффективно и может происходить общение психологов и психотерапевтов с теми людьми, которым необходима помощь.

Важно подчеркнуть, что растущая популярность интернет- и социомедийной психотерапии связаны с тем, что постепенно происходит переход от узкомедицинского представления о психотерапии, где человек, которому помощь необходима, именуется пациентом, к более широкому.

Пациент –от латинского patiens - «терпящий», по сути, человек, который пассивно ведет себя в отношении каких-то актуальных проблем и надеется получить помощь извне. Кто-то в лице психотерапевта ему поможет эти проблемы решить — но сам страждущий относится к решению своих проблем в значительной мере пассивно.

        Иной подход, возникающий постепенно в социальной практике — активный подход человека к решению психологических проблем, с которыми он сталкивается. И этот активно-деятельный подход реализуется в таких направлениях психотерапии, как психологическая самопомощь.

Здесь психотерапевт выполняет  роль учителя или инструктора, который  обучает человека, как нужно действовать, что нужно делать для решения  проблем, а дальше тот, вооруженный необходимыми инструментами работы над собой, психологическими технологиям, самостоятельно эти проблемы решает.

Но это не только психологическая самопомощь, а еще и (что особенно актуально в условиях нашей страны и общества) психологическая взаимопомощь. Психологическая самопомощь в основном – процесс индивидуальный, он достаточно популярен на Западе, оттуда и пришел к нам.

      А вот коллективная форма психологической помощи, которую можно назвать взаимопомощью – это очень эффективно, как показывает практика, именно в условиях нашей страны.

И здесь Интернет оказывается важным инструментом, который помогает организовать группу людей с однородными проблемами, людей, которым помощь психологическая и психотерапевтическая необходима, создать терапевтические сообщества. В них, благодаря механизму взаимопомощи, решение различных психологических и психосоматических проблем может протекать заметно более эффективно, чем в традиционных форматах.

Когда мы говорим о том, что социальная психотерапия в целом для нашего общества важна и необходима, это содержит в себе и констатацию факта, что, к сожалению, наше общество в целом нельзя признать абсолютно здоровым с социально-психологической точки зрения.

       Конечно же, обществу, в отличие от человека, не принято ставить психиатрический или психологический диагноз в прямом смысле. Но, тем не менее, здесь можно провести определенные параллели. Можно говорить о том, что наше общество на современном этапе развития явно находится в состоянии социально-стрессового расстройства, сравнительно с тем, как бывает у отдельно взятого человека, это такое донозологическое, предболезненное состояние.

       И, к сожалению, тенденции, динамика развития общества такова, что недалеко до следующего этапа – уже клинического расстройства. Применительно к отдельно взятому человеку подобное расстройство называется нарушением социально-психологической адаптации.

Ведь что реально в нашем обществе происходит в отношении общественного здоровья? Особенно в тех сферах, которые соприкасаются с душевным здоровьем общества?

        Вы знаете, что на протяжении длительного времени в нашей стране существует негативная демографическая ситуация. Демографы называют эту ситуацию «русский крест», то есть, преобладание убыли населения над рождаемостью, приводящее к постепенной депопуляции – уменьшению численности населения России.

        Конечно, много мер предпринимается, чтобы эту проблему решить. И за последние годы динамика снижения численности населения замедлилась. Но, тем не менее, последняя перепись населения 2010 года свидетельствует, что за 8 лет с 2002 года по 2010 год количество жителей России сократилось на 2 с лишним миллиона человек.

Существуют в обществе очень острые и актуальные, нерешенные проблемы, связанные с болезненными зависимостями (наркомания, алкоголизм), уровнем суицидов, кризисом семьи как социального института. И другие проблемы, приводящие в конечном счете к тому, что западные исследователи называют российским демографическим кризисом.

      Известный западный автор Н. Эберштадт в книге, которая так и называется «Демографический кризис в России в мирное время», говорит о том, что это кризис всеобъемлющий, кризис человеческих ресурсов нашей страны. Российский кризис сравнивается с состоянием общества, которое перенесло тяжелую войну, массовые человеческие потери, и только начинает от этой войны и этих потерь восстанавливаться.

       Очень хорошо сформулирована важная мысль о состоянии нашего общества в работе петербургского психолога М.А. Коноваловой, которая пишет: «Высочайшая смертность среди взрослого трудоспособного населения России связана не с физическими страданиями, а с неспособностью справляться с жизненными трудностями и невозможностью получения помощи».

      Во многом причинами сложившейся плачевной ситуации являются не экономические показатели, не социальные обстоятельства, а именно психологические – но, конечно, коренящиеся также в культуре и традициях общества. Вот почему для решения упомянутых проблем на уровне общества в целом социальная психотерапия безусловно необходима и даже жизненно важна.

       Когда мы говорим о психотерапии и социальной психотерапии в узком смысле, как помощи людям, страдающим теми или иными душевными расстройствами, в первую очередь такими расстройствами, которые относятся к непсихотическим, которые выходят за рамки психиатрической помощи, здесь помощь может оказываться как врачами-психотерапевтами, так и врачами-психологами.

Оценки распространенности подобных расстройств среди населения  нашей страны колеблются от 30 процентов по оценке Т.Б. Дмитриевой до 50 с лишним процентов по оценке В.Я. Гиндикина. Значительная часть таких душевных расстройств протекает в телесной форме в виде так называемых соматоформных и соматизированнных расстройств, когда людей беспокоят не столько, как им кажется, психологические проблемы, сколько нарушения физического здоровья, на самом деле являющиеся следствием нерешенных психологических проблем.

      Понятно, что такие пациенты в основном обращаются не врачам-психотерапевтам, а в обычную лечебную сеть к врачам-терапевтам, неврологам и т.п. По разным оценкам, подобного рода проблемы, психосоматические и психосоматизированные расстройства, имеют от 30 до 40 процентов людей, обращающихся в поликлиники, и от 20 до 30 процентов получающих стационарную медицинскую помощь.

Вот почему социальная психотерапия, направленная на работу с такими проблемами, оказывается актуальной и в плане общей организации медицинской помощи населению нашей страны.

       Сюда же надо добавить то, что в нашем обществе в последние годы особенно заметно протекают разного рода «социальные эпидемии» (в терминологии А.Л. Каткова), связанные как с распространением болезненных зависимостей, так и с распространением разного рода антисоциальных явлений, от деятельности деструктивных сект до терроризма.

       И в целом оказывается, что если потребность в собственно психотерапевтической помощи по разным оценкам (в частности З.И. Кекелидзе) составляет около 25 процентов населения нашей страны, то в более широком плане, когда мы вспоминаем, что и среди телесных недугов 30–40 процентов занимают те, что связаны с психологическими факторами, эту цифру можно удвоить.

А в чем же причины такого тяжелого положения в обществе? Надо признать, что среди психологических проблем, которые к этому приводят, есть как глобальные, с которыми сталкивается не только наша страна, но и все развитые страны, так и наши специфические отечественные социально-психологические проблемы.

       Пользователи в сети больше хотят развлекаться, чем учиться. Но это означает, что точно также необходимые для массовой психопрофилактики и психогигиены знания из области практической психологии тоже должны представляться в Интернете в популярном развлекательном формате. По аналогии с edutainment, это получается psychotainment, иначе говоря, популяризация психологических знаний интересным языком, с наглядными иллюстрациями.

        Так, чтобы было интереснее, особенно для молодежи, чем какой-нибудь сериал «Школа» или «Интерны». Добиться этого можно не иначе, как нашими с вами собственными, коллективными усилиями, привлекая для этого в помощь не только специалистов – психотерапевтов и психологов, но и других союзников, помощников.

Важно широко использовать помощь волонтерских групп и общественных организаций, таких очагов здорового и телесно, и психологически образа жизни, в формировании которых я призываю вас всех участвовать в вашей практической работе. Я думаю, что и наши заочные участники также к этому приобщатся.

Педагогическая  психотерапия  

        В последние десятилетия отмечается выраженная тенденция к росту публикаций по педагогической психотерапии, свидетельствующие об общей оценке авторами значимости педагогической психотерапии, её всевозрастающей роли в улучшении психотерапевтической помощи, профилактической и лечебно-реабилитационной. Вместе с тем, высказываются ими разные взгляды, подчас полярные, на структуру и задачи педагогической психотерапии как области науки и практики, формирующуюся на стыке психотерапии с педагогикой.

       Педагогическая психотерапия включена в состав основных моделей психотерапии, согласно классификации В.В. Макарова и резолюции Общероссийского съезда психотерапевтов и консультантов (2008г).

Впервые опубликованы учебно-практические пособия по педагогической психотерапии, предназначенные для учителей и школьных психологов: в России – Н.Ф.Петровой и А.А..Востриковым; в Украине -  В.А.Лыковой.

      Изданы монографии учебной направленности, где содержатся рекомендации и по использованию приёмов Позитивной Динамической Психотерапии (ПДП), авторы которых известные психотерапевты (В.Абабков, М.Буянов, М.Бурно, В.Завьялов, В.Макаров, С.Игумнов, М.Решетников, В.Семке, Ю.Шевченко, Э.Эйдемиллер) и педагоги, психологи (И.Бим, И.Дубровина, Э.Псядло,  В.Ромек, И.Румянцева, А.Спиваковская, П.Третьяков, А.Чебыкин, Л.Фридман, Ю. Щербатых).

    Резко увеличилось издание научно-популярных книг по педагогике и психотерапии, в которых имеются ценные советы по психотерапевтической самопомощи, в том числе по ПДП: врачей-психотерапевтов (А.Алексеев, М.Буянов, М.Бурно, Я.Воробейчик, В.Завьялов, А.Курпатов, В.Леви, М.Литвак, М.Сандомирский, Б.Херсонский) и педагогов, психологов (О.Арнольд, И.Вагин, В. Данченко, Ю.Гиппенрейт, Н.Козлов, С.Ключников, Е.Милютина, Н.Самоукина, Л.Собчик, С.Степанов). 

Информация о работе Место психотерапии среди психологических дисциплин