Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:54, контрольная работа
Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и
коррекции различных психических расстройств у детей. Появилось достаточно
много литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам умственной
отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в поведении и
общении.
1. Введение..................................3
2 Методика музыкотерапии для детей с РДА ...5
Заключение...............................10
Литература...............................11
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛАМИ
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Реферат на тему:
Москва 2011
Содержание:
1. Введение......................
2 Методика музыкотерапии для детей с РДА ...5
Заключение....................
Литература....................
Введение.
Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и
коррекции различных
психических расстройств у
много литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам умственной
отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в поведении и
общении.
Термин аутизм (от греч. autos– сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация
характера, психопатия), а так же в условиях хронической психической травмы
(аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).
РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая
главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.
Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 году.
Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947
году С.С. Мнухиным.
В настоящее время наиболее значимыми в клинической картине синдрома Каннера
считаются следующие признаки:
1. Аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка,
формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем
интеллектуального развития;
2. Стремление к постоянству , проявляемое как стереотипные
занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;
3. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне
связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
4. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем
эта патология в большей степени связывается с особым нарушением
психического развития, чем его регрессом;)
Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6 случаях на 10
тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек в пропорции 3-4: 1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, в 1\3-1\4 случаев
с возрастом проявляется тенденция к разной степени спонтанному сглаживанию патологических черт.
С синдромом раннего детского аутизма связано особое нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик их близких.
Эта проблема очень плохо изучена и очень многие
вопросы в ней остаются открытыми, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей.В силу специфики данного нарушения развития необходимы также особые принципы
обучения аутичного ребенка, учитывающие его общие и индивидуальные особенности. Коррекционная работа направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребенка со взрослым и со средой, аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, а это , в свою очередь повышает общую социальную адаптацию аутичного ребенка, что является самым главным и очень важным в работе дефектологов, психологов и других специалистов детских учреждений , сталкивающихся с такими детьми, а также их родителей.
Как известно, музыкальная терапия - это психотерапевтическое
направление, основанное на лечебном воздействии
музыки на психологическое состояние
человека. Применение музыкальной терапии
для детей с аутичными типом развития
обусловлено несколькими факторами. Как
известно, дети с синдромом раннего детского
аутизма (РДА) имеют особенную тягу к музыке
и есть эмоционально уязвимы в восприятии
музыки. В научных исследованиях [1, 4] говорится,
что эмоциональная чувствительность на
музыку и особая необходимость в ней связаны
прежде всего с уровнем нейротизма. По
мнению П. Фреза и Ж. Пиаже, тревожные индивиды,
независимо от происхождения их тревоги,
имеют высокую энергетическую мобилизацию,
которая порождает многочисленные эмоциональные
реакции и трудно поддается контролю,
тогда как у "неэмоциональных" индивидов
наблюдаются прежде приспособительные
реакции .
Кроме учитывания эмоциональной уязвимости
детей с РДА, уместность применения музыки
на занятиях с ними, по нашему мнению обусловлена
следующим:
1) как известно, одной из главных проблем
при налаживании взаимодействия с аутичными
ребенком есть отсутствие его внимание,
пребывание на "своей волне". Особенно
подобранная музыка привлекает внимание
и организовывает относительную устойчивость
процесса восприятия ребенка с РДА;
2) обнаружена большая приверженность
аутистов в отношении к предметам, чем
к людям обуславливает эффективность
налаживания диалога с ними опосредованно,
например, через музыкальные инструменты
Кроме этого, методы, которые применяет
современная музыкотерапия, на наш взгляд
являются соответствующими с актуальными
проблемами детей с аутичными типом развития.
Так, в классификации современных методов
музыкотерапии по критерию подавляющего
лечебного действия отмечается [2, 3, 6]:
1. методы, направленные на отреагирования,
а также эмоциональную активацию;
2. тренинговые методы, применяемые в контексте
поведенческой терапии;
3. релаксационные и регулятивные методы;
4. коммуникативные методы;
5. творческие методы в форме инструментальной,
вокальной, двигательной импровизации;
По представленной классификации мы делаем
вывод, что эти методы могут стать важными
ориентирами психолого-педагогического
воздействия на развитие детей с РДА, ведь
они направлены на составляющие основного
спектра аутичной проблематики, а именно:
нарушения в социальном взаимодействии
и коммуникации, неадекватность функционирования
эмоциональной сферы, отсутствие гибкого
поведения в соответствии с социальным
контекстом и разнообразной спонтанной
социальной игры-имитации, стереотипные
виды их поведения.
Главной задачей методики музыкальной
терапии является определено следующее:
наладить слухо-вокальную, слухо -двигательную
и зрительно-двигательную координацию,
способность синтезировать их в одной
деятельности.
Принципы построения занятий:
- принцип психической экологии: начинать
и заканчивать занятия спокойной негромкой
музыкой; на протяжении занятия отслеживать
эмоциональное состояние каждого ребенка
с РДА и соответственно корректировать
интенсивность занятия;
- постепенное усложнение материала, целесообразно
при формировании любой деятельности.
Занятия методики построены от простого
к сложному: от определенных операций
и действий к целостному вокально-пластическому
самовыражению.
-максимальное задействование произвольных
двигательных реакций в комплексе с работой
слухового, зрительного, тактильного анализаторов.
Важность ориентира на этот принцип обусловлена
тем, что кинестезия является обязательным
элементом любой ассоциации и центральной
объединяющей функцией ощущения (ведь
ощущение любой модальности, по Б. Г. Ананьеву,
порождается кинестетическим ощущением,
то есть движением. Исходя из того, что
любое полноценное восприятие музыки
есть ритмичным восприятием, мы делаем
процесс восприятия музыки, активным,
сотворческим, таким, что включает разнообразные
осмысленные движения и становится слухо-двигательным
процессом.
Структура занятий:
- Приветствие как ритуал.
- Регуляционное упражнение (активизация
зрительного, слухового, двигательного
внимания) с целью налаживания психофизиологического
состояние ребенка в плане привлечения
ее к действию;
- коррекционно-развивающие упражнения
(главный блок заданий).
- прощания как ритуал.
Так как дети приходят на занятия, имея
непредсказуемое эмоциональное состояние,
главное ритуала приветствия, которое
происходит в начале занятия - создать
атмосферу доверия для детей и настроить
их на занятия. Приход детей в группу сопровождает
приятная спокойная и негромкая музыка.
Ведущий подходит к каждому ребенку и
здоровается при помощи какого-то музыкального
инструмента или просто напевая фразу,
например "Здрав-ствуй, Я-ро-слав"
и сопровождая напев хлопками в ладоши.
Во время приветствия необходимо ведущему
так подстраиваться, чтобы его глаза были
на уровне глаз ребенка, чтобы лучше понять
его состояние и дать ему почувствовать,
что здесь он - в безопасности.
Следующие упражнения, связанные с активизацией
внимания, являются очень важной составляющей
коррекционно- развивающего процесса.
Тренировка ребенка относительно способности
управлять своим вниманием обусловливает,
во-первых, продуктивность ее проявлений
на протяжении конкретного занятия, а
во-вторых, является фактором оптимизации
ее дальнейшего развития через прямую
связь с регуляцией психического состояния
ребенка.
Главный блок заданий имеет определенную
этапность. Так, на первом этапе ведущий
проводит музыкально-ритмические игры
для сенсорной стимуляции, развития координации
движений, которые постепенно перерастают
в игры для развития координации речи
и движений, пение, и игру в ансамбле. Перед
началом пения проверяется правильность
положения корпуса и головы, обращается
внимание на обработку правильного дыхания.
Занятия пением начинаются без слов, на
низких тонах, вызывающих в нашем организме
максимальный резонанс и дают возможность
почувствовать активность и удовольствие
в процессе управлении собственным голосом.
Дальнейшая работа строится на подпевание
эмоционально насыщенным мелодиям, которое
перерастает в самостоятельное пение.
На втором этапе происходит прослушивание
музыки (вместе с активизированным ритмичным
движением. Внедряются инсценированные
попевки, способствующие становлению
коммуникации, побуждают детей двигаться
в едином ритме. Упражнения на релаксацию
мышечного тонуса, задачей которых является
научить детей с РДА управлять своими
мышцами и эмоциональными состояниями;
рисование под музыку.
На третьем – музыкально-ритмические
игры (игры-диалоги); вокально-двигательный
игротренинг с использованием фитбола;
танец как коммуникация двигательными
средствами. На этом этапе представлены
самые сложные задачи, выполнение которых
возможно через развитые у ребенка с РДА
на предыдущих этапах способности находиться
и выполнять последовательные действия
в ритмически организованной среде, с
устойчивым пространством, имеющую определенную
эмоциональную окраску и в которой присутствуют
еще несколько участников. Танцевальными
упражнениями в методике есть простые
элементы танцев различных народов мира,
для которых используются соответствующие
народные мелодии. Эти мелодии имеют концентрированную
жизненную энергию, в то же время они просты,
мелодичны, легко запоминаются, отличаются
ярким рисунком, характерным фиксированным
ритмом, определенным однообразием (т.е.
четкой пространственной и временной
организацией).
Итак, центральный блок развивающих занятий
построен таким образом, что в начале отрабатывается
способность детей действовать по четким
определенным правилам (при этом в поле
внимания достаточно держать какой-то
один план проявлений), затем постепенно
усложняется задача, для выполнения которой
необходимым становится согласованное
функционирование нескольких анализаторних
систем, и наконец, детям предлагаются
задания, выполнение которых требует отлаженной
сенсорной интеграции, двигательной и
речевой памяти и согласования собственных
проявлений с проявлениями других детей
в группе.
Заключительный этап - прощание. Прощаться
можно и всем вместе, и отдельно, играя
для каждого мелодию на фортепиано (мелодике,
блок-флейте) и слушая ответ ребенка, который
сопровождает свой уход определенным
движением. Прощание можно организовать
и таким образом: все дети по очереди подходят
к большому бубну, который держит ведущий
и ударяют рукой по нему, при этом поют
"До-сви-да-ни-я. Главное, чтобы дети
пошли в хорошем настроении. Когда они
расходятся, звучит спокойная приятная
музыка.
Примечания для музтерапевта: 1) для того,
чтобы дети занимались эффективно, занятия
необходимо проводить с удовольствием
и энтузиазмом, только тогда можно захватить
своим настроением детей; 2) музыкальное
занятие следует строить таким образом,
чтобы оно было целостным драматической
действием; 3) на занятиях обязательным
есть присутствие нескольких, так называемых,
адаптеров, которые сопровождают детей
с РДА и помогают им включаться в групповую
работу, иногда (особенно на ранних этапах)
выполняя задания за них, подключая их
руки, направляя их движения.
Проводить занятия по музыкальной терапии
может коррекционный педагог или психолог,
который ориентируется в музыкальной
культуре, имеет музыкальные способности
(развитый музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальную память), способность играть
на нескольких инструментах, петь и желательно
- музыкальное образование, или музикотерапевт,
осведомленный в проблематике детской
специальной педагогики и психологии.
Как известно, музыкальная
терапия - это психотерапевтическое
направление, основанное на лечебном воздействии
музыки на психологическое состояние
человека. Российский психолог С. Л. Рубинштейн
объяснил возникновение музыки тем,
что в природе все подчинено
определенным внутренним ритмам, и только
психика человека неритмичная. И в этом
смысле музыка помогла человеку предать
ритм и гармонию собственной психической
жизни.
В зарубежной литературе находим широкое
применение музыкальной терапии и при
лечении различных психических расстройств,
начиная от бытовых неврозов и заканчивая
тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях
"большой" психиатрии - везде, где
врачи сталкиваются с расстройством настроения
пациентов и где необходимо поддерживать
их внутренние силы в борьбе с определенным
заболеванием.
Эффект от применения музыкальной терапии
прежде усматривают в следующем [1, 2, 5,
7]: эмоциональная разрядка, облегчение
ситуации взаимодействия, регуляция эмоционального
состояния, повышение доступности для
сознательных переживаний психо- и социодинамических
процессов, приобретения новых средств
эмоциональной экспрессии, создание основы
коммуникативных навыков, развитие творческого
воображения и фантазии, содействие самовыражению
и саморазвитию, облегчение возможностей
усвоения больным новых отношений и наставлений.
Как доказано [1, 6, 8], стимуляция мозга классической
музыкой активизирует связи между нервными
клетками и предотвращает дальнейшей
их деградации.
Список
литературы
1. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная
терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф,
2004. - 208 с.
2. Иванченко Г.В. Психология восприятия
музыки: подходы, проблемы, перспективы.
- М.: Смысл, 2001. - 264 с.
3. Кораблина Е. П. телесно-ориентированная
терпимое и танцтерапия / / Кораблина Е.
П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина
А. М. Искусство Исцеление души: Этюды о
психологической помощи: Пособие для практических
психологов. - СПб, 2001. - С. 83-90.
4. Никольская
О.С. Аффективная сфера
5. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального
движения на эмоциональную сферу личности
/ / Психологический журнал. 1993. Т.14. N4. С.142,
с.142.
6. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия.
- М.: ВЛАДОС, 2000 176 с.
Возня с водой,
переливание и брызгание
Игры с водой
имеют и терапевтический
С учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую (см. с. 79).
Предлагаем следующие варианты игр с водой.
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. от пустая бутылочка, а теперь – полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.
Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: „Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!“ от, открыла – снова потекла водичка, буль-буль-буль!» следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился – ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.
Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «от наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! бассейне учатся плавать – вот так. Поплыли!»
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаем такие игры:
– «Снег пошел» – дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.
– «Плыви, кораблик!» – дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).
– «Вертушка» – дуть на игрушку-вертушку.
– «Катись, шарик!» – дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.
– «Бульки» – дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.
Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.
Чтобы вызвать
у ребенка интерес к
В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живет в пенном замке».
Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. ыражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?»
Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
Ребенок может захотеть рассыпать крупу. этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к такому развитию событий – позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождем» или «градом», и с этого момента сенсорная игра переходит в терапевтическую (см. с. 91).
Информация о работе Методика музыкальной терапии для детей с аутизмом