Методика наблюдения за ходом дискуссии Р.Бейлза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:40, лабораторная работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявление типов поведения в дискуссии.
Материал и оборудование исследования: дискуссия о фильме «Остаться в живых», бумага, ручка, часы, калькулятор.
Процедура исследования: Исследование проводится по методике Р.Бейлза (Горбатов, 2003). Используется систематизация признаков межличностного общении – 12 категорий (обозначены буквами a, b, c, d, e). Категории сведены к 4-м классам: A, B, C, D (по Т.В. Корниловой).

Вложенные файлы: 1 файл

Лабораторная работа 1.docx

— 37.52 Кб (Скачать файл)

Лабораторная работа

Наблюдение

Методика исследования:  Методика наблюдения за ходом дискуссии Р.Бейлза.

Цель исследования:  Выявление типов поведения в дискуссии.

Материал и оборудование исследования: дискуссия о фильме «Остаться в живых», бумага, ручка, часы, калькулятор.

Процедура исследования: Исследование проводится по методике Р.Бейлза (Горбатов, 2003). Используется систематизация признаков межличностного общении – 12 категорий (обозначены буквами a, b, c, d, e). Категории сведены к 4-м классам: A, B, C, D (по Т.В. Корниловой).

Строчными латинскими буквами обозначены связи между категориями.

а - проблемы ориентации,

b - проблемы оценивания,

с - проблемы контроля,

d - проблемы нахождения решения,

е - проблемы преодоления напряженности,

f - проблемы интеграции.

Класс А. Позитивные эмоции:

f 1. Выражает солидарность, повышает статус другого, вознаграждает;

e 2. Выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение;

d 3. Соглашается, выражает пассивное принятие, уступает;

Класс В. Решение проблем:

c 4. Дает совет, направление, подразумевая автономию другого;

b 5. Выражает мнение, оценивает, анализирует, выражает чувства, желания;

а 6. Дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает;

Класс С. Постановка проблем:

а 7. Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение;

b 8. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием;

c 9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия;

Класс D. Негативные эмоции:

d 10. Возражает, дает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи;

e 11. Выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой;

f 12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает

себя.

Фиксируется формальная (но не содержательная) сторона общегрупповой дискуссии. В процессе наблюдения реплики участников дискуссии соотносятся с категориями, представленными выше. Запись наблюдаемого производится следующим образом: составляется таблица с именами участников дискуссии и категориями высказываний. Каждая реплика кодируется: к кому обращается участник (адресат), по какой категории (номер); затем вносится в таблицу. Например, К-f12 в строке «Аникеева» означает, что высказывание Аникеевой было обращено к Карпухину и соответствует категории f12 (табл.1). Адресат высказывания кодируется по первой букве имени или фамилии (табл.1), если адресат высказывания - группа, запись начинается с букв ГРП. Высказывание, обращенное одновременно к нескольким участникам, записывается как одно, адресаты перечисляются (например, А/C-f12 – высказывание обращено одновременно к Аникеевой и Сидорину).

Исследование проводится непрерывно и однократно, т.е. исследователь не возвращается к просмотренным ранее эпизодам с целью уточнить или прояснить увиденное. Запись разбита на равные промежутки времени по 5 минут каждый и начинается с 1-ой минуты дискуссии.

Оцениваются высказывания, доступные для слуха всех участников. Эпизоды, в которых персонажи ведут закрытые для остальной группы диалоги или мыслят вслух, пропущены.

Участники дискуссии:  эксперты.

Александр Гордон – м., около 50 лет, телеведущий, актер, режиссер.

Фёдор Бондарчук – м.,  около 50 лет, режиссер, продюсер, актёр.

Константин Ковалёв-Случевский – м., около 60 лет, писатель, журналист, профессор «Института журналистики и литературного творчества».

Николай Бурляев – м., около 65 лет, народный артист России, режиссер.

Ольга Славникова – ж., около 50 лет, писатель.

Александр Голубчиков – м., около 30 лет, киновед.

Дмитрий Быков – м., около 45 лет, писатель.

Валерий Краснопольский – м., около 65 лет, поэт.

Алексей Красовский – м., около 40 лет, сценарист.

Даниил Дондурей – м., около 60 лет, главный редактор журнала «Искусство кино».

Результаты исследования:

 

Таблица. 1 Запись наблюдения за дискуссией.

 

1 – 5

мин.

6 – 10

мин.

11 – 15

мин.

16 – 17,8

мин.

Гордон (Г)

ГРП – a6; 
ГРП – b8;

КС – a7;

ГРП – a6;

ГРП – b8;

Б – d3;

КР – a7;

ГРП – b5

ГРП – c9;

ГРП – a6;

ГРП – b8;

Д – c9;

Д – a7;

 

Бондарчук (Б)

Г – b5;

Г – d10;

Г – a6;

ГРП – с4;

ГРП – b5;

C – d10 (2);

   

Ковалёв-Случевский (КС)

ГРП -  d10;

Г – a6;

ГРП – b5;

ГРП – d10;

   

Бурляев (БР)

Г – d10;

     

Славникова (С)

Г – b5;

БР – d3;

ГЛ – a6;

Г – b5;

Б – d10;

Г/Б – b5;

 

Голубчиков (ГЛ)

ГРП – b5;

 

КРС – а6;

 

Быков (БК)

ГРП – b5;

ГРП – e2;

 

C – f1;

 

ГРП – e2;

ГРП – b5;

ГРП – а6;

Краснопольский (КР)

 

Б – d10;

Г – b5;

   

Красовский (КРС)

   

Г – a6; 
Г- в5; 
Г/ГЛ – a6; 
Д – b8;

 

Дондурей (Д)

   

Г – d10;

Г – b5 (2);

Г – a6 (2);

Г – f1;

 

 

Полученные результаты были обработаны следующим образом: суммируются высказывания по категория и классам.

 

Таблица 2. Сумма высказываний участников дискуссии по каждой категории и классу признаков межличностного общения.

 

f1

e2

d3

Сумма

А

c4

b5

a6

Сумма

B

a7

b8

a6

Сумма

C

d10

e11

f12

Сумма

D

Общая сумма высказываний

Гордон (Г)

0

0

1

1

0

1

3

4

3

3

2

8

0

0

0

0

13

Бондарчук (Б)

0

0

0

0

1

2

1

4

0

0

0

0

3

0

0

3

7

Ковалёв-Случевский (КС)

0

0

0

0

0

1

1

2

0

0

0

0

2

0

0

2

4

Бурляев (БР)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

1

Славникова (С)

0

0

1

1

0

3

1

4

0

0

0

0

1

0

0

1

6

Голубчиков (ГЛ)

0

0

0

0

0

1

1

2

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Быков (БК)

1

2

0

3

0

2

1

3

0

0

0

0

0

0

0

0

6

Краснопольский (КР)

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

1

0

0

1

2

Красовский (КРС)

0

0

0

0

0

1

2

3

0

1

0

1

0

0

0

0

4

Дондурей (Д)

1

0

0

1

0

2

2

4

0

0

0

0

1

0

0

1

6

Общая сумма высказыва-ний по категориям и классам

2

2

2

6

1

14

12

27

3

4

2

9

9

0

0

9

51


 

Данные таблицы 2 позволяют выявить процентное соотношение по каждому классу высказываний (табл. 3) для каждого участника и для группы в целом. Общее количество высказываний каждого участника в течение дискуссии подсчитывается и берется за 100%, затем высказывания распределяются по 4-м классам в процентном соотношении. В таблице 3 черный фоном выделены значения, превышающие среднее значение по группе, жирный шрифт означает, что участник ни разу за время дискуссии не прибегал к высказываниям, относящимся к данному классу. Серым фоном отмечены значения, отклоняющиеся от среднего значения больше, чем на 50% в сторону уменьшения (низкие).

 

Таблица 3. Процентное распределение высказываний участников по 4-м классам признаков межличностного общения.

 

Позитивные эмоции - A

Решение проблем - B

Постановка проблем - C

Негативные эмоции - D

Гордон (Г)

7.69%

30.77%

61.53%

0.00%

Бондарчук (Б)

0.00%

57.14%

0.00%

42.85%

Ковалёв-Случевский (КС)

0.00%

50.00%

0.00%

50.00%

Бурляев (БР)

0.00%

0.00%

0.00%

100%

Славникова (С)

16.67%

66.67%

0.00%

16.67%

Голубчиков (ГЛ)

0.00%

100%

0.00%

0.00%

Быков (БК)

50.00%

50.00%

0.00%

0.00%

Краснопольский (КР)

0.00%

50.00%

0.00%

50.00%

Красовский (КРС)

0.00%

75.00%

25.00%

0.00%

Дондурей (Д)

16.67%

66.67%

0.00%

16.67%

Среднее значение по группе

9.10%

54.63%

8.65%

27.62%


 

Далее по общему количеству высказываний участника определяется уровень его активности в дискуссии (табл. 4). Активность определяется по шкале (шкала 1) соотношений, где активность прямо пропорциональна количеству высказываний за время дискуссии. Было выделено три уровня активности: низкий, средний и высокий.

Шкала 1. Соотношение «Количество высказываний – уровень активности» участников дискуссии

Низкая активность

Средняя активность

Высокая активность

1 – 4 высказываний

5 – 7 высказываний 

8 – 13 высказываний 


 

Таблица 4. Уровень активности участников дискуссии

Количество высказываний

Уровень

Бурляев (БР)

1

низкий

Голубчиков (ГЛ)

2

Краснопольский (КР)

2

Ковалёв-Случевский (КС)

4

Красовский (КРС)

4

Славникова (С)

6

средний

Быков (БК)

6

Дондурей (Д)

6

Бондарчук (Б)

7

Гордон (Г)

13

высокий


Далее, интересно рассмотреть персонажей, показавших равные результаты в классах А, В, С и D («двойников»), а также определить, есть ли среди участников группы, совпадающие по каким-либо признакам. Удалось выделить три большие группы по совпадению следующих показателей: позитивные эмоции (А), уровень негативных эмоций (D), постановка/решение проблем (сумма B и С) (табл. 5). «Двойниками» оказались пары Гордон - Бондарчук, Ковалёв-Случевский - Славникова, Бурляев - Краснопольский .

Таблица 5. Группа участников двойников

 

Позитивные эмоции

A

Решение проблем

B

Постановка проблем

C

Сумма

B и C

Негативные эмоции D

Группа 1

Гордон (Г)

7.69%

30.77%

61.53%

92.31%

0.00%

Бондарчук (Б)

0.00%

57.14%

0.00%

57.14%

42.85%

Быков (БК)

50.00%

50.00%

0.00%

50.00%

 

Красовский (КРС)

0.00%

75.00%

25.00%

100%

0.00%

Дондурей (Д)

16.67%

66.67%

0.00%

66.67%

16.67%

 

Группа 2

Ковалёв-Случевский (КС)

0.00%

50.00%

0.00%

50.00%

50.00%

Бурляев (БР)

0.00%

0.00%

0.00%

0.00%

100%

Славникова (С)

16.67%

66.67%

0.00%

66.67%

16.67%

Голубчиков (ГЛ)

0.00%

100%

0.00%

100%

0.00%

Краснопольский (КР)

0.00%

50.00%

0.00%

50.00%

50.00%

Информация о работе Методика наблюдения за ходом дискуссии Р.Бейлза