Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 14:00, лекция
Конспект лекций по методике преподавания психологии.
Всякое взаимодействие с миром приводит к удовлетворению потребности индивида и к более полному и точному отражению им условий деятельности. Кроме того, изменение содержания предметной деятельности вызывает и изменение самого субъекта. Способы продуктивно-ориентированной деятельности человека с использованием им орудий труда передаются следующим поколениям через эти орудия и продукты труда, язык и т. п. Тем самым учение начинает выступать как процесс усвоения индивидом сформировавшихся
Раздел I
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Раздел II
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ
2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе. Распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.
III. План и конспект хода занятия.
1. Программа содержания занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.
2. Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.
3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.
4. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.
Наиболее распространенным видом семинарских занятий является семинар-беседа. Его проводят в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Такой вид семинарских занятий предлагает подготовку к семинару по всем вопросам плана всех обучающихся, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных докладчиков, которые обсуждаются и дополняются другими участниками семинара. Возможно и предварительное распределение вопросов между участвующими в семинаре, по которым они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет заслушивание, обсуждение этих докладов (семинар-заслушивание).
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого рода занятий состоит в формировании оценочных суждений, утверждении мировоззренческих позиций, развитии умений студентов вести полемику, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.
Курсовое проектирование – это вид творческой деятельности студентов; важнейшая составляющая учебного процесса в техническом вузе, завершающая изучение целого ряда общеинженерных и специальных дисциплин. В ходе курсового проектирования закрепляются и углубляются, приводятся в систему навыки самостоятельного подхода к решению инженерных задач, совершенствуются умения, полученные на практических занятиях, лабораторных работах.
Курсовой
проект представляет собой самостоятельную
работу, в которой студент
Темы курсовых проектов, выполняемых студентами за весь период обучения по каждой специальности, подбираются таким образом, чтобы они вместе с дипломным проектом составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных проектов, способствующих более глубокой проработке определенного объекта проектирования. Цель проектирования – со здание производственного объекта, процесса более прогрессивно го, чем лучшие отечественные и зарубежные аналоги.
Задачи
реального курсового проекта
заключаются в обосновании
Законченный курсовой проект студент защищает на кафедре перед комиссией из нескольких преподавателей, включая руководителя проектирования. Защита курсовых проектов, выполненных по заданиям предприятий, производится непосредственно на этих предприятиях. При защите проекта студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые решения, результаты проектирования, рекомендации.
Производственная практика – это специальная форма учебного процесса, которая обеспечивает студентам возможность получения профессиональных знаний, навыков и умений непосредственно на производстве при выполнении обязанностей работника соответственно их специальности. Главная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний студентов в процессе освоения ими производственной деятельности.
На производственной практике студенты знакомятся со структурой предприятия, функциями различных служб и отдельных работников, взаимосвязью цехов и отделов, с основными технологическими процессами, вспомогательным производством. Осваивая современное производство, студент получает практические знания по вопросам организации труда и производства, управления, материально-технического снабжения, охраны труда и техники безопасности, подготовки технической документации.
Подготовка к проведению производственной практики включает изучение кафедрой конкретных видов профессионального труда на базовых предприятиях, рабочих местах; определение перечня и объема необходимых для будущей продуктивной деятельности навыков и умений, которыми должен овладеть каждый студент; выявление уровня сформированности и достаточности профессиональных умений; определение показателей качества труда, характеризующих профессиональную обученность студентов на тех или иных рабочих местах.
До начала производственной практики студент должен усвоить ряд категорий, без которых его практическая подготовка не может быть успешной: цель труда на конкретном рабочем месте, признаки и свойства конкретного трудового процесса (предмет и средства труда), формы социального взаимодействия работников в трудовом процессе, функциональные возможности организма субъекта труда применительно к конкретной деятельности, нормативные требования к условиям труда и его результатам, специфика и закономерности формирования профессиональных навыков и умений.
Во время производственной практики студент должен вести дневник, в котором он фиксирует свои наблюдения, замечания, различные соображения по поводу протекания производственного процесса. Одновременно с этим он должен собирать материалы для курсового или дипломного проекта, подбирать данные по тому специальному вопросу, который предусмотрен для разработки на практике. Отчет по производственной практике студенты защищают на кафедре перед комиссией.
Конс ультации предназначены для оказания педагогически целесообразной помощи студентам в их самостоятельной работе по каждой дисциплине учебного плана, а также при решении различных задач теоретического или практического характера. Будучи своего рода обратной связью, с помощью которой можно выяснить степень усвоения студентами программного материала, консультации помогают не только студентам, но и преподавателю. Обычно консультации связывают с лекционными, семинарскими и практическими занятиями, лабораторными работами, подготовкой к зачетам и экзаменам.
Консультации проводят по желанию
студентов или по инициативе преподавателя.
Можно устанавливать и
Вопросы, задаваемые на консультациях,
можно разделить на четыре группы:
1) обусловленные пробелами в
В настоящее время, когда значение
самостоятельной, индивидуальной работы
студентов существенно
4.3. Методика организации и управления дискуссией
Определенный эффект дает хорошо организованное обсуждение материала, такое, как дискуссия, – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной тематике. Высказываемая в ходе обсуждения точка зрения обучаемого может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц. Хорошо проведенная дискуссия учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, но считаться с мнением других. Использовать дискуссию в учебном процессе целесообразно в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
К проведению дискуссии обучающихся необходимо подготовить. Обучаемые должны знать заранее тему обсуждения; предложенные для дискуссии вопросы; рекомендуемую литературу по теме и вопросам, предложенным для обсуждения; расписание консультаций с преподавателями; основные требования культуры спора, требования к участникам дискуссии (ознакомиться с различными точками зрения на объявленную тему спора, определить собственную позицию).
В ходе дискуссии необходимо соблюдать два основных правила: 1) не переносить негативное отношение обучаемых к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т. е. не обижаться на замечания; 2) доказывать правильность своего мнения словами, фактами и примерами.
Существенным моментом учебной дискуссии является ее критический разбор. Для этого подводятся итоги занятий, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показываются ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций. Подробно рассматриваются выступления полемистов, оцениваются их умение отвечать на вопросы, правильность употребления понятий, использование приемов доказательств и опровержений, даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию полемических навыков и умений.
Во время дискуссии участники семинара или диспута нередко попадают в затруднительное положение. Ниже приведены наиболее распространенные ситуации, встречающиеся в подобных спорах.
1. Трудно найти достойный ответ на приведенный довод. В таких случаях незаметно для оппонента надо «оттянуть возражение». С этой целью ставят вопросы в связи с приведенным доводом, как бы для выяснения его. Ответ нужно начать издали, с чего-нибудь не имеющего прямого отношения к данному вопросу, например, сначала опровергнуть второстепенные аргументы, а затем, собрав силы, разбить главные доводы противника. Способом «оттягивания возражения» рекомендуется воспользоваться и в том случае, когда возникает растерянность или нервозная обстановка в группе, когда «пропали» все мысли. Для того чтобы не выдать себя, надо постараться обмануть противника, но не самим убеждением, а голосом, интонацией.
2. Другой вариант сложной ситуации – это когда в процессе обсуждения полемист замечает, что совершил ошибку. Если ошибка не замечена, то в системе заключений останутся неточная информация, неправильная мысль. Свою ошибку трудно признать открыто, но можно смягчить ситуацию, а в некоторых случаях и исправить ее фразой: «Я не то хотел сказать», «Позвольте уточнить…». Эти приемы вполне допустимы в дискуссии, они не мешают выяснению истины.
Участники учебной дискуссии в пылу полемики нередко прибегают к различным нечестным приемам и средствам. Такого рода приемы в основном базируются на хорошем знании особенностей психологии, слабостей человеческой натуры. Как правило, эти уловки содержат элементы хитрости и прямого обмана. В них проявляется грубое, неуважительное отношение к оппоненту. В споре и диспуте такие уловки считаются непозволительными. Рассмотрим их подробнее.
1. Продуцирование и распространение ложных стереотипов, мифов: а) методом «сверкающих обобщений» (используется с целью исказить действи тельное положение дел, скрыть вопиющие противоречия); б) методом «приклеивания ярлыков» (внедрение негативных стереот ипов; дискредитация идей, планов, личности; инициирование чувства предубеждения, страха и т. д. без объективной оценки или анализа); в) методом подмены через усиление (когда недостатки проблемы называются «крахом», «гибелью», «катастрофой», а неточности – «чудовищной ложью»).
2. Лингвистический механизм – эвфемизм, т. е. способ высказывания, когда прямолинейные выражения заменяются другими, смягчающими (так во время войны отступление или даже бегство называют «выравниванием линии фронта»).
3. «Подтасовка карт» – откровенная дезинформация, одностороннее освещение фактов, жонглирование цифрами.
4. Фигура умолчания (или отвлечения) – один из способов лжи, когда, желая обмануть аудиторию, сознательно замалчивают одни проблемы и «раздувают» другие, не имеющие отношения к обсуждаемому вопросу.
5. Отвлечение внимания смакованием скандальной хроники, детальным описанием какого-либо происшествия. В основе этой методики лежит психологический механизм переноса проекции.
6. Перенос проблемы с «больной» головы на «здоровую». Этот способ характеризуется полным отсутствием фактов, но психологический эффект имеет максимальный.
7. Представление субъективного мнения как реального факта.
8. Игра в «авторитеты» – выдергивание цитат и спекулятивное использование авторитета личностей, обладающих престижем в данной аудитории (намеренное искажение цитат, ссылка на несуществующие книги или мысли авторитетных источников).
9. Ссылка на свидетельства (реальные, анонимные): «по мнению одного авторитетного лица», «из осведомленного источника» и т. п.