Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:25, курсовая работа
Цель исследования раскрыть сущность понятия «политическое лидерство».
Объект психология политического лидерства.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие «политическое лидерство».
2.Изучить психологическую литературу по проблеме политического лидерства.
3. Подобрать методики по диагностике лидерских способностей.
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Общее понятие политического лидерства……………...5
1.1 Типы лидеров…………………………………………………...6
1.2Основные теории лидерства…………………………………....9
Глава 2. Методики по диагностике лидерских качеств………….16
2.1 Методики по диагностированию лидерских качеств ………..16
2.2 Результаты диагностики………………………………………..17
2.3 Рекомендации студентам…….………………………………....22
Заключение…………………………………………………………..27
Список литературы ……………………………………
По результатам первой методики можно сказать, что у 3 человек из 17 выявлен высокий уровень лидерских качеств, 8 человек из 17 показали средний уровень и у 6 обнаружился низкий уровень. По результатам данной методики можно судить что больше всего выражен средний уровень развития лидерских способностей, это составляет примерно 47% от опрошенных.
Методика №2
№ |
Первая буква имени. |
Сумма баллов |
Краткая характеристика |
1 |
А. |
120 |
Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера |
2 |
А. |
70 |
Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации |
3 |
Н. |
75 |
Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации |
4 |
К. |
45 |
Соответствует роли исполнителя и подчиненного |
5 |
Т. |
45 |
Соответствует роли исполнителя и подчиненного |
6 |
Ю. |
80 |
Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации |
7 |
А. |
90 |
Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации |
8 |
Л. |
65 |
Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации |
9 |
Р. |
100 |
Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера |
10 |
К. |
80 |
Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации |
11 |
А. |
100 |
Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера |
12 |
Л. |
75 |
Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации |
13 |
С. |
90 |
Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации |
14 |
Л. |
95 |
Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации |
15 |
А. |
40 |
Соответствует роли исполнителя и подчиненного |
16 |
Н. |
100 |
Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера |
17 |
К. |
70 |
Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации |
По результатам данной методики можно судить о том у 4 испытуемых из 17 получились результаты выше 100 балов, что соответствует инициативности, уверенности в себе, смелости, целеустремленности и твердой воли. Такие люди подходят на роль лидера. Но в тоже время у таких людей есть и отрицательные стороны, такие как: завышенная самооценка, бесцеремонность, не умение считаться с чужими интересами.
У 10 из 17 испытуемых результаты распределились от 70 до 95 баллов, что соответствует умению принимать роль как ведущего, так и ведомого в зависимости от ситуации. Уважение к авторитет не помещает им высказать своего мнения. Процент испытуемых с подобными качествами составил приблизительно 59%, что является большинством по данной методике.
Так же у 3 испытуемых из 17 опрошенных баллы распределились от 40 до 45, что соответствует склонности к принятию роли исполнителя и подчиненного. Такие люди предпочитают следовать директивам и тяготеют от личной ответственности. Испытуемых с подобным типом оказалось меньшинство.
Методика №3
№ |
Первая буква имени. |
Сумма баллов |
Стиль руководства |
1 |
А. |
32 |
Высокоэффективный |
2 |
А. |
25 |
Среднеэффективный |
3 |
Н. |
28 |
Среднеэффективный |
4 |
К. |
20 |
Среднеэффективный |
5 |
Т. |
10 |
Низкоэффективный |
6 |
Ю. |
9 |
Низкоэффективный |
7 |
А. |
29 |
Среднеэффективный |
8 |
Л. |
26 |
Среднеэффективный. |
9 |
Р. |
35 |
Высокоэффективный |
10 |
К. |
8 |
Низкоэффективный |
11 |
А. |
27 |
Среднеэффективный |
12 |
Л. |
39 |
Высокоэффективный |
13 |
С. |
10 |
Низкоэффективный |
14 |
Л. |
27 |
Среднеэффективный. |
15 |
А. |
25 |
Среднеэффективный. |
16 |
Н. |
35 |
Высокоэффективный |
17 |
К. |
27 |
Среднеэффективный |
По результатам данной
Общий вывод по методикам: в ходе проведения методик «Диагностика лидерских способностей» ( Е. Жариков, Е. Крушельников), «Потенциал лидера», «Эффективность лидерства» (Р. С. Немов) было выявлено, что наибольшее число испытуемых показали средний уровень развитости лидерских качеств. Самое меньшее число испытуемых показало низкий уровень развитости лидерских качеств, и так по трем методикам.
2.3 Рекомендации студентам
Если говорить о лидерских качествах, то многие специалисты не могут до сих пор определиться в том, являются ли лидерские процессы управляемыми или стихийными. Если говорить простыми словами, лидерами рождаются или становятся?
Можно много спорить по данному вопросу, но в настоящее время существуют специальные методики и приемы по развитию лидерства.
Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков.[] Ниже приведем пример некоторых методик.
Необходимо помнить, что у окружающих можно многому научится. Именно их навыки, отношения действия являются причиной их успехов или наоборот неудач. Но не забывайте подвергать сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить их.
В конечном счете о ваших лидерских способностях будут судить именно по делам.
Сделаем маленькое заключение из всего выше сказанного.
Один из ведущих специалистов по лидерству предлагает следующие упражнения по развитию данного качества:
Ниже приводится список
ключевых целей, важных для развития лидерских
навыков на начальном этапе. Выберите
из приведенного ниже списка
не менее трех целей для включения в свою
программу самостоятельного развития
лидерства. Дополните их своими личными
целями, важными для вас.
1. В течение года пройти
по меньшей мере два обучающих курса или
тренинга по саморазвитию. Например, эффективному
деловому общению, лидерству, ораторскому
искусству, навыкам управления личным
временем, принятия решений и т.д.
2. Побеседовать — официально
или неофициально — с признанными и пользующимися
вашим уважением лидерами, чтобы выслушать
их идеи относительно лидерства и понять,
как они пришли к ним. Внимание! Из этих
лидеров не более половины должны работать
в вашей отрасли или профессии!
3. Расспросить своих знакомых
или коллег по службе, что они больше всего
ценят в поведении лидеров и что меньше
всего. Записать и проанализировать их
ответы.
4. Прочесть в течение года
минимум одну книгу по вопросам лидерства
и разработать не менее пяти практических
шагов на ее основе.
5. Ответить на следующие
вопросы:
а) Каковы мои цели с точки
зрения карьеры?
б) Какой жизненной цели
они служат?
в) Какое значение я придаю
достижению этих целей?
г) Когда они будут достигнуты?
Какова моя программа действий?
д) На каком этапе я нахожусь
сейчас? Куда я буду двигаться дальше?
е) Как я могу улучшить
эффективность своей работы?
ж) Кого можно отнести к
самым ценным моим советчикам и критикам?
6. Получить точную информацию
о том, как оценивает организация, в которой
вы работаете, ваш потенциал. Выяснить,
как ваше начальство и коллеги по службе
оценивают ваши лидерские качества. (Внимание:
вам может потребоваться немного смелости,
чтобы заговорить с начальником на эту
тему!)
7. Если ваша теперешняя
работа не дает вам возможности развития
лидерских качеств или она не использует
все ваши способности, выберите другую
область, в которой вы сможете пополнить
свой послужной список лидерства. Изменение
ситуации стимулирует вас и заставит напрячься.
8. «Знание — сила». Выберите
одну длительную программу обучения (не
менее четырех недель), которая углубит
и расширит ваши знания в конкретной области
— управлении финансами, маркетингом,
кадрами и т.д. — и лидерстве в целом. Разработайте
план, как убедить свою компанию, что ваше
обучение на этих курсах отвечает ее интересам.
Заключение
Психология политического лидерства достаточно молодая сфера научных исследовании, хотя она является наиболее древней в истории психологии. Феномен лидерства волновал многих ученых. Начиная с монархов, королей и политических лидеров, революционеров – всех тех кто смог вести за собой толпы людей, чему авторитету доверялись миллионы. Все это занимает людей давно и еще долго будет занимать. Есть многоженство вопросов, споры вокруг которых не утихают и по сей день. Главный, из которых это лидером рождаются или становятся?
Так же мы рассмотрели, какие виды политических лидеров бывают и дали им описание. Лидер –это человек за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения, затрагивающие их личные интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Нами были рассмотрены качества присущие истинному лидеру это: не только харизма, но и такие важные качества как решительность, интеллектуальная развитость, способность общаться и понимать своих последователей, умение оправдано рисковать, также он должен пользоваться доверием у людей, обладать организаторскими способностями, умение ясно ставить цели и задачи и так далее. Рассматривая все качества, которые присущи политическому лидеру, можно сказать, что настоящие лидеры- это выдающиеся личности.
Лидерство – это процесс социальной организации и управления.
В заключение необходимо сказать, что нами были рассмотрены теоретический материал по данной теме, проведено исследование, целью которого было выявление лидерских способностей и даны рекомендации по развитию и улучшению лидерских качеств.
Нами было в входе тестирования было выявлено, что у большинства испытуемых преобладает средний уровень выраженности лидерских качеств, меньше всего преобладает низкий уровень развитости лидерских качеств.
Изучение проблемы политического лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Список литературы
1. http://ru.wikipedia.org
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., «Высшая школа», 2002
3. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артуг. Т.1 (А-О_ перевод с анг. М.: Вече. АСТ 2000.- 592 с.
4. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994
Информация о работе Методики по диагностике лидерских качеств