Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:43, контрольная работа
Научное познание отличается от обыденного познания целью, конечным результатом, методами и средствами своего получения, предметом познавательного интереса и спецификой субъектов, которые занимаются наукой.
Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.
При изучении предметов
и явлений диалектика
а) единства и борьбы противоположностей;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) отрицания отрицания.
2. Описывать, объяснять и
3. Относиться к объекту
исследования как к
4. Рассматривать исследуемые
предметы и явления: а)
5. Проверять полученные знания на практике.
Все общенаучные методы
для анализа целесообразно
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
К методам
теоретического уровня причисля
К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.
РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ НАУКИ
Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза, программа.
Факт и теория. В обычном смысле слово "факт" (от лат. factum - сделанное, свершившееся) является синонимом слова "истина", "событие", "результат".
Как категория методологии науки фа
Теории разделяют по различным основаниям. Исходя из особенностей предметных областей, выделяют математические, физические, биологические, социальные и прочие теории.
С логической точки зрения можно выделить дедуктивные и недедуктивные теории.
С точки зрения глубины проникновения в сущность изучаемых явлений теории делятся на феноменологические и эссенциальные. Глубина познания в феноменологических теориях не выходит за рамки сферы явлений и поэтому характеризуется использованием близких к опыту понятий. Эссенциальные теории идут значительно дальше и отображают внутренние механизмы изучаемых процессов.
В эссенциальных теориях широко
применяются абстрактные
Феноменологические теории, как
правило, возникают на
Можно выделить теории завершен
Положения завершенной теории - научные законы как достоверные высказывания о сущности познаваемых процессов. Незавершенная теория является вариационной, во многом гипотетической знаковой моделью.
Проблема и способы ее разрешения.
Так как всякий новый факт осваивается средствами уже сложившейся теории, то возможны ситуации, когда она не в состоянии объяснять или предсказывать новый факт по причине неприменимости к нему понятий, которыми она оперирует. Попытки разрешения проблем связаны с выдвижением гипотез.
Гипотеза - это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе - ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений.
Хорошо удостоверенная
Итак, теория, факт, проблема, гипотеза - важнейшие формы, в которых протекает процесс развития научного знания.
Если теория и факт
УРОВНИ НАУЧНО-
Все исследования ведутся на трех
взаимосвязанных уровнях: экспериментальном,
теоретическом и описательно-
На экспериментальном уровне ставят эксперименты, накапливают факты, анализируют их, обобщают и делают практические выводы. Эксперименты на конкретных объектах называются физическими. Кроме них можно использовать и мысленные эксперименты, т.е. логическое рассуждение о том, как изменится явление, процесс, если изменить условия, которые не могут быть осуществлены в действительности по техническим или другим причинам. Все эксперименты являются источником теоретических представлений
На теоретическом уровне синтезируются знания, формируются общие закономерности в определенной области знаний. Сам термин «теория» в переводе с греческого означает исследование.
Теория
представляет собой систему
На описательно-обобщающем уровне исследований описываются явления, происходящие в природе. Это наблюдения за ростом и развитием растений в зависимости от погоды, за прохождением фенологических фаз, морозостойкостью, засухоустойчивостью и т.д. Для подобных наблюдений не требуются эксперименты, исследователь регистрирует и обобщает лишь те явления и агрономические объекты, которые имеются в хозяйствах, не воздействуя на них.