Методы исследования в дифференциальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:28, реферат

Краткое описание

В настоящее время для дифференциальной психологии характерно интенсивное развитие новых подходов и методов. В данной работе предлагается рассмотреть методы исследования в дифференциальной психологии, применяемые в современной практике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Методы исследования в дифференциальной психологии………………….4
1. Классификация методов дифференциальной психологии……………...4
2. Общенаучные методы……………………………………………………..5
3. Психогенетические методы……………………………………………….8
4. Исторические методы…………………………………………………….10
5. Собственно психологические методы…………………………………...11
6. Каналы получения информации об индивидуальности………………..15
Заключение…………………………………………………………………...18
Список используемой литературы………………………………………….1

Вложенные файлы: 1 файл

дифференциальная психология.docx

— 43.29 Кб (Скачать файл)

  

           План

   Введение ………………………………………………………………………3

  Методы исследования в дифференциальной психологии………………….4

   1. Классификация методов дифференциальной психологии……………...4

   2. Общенаучные методы……………………………………………………..5  
   3.  Психогенетические методы……………………………………………….8

   4.  Исторические  методы…………………………………………………….10 
   5. Собственно психологические методы…………………………………...11  
   6. Каналы получения информации об индивидуальности………………..15

   Заключение…………………………………………………………………...18

   Список  используемой литературы………………………………………….19 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение 

Дифференциальная  психология (от лат. differentia — различие) - отрасль психологии, изучающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.

     Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием практики - педагогической, медицинской и инженерной.

Начало ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа. Термин “Дифференциальная психология ” ввел немецкий психолог В. Штерн в работе “О психологии индивидуальных различий” (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А.Вине, А.Ф. Лазурский, Дж. Кеттел и др.

   Важным в дифференциальной психологии является вопрос объяснения причин психологических различий, который служит предметом острых дискуссий. В зарубежной дифференциальной психологии долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась.

В настоящее время для дифференциальной психологии характерно интенсивное развитие новых подходов и методов. В данной работе предлагается рассмотреть методы исследования в дифференциальной психологии, применяемые в современной практике. 

Методы исследования в дифференциальной психологии

  1.   Классификация методов дифференциальной психологии

Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще - там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания.

По  виду используемого  опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению). 
По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент. 
По уровню обобщенности
полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания). 
По стабильности - изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального). 
Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение - к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается. 
Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии, затрагивающие все экстраспективные методы. Первый звучит так: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Вопрос этот поднимает проблему аналогии, или интерпретации, в психологическом исследовании. Второй же вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования - это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача. 
Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

      2.   Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию  применительно к психологической  реальности тех методов, которые  используются и во многих других науках.  Наблюдение - целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Существует  несколько видов  наблюдения.

Таблица 1. Виды наблюдения

1. опосредствованное - непосредственное 
(косвенное - контактное)
по форме  контакта
2. полевое - лабораторное 
(естественное - экспериментальное)
по условиям деятельности
3. открытое - скрытое (инкогнито) по характеру  взаимодействия с объектом
4. включенное - невключенное
5. случайное - целенаправленное по цели
6. сплошное - выборочное по упорядоченности
7. произвольное - структурированное
8. констатирующее - оценивающее по фиксации результатов
 

Преимущества  метода заключаются в том, что

1) собираются  факты естественного поведения  человека, 
2) человек воспринимается как целостная личность, 
3) отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками  являются
1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 
2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию, 
3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 
4) фиксация результатов в описательной форме. 
Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить: объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов, маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации наблюдаемых явлений. 
В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение. Эксперимент - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста). 
Преимущества экспериментального метода состоят в том, что

1) можно создавать  условия, вызывающие изучаемый  психический процесс, 
2) возможно многократное повторение опыта, 
3) возможно ведение простого протокола, 
4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением. 
К недостаткам относятся: 
1) исчезновение естественности процесса, 
2) отсутствие целостной картины личности человека, 
3) необходимость специальной техники, 
4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.). 
Существует несколько видов эксперимента.

Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым). 
Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам). Вариантом формирующего является психолого-педагогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (который после этой апробации начинает называться программой). 
Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно. 
Эксперимент должен соответствовать
требованиям валидности (пригодности, понимаемой как соответствие целей, методов и результатов), репрезентативности (представительности выборки и соответствия ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента), надежности (устойчивости результатов во времени). 
Моделирование - воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр).

       3. Психогенетические методы

Эта группа методов  направлена на выделение факторов среды  и наследственности в индивидуальных вариациях психологических. Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги "Наследственный гений". Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью. Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства. 
Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения. 
Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные - отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости). 
Метод приемных детей состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок - биологический родитель, ребенок - приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества. 
Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике. 
Близнецовый метод использовался Э. Торндайком, Р. Заззо. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). 
1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов. 
2. Метод близнецовой пары, заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую "совокупную личность". 
3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого - нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром. 
4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие - с фактором среды.

          4. Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические  методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и  наследственности, которые послужили  импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела  к появлению результата, обладающего  культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для  подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий. 
Биографический метод
- использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит "психографию". Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности. 
Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой). 
Автобиография - это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи. 
          5. Собственно психологические методы

Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования.

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований. 
1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака - феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности.

Информация о работе Методы исследования в дифференциальной психологии