Естественный эксперимент,
который решает задачи психолого-педагогического
исследования, называют психолого-педагогическим
экспериментом. Его роль исключительно
велика при изучении познавательных возможностей
учащихся на различных возрастных этапах,
при выяснении конкретных путей формирования
личности школьника и т. д.
Различия между лабораторным
и естественным экспериментом в настоящее
время весьма условны и не должны быть
абсолютизированы.
Методы, о которых шла речь до
сих пор, являются исследовательскими
– с их помощью учёный может установить
важные для научного познания факты, открыть
наличие тех или иных закономерностей,
обнаружить интимный механизм психических
явлений. Другими словами, предмет исследований,
осуществляемых посредством этих методов,
совпадает с предметом психологии как
науки.
К числу наиболее распространенных средств
познания явлений психологии относятся
всевозможные опросы. Цель опроса состоит
в получении информации об объективных
и субъективных фактах со слов опрашиваемых.
Все разнообразие методов
опроса можно свести к двум основным типам:
1) опрос “лицом к лицу” - интервью, проводимое
исследователем по определенному плану;
2) заочный опрос – анкеты (тесты),
предназначенные для самостоятельного
заполнения.
В стандартизированном интервью формулировки
вопросов и их последовательность определены
заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых.
Методика нестандартизированного интервью,
наоборот, характеризуется полной гибкостью
и варьируется в широких пределах. Исследователь,
который руководствуется лишь общим планом
интервью, имеет право сам в соответствии
с конкретной ситуацией формулировать
вопросы и изменять порядок пунктов плана.
Анкетирование (заочный опрос) имеет
также свою специфику. Считается, что к
заочному опросу целесообразнее прибегать
в случаях, когда необходимо выяснить
отношение людей к острым дискуссионным
или интимным вопросам либо опросить большое
число людей в сравнительно небольшой
срок.
Обычно рекомендуется сочетание анкетирования
и интервью, так как эта методика наряду
с охватом большого числа опрашиваемых
в сравнительно короткий срок позволяет
получить материал для глубокого анализа.
Метод беседы является вспомогательным
средством для дополнительного освещения
изучаемой проблемы. Беседа должна быть
всегда планово организована в соответствии
с задачами исследования, но не должна
носить шаблонно-стандартный характер.
Метод изучения продуктов деятельности
широко используется в исторической психологии,
в детской психологии.
Разновидностью методов изучения продуктов
деятельности является биографический
метод. Материалом здесь служат письма,
дневники, биографии, продукты детского
творчества, почерки и т.д.
Во многих случаях в психологических
исследованиях используется не один, а
несколько методов, каждый из которых
дополняет другие, раскрывая новые стороны
психической деятельности.
К методам психологической коррекции
принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг,
способы терапевтического воздействия.
Психологические методы могут
быть использованы не только для целей
исследования, но и для целей испытания.
В последнем случае задачей является неполучение
каких-либо новых данных, которые были
бы необходимы для дальнейшего углубления
научных знаний, а выяснение, насколько
психологические качества испытуемого
соответствуют уже ранее выявленным психологическим
нормам и стандартам. Такими методами,
с помощью которых психолог стремится
установить определенные психологические
качества личности, являются тесты.
Тест – это кратковременное задание,
выполнение которого может служить показателем
совершенства некоторых психических функций.
При помощи тестов стремятся выявить наличие
или отсутствие определенных способностей,
навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать
некоторые качества личности, выяснить
степень пригодности для работы в области
той или иной профессии и т. д. Психологические
тесты применяют, когда надо, например,
выяснить степень психологической подготовленности
космонавта к космическому полёту, когда
необходимо установить, как усвоили знания
испытуемые в экспериментальной группе,
где использовались особые приёмы обучения,
и во многих других случаях. Диагностическая
ценность теста в значительной степени
зависит от уровня научного эксперимента
и достоверности психологического факта,
который был положен в основу теста, т.
е. от того, каким образом был сконструирован
данный тест, явился ли он результатом
большой предварительной экспериментальной
работы или был следствием приблизительных,
случайных и поверхностных наблюдений.
Недостаточно обоснованные и проверенные
психологические тесты могут стать причиной
серьезных ошибок, которые способны причинить
значительный ущерб в педагогической
практике, в области профотбора, при диагностике
дефектов и временных задержек психического
развития.
Понятие «метод психологического
исследования» может быть употреблено
и в значении специальной методики решения
конкретной научной психологической проблемы.
В этих конкретных методиках, разумеется,
реализуются методологические принципы
и проявляются общие не только для данной
проблемы, но и для многих других способы
познания. Однако специфика конкретных
методик определяется, прежде всего, характером
той научной задачи, которая решается
с их помощью. Арсенал конкретных психологических
методик, используемых современной психологией,
чрезвычайно велик. Формы, которые они
принимают, также весьма разнообразны
и определяются своеобразием области
психологии и проблемы, которая потребовала
данного приёма изучения, т. е. конкретной
методики.
Вместе с тем можно выделить
некоторые общие черты, свойственные большинству
конкретных психологических методик.
Покажем это на примере исследования,
задачей которого явилось изучение возрастных
различий устойчивости внимания нормальных
и умственно отсталых детей (олигофренов).
Исследование распадается,
как правило, на четыре этапа.
Первый этап – подготовительный.
В ходе его различными средствами изучают
материал, собирают предварительные сведения
(используют наблюдение во время учебных
занятий и трудовой деятельности, в быту,
в ходе преднамеренно организованных
бесед, иногда применяют анкету со специально
подобранными вопросами, выявляют биографические
данные, собирают анамнез, т. е. описывают
условия, предшествующие возникновению
исследуемого факта, и т. п.).
В рассматриваемом исследовании
наблюдали устойчивость внимания (т. е.
выполнение заданного действия без явных
ошибок и отвлечении) у нормальных детей
и детей с врождёнными недостатками в
работе мозга, обучавшихся во вспомогательных
школах. Эти наблюдения производились
в различной обстановке и сопровождались
сбором дополнительных сведений. Как правило,
в результате подготовительного этапа
исследователь начинает ориентироваться
в материале, устанавливает необходимые
контакты с испытуемым, а главное, у экспериментатора
начинает складываться гипотеза о сущности
изучаемых психологических фактов, которая
должна быть проверена и подтверждена
в ходе дальнейшего изучения. В данном
исследовании такой гипотезой явилось
предположение о том, что устойчивость
внимания у нормальных детей и умственно
отсталых детей различается, не столько
количественно, сколько качественно.
Второй этап – собственно экспериментальный
– реализует конкретную методику исследования
и, в свою очередь, распадается на ряд последовательно
включаемых звеньев – экспериментальных
серий.
В рассматриваемом исследовании
такой методикой являлась так называемая
корректурная проба – испытуемые должны
были на типографски отпечатанной странице,
состоящей из хаотического набора букв,
просматривать строчку за строчкой, вычеркивая
буквы «с» и «в». При этом применялся поминутный
контроль – каждую минуту подавался сигнал,
и испытуемый должен был ставить галочку
над той буквой, которую он в эту секунду
просматривал. Таким образом, можно было
точно регистрировать количество строк
и букв, просматриваемых за минуту, а также
количество сделанных ошибок. Такова была
первая серия, в ходе которой выяснилось,
что олигофрены хотя и отстают от нормальных
детей в количестве просмотренных строк
и делают больше ошибок, однако эти различия
не являются столь уж существенными. Вторая
серия заключалась в том, что при сохранении
той же инструкции (вычеркивать «с» и «в»)
все испытуемые получили осмысленный
текст – небольшой рассказ. При этом выяснилось,
что нормальные школьники (пятиклассники)
делают больше ошибок, чем олигофрены.
Этот, казалось бы, парадоксальный факт
объясняется следующим образом: нормальные
дети не могли удержаться от того, чтобы
не прочитать текст, и, отвлекаясь, делали
ошибки, а олигофрены таким «соблазнам»
не были подвержены. За второй следовали
третья, четвертая, пятая серии, в результате
которых были получены новые данные.
Третий этап исследования – количественная
обработка данных исследования. Он
предполагает применение математического
аппарата психологии – использование
различных статистических приемов и применение
основных положений теории вероятностей,
которые дают возможность судить о достоверности
получаемых выводов, подтверждающих первоначально
выдвинутую гипотезу.
Четвертый этап исследования – интерпретация
полученных данных, их истолкование
на основе психологической теории, окончательное
выяснение правильности или ошибочности
гипотезы.
Заключение
Таким образом, использование
данной конкретной методики, именуемой
корректурной пробой, включает в себя
многие характерные черты объективного
психологического исследования, о принципиальном
методологическом обосновании которого
было сказано выше. Наблюдение, анализ
продуктов деятельности, беседы, выяснение
анамнестических данных, эксперимент,
математическая обработка результатов
его, выводы и их интерпретация – всё это
органически включается в ход исследования.
Научное решение
психологических проблем предполагает
умение в случае необходимости применять
соответствующую конкретную психологическую
методику. Широкое использование объективных
методов психологического изучения, применение
разнообразных конкретных методик обеспечивает
высокий уровень исследований в современной
психологии.
Список использованной литературы
Столяренко Л.Д. «Основы психологии» для студентов
вузов, 3-е издание, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону:
2000 год.
Подольский А.И. «Введение в психологию» учебное
пособие для вузов, Книжный дом «Университет»,
Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 год.
Немов Р.С. «Общие основы психологии»
учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений, в 3 книгах – 4-е издание,
книга 1, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Москва, 2003 год.
К числу наиболее
распространенных средств познания явлений
психологии относятся всевозможные опросы.
Цель опроса состоит в получении информации
об объективных и субъективных фактах
со слов опрашиваемых.
Все разнообразие
методов опроса можно свести к двум основным
типам:
1) опрос “лицом
к лицу” - интервью, проводимое исследователем
по определенному плану; 2) заочный опрос
- анкеты, предназначенные для самостоятельного
заполнения.
В стандартизированном
интервью формулировки вопросов и их последовательность
определены заранее, они одинаковы для
всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного
интервью, наоборот, характеризуется полной
гибкостью и варьируется в широких пределах.
Исследователь, который руководствуется
лишь общим планом интервью, имеет право
сам в соответствии с конкретной ситуацией
формулировать вопросы и изменять порядок
пунктов плана.
Анкетирование
(заочный опрос) имеет также свою специфику.
Считается, что к заочному опросу целесообразнее
прибегать в случаях, когда необходимо
выяснить отношение людей к острым дискуссионным
или интимным вопросам либо опросить большое
число людей в сравнительно небольшой
срок.
Обычно рекомендуется
сочетание анкетирования и интервью, так
как эта методика наряду с охватом большого
числа опрашиваемых в сравнительно короткий
срок позволяет получить материал для
глубокого анализа.
Метод беседы является
вспомогательным средством для дополнительного
освещения изучаемой проблемы. Беседа
должна быть всегда планово организована
в соответствии с задачами исследования,
но не должна носить шаблонно-стандартный
характер.
Метод изучения
продуктов деятельности широко используется
в исторической психологии, в детской
психологии.
Разновидностью
методов изучения продуктов деятельности
является биографический метод. Материалом
здесь служат письма, дневники, биографии,
продукты детского творчества, почерки
и т.д.
Во многих случаях
в психологических исследованиях используется
не один, а несколько методов, каждый из
которых дополняет другие, раскрывая новые
стороны психической деятельности.
К методам психологической
коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой
тренинг, способы терапевтического воздействия.