Методы исследования эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:06, реферат

Краткое описание

Следует констатировать, что в настоящее время строгие эмпирические референты и методики оценки показателя эмоциональной чувствительности недостаточно разработаны. Поэтому нередко используются качественные методы иссле-дования: наблюдение, свидетельства и описания других лиц, анализ отдельных случаев, самооценка и т. д. Что касается более строгих методов исследования, основанных на количественной оценке, то в настоящее время ведутся работы в дан-ном направлении в рамках психологической квалиметрии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ. 3
2. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 14

Вложенные файлы: 1 файл

мет.эмоции.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

И.А. Попова предлагает путь поиска новых методик, направленных на исследование процессов, в которых эмоции презентируются «косвенно». В качестве одного из возможных индикаторов эмоциональных характеристик предлагается рассматривать цветовое предпочтение (Наустен, 1926; Дерибере, 1964, Фрилинг и Ауэр, 1973 и др.). Результаты проведенного И.А. Поповой эксперимента показали, что крайние группы испытуемых, отличающиеся модальностью доминирующих эмоций, имеют различия по цветовому предпочтению [18].

Известна даже попытка  определить силу нервной системы (эмоциональную  устойчивость) по содержанию катехоламинов, тироксина и гидрокортизона при мышечной работе различной интенсивности [17]. Данные при этом были получены неоднозначные.

Как видно из приведенного обзора, попытки создать метод  исследования эмоциональности достаточно разнообразны. Что касается методов исследования эмоциональности по мимической лицевой экспрессии, то отметим, что начало им было положено с использования в качестве стимульного материала фотографий, изображающих основные эмоции (К. Изард). Но результаты, полученные таким образом, были порой весьма противоречивы, поскольку фотографии несут элемент индивидуальности. Возникла необходимость стандартизации стимульного материала — создания эталонов, отражающих проявления основных эмоций человека. О необходимости создания таких эталонов писали многие авторы. Например, в работах В.А. Лабунской указывается на то, что изучение особенностей восприятия лиц других людей и дифференциация выражений их лиц и соответствующих им состояний у разных людей не одинакова. Условия, определяющие успешность опознания эмоциональных состояний, самые различные. Здесь и особенности объекта (мимики), и характеристики субъекта познания, и особенности контекста выражения и восприятия. Все они выступают как детерминанты успешности опознания эмоциональных выражений, индивидуальных различий в данном виде деятельности, и ни одно из них не определяет полностью окончательных результатов процесса опознания. Поэтому, как замечает В.А. Лабунская, представляет интерес комплексное исследование разнообразных условий успешности опознания эмоциональных состояний. Интегрирующим моментом комплекса условий может выступать эталон экспрессии, который является как результатом, так и условием процесса опознания. Содержание эталонов определено особенностями объекта и познавательными возможностями субъекта, которые в свою очередь детерминированы рядом объективных и субъективных условий [11].

Т.Н. Малкова долгое время  занималась разработкой четких критериев  оценки мимических реакций и создания эталонов для каждого вида эмоциональной экспрессии. В результате такие эталоны созданы, и они достаточно хорошо работают [14, 15, 3, 4]. Эталоны представляют собой стандартизированные и апробированные схемы-изображения основных эмоций.

В совместном исследовании В.А. Барабанщикова и Т.Н. Малковой, целью которого являлось изучение связи эффективности восприятия экспрессии человеческого лица, изображенного на фотографии, с локализацией мимических проявлений, было отмечено, что мимические изменения лица и проявляются, и воспринимаются не изолированно, а как целое, в системе [4].

Идею о целостном  восприятии эмоциональных состояний  можно найти и у других авторов. J.M. Seals, P.A. Kaufman пишут, что преподаватели колледжей, которых особенно предпочитают студенты, в большинстве характеризуются выраженным невербальными поведением (J.M. Seals, P.A. Kaufman, 1977. Цит. по Е.В. Фетисовой [20]). Исследования, проведенные в клинике, показали, что именно невербальное поведение психотерапевта играет важную роль в формировании отношения к нему у пациента. При приеме на работу кандидат оценивается в какой-то мере так же в зависимости от его невербального поведения [20]. Во всех этих работах целостное представление о другом человеке выступает как важный фактор в профессиональной деятельности. Е.В. Фетисова, проведя экспериментальное исследование, пришла к выводу, что при восприятии и определении эмоционального состояния другого человека по его выразительным движениям, главным определяющим фактором является не какой-то один экспрессивный признак, но целостное представление об этом человеке, основанное на комплексе реальных взаимосвязей между выразительными компонентами. Только при условии формирования такого целостного образа возможна адекватная оценка эмоционального состояния другого человека [20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исходя из анализа  литературных и экспериментальных  данных, можно предположить, что имеются некие целостные перцептивные системы восприятия различных эмоций, и они зафиксированы еще на подпороговом уровне. Формирование и актуализация этих систем происходит не просто индивидуально у каждого человека, но в строгом соответствии с его эмоциональной чувствительностью. В рамках данной гипотезы были проведены два пилотажных исследования, которые преследовали цели изучения закономерностей зрительного восприятия различных эмоций в микрогенезе, выявления возможных особенностей микродинамики восприятия эмоций (в том числе предполагаемой индивидуальной эмоциональной чувствительности). Суть экспериментов состояла в следующем. На экране ПЭВМ в случайном порядке предъявлялись изображения-схемы проявлений основных эмоций человека. Схемы созданы при помощи компьютерной графики на основе схем-эталонов, которые были разработаны В.А. Барабанщиковым и Т.Н. Малковой Предъявлялись схемы следующих эмоций: 1 — гнев, 2 — грусть, 3 — отвращение, 4 — радость, 5 — спокойствие, 6 — страх, 7 — удивление. Время предъявления не более 100 мсек. Изображения схемы предъявлялись на фоне «шума» («шум» представлял собой точечное «закрашивание» экрана). Степень «зашумленности» менялась следующим образом: 95 %, 90 %, 85 %, 80 %, 75 %, 70 %, 65 %, 60 %, 55 %, 50 %, 45 %, 0 % от общей площади экрана. Всего в экспериментах участвовало 88 человек. У 8 человек из этого числа одновременно с предъявлением стимулов на экране ПЭВМ снималась ЭЭГ.

Пилотажные исследования подтвердили факт, описанный в  работах В.А. Бара-банщикова и  Т.Н. Малковой, что разные люди в разной степени чувствительны к восприятию эмоциональной экспрессии. В условиях шумового предъявления эмоциональных эталонов, так же как и в исследовании В.А. Барабанщикова и Т.Н. Малковой, выделились две группы испытуемых: группа «синтетиков», воспринимавших мимические выражения как целое, и группа «аналитиков», строивших свои оценки на выделении отдельных элементов лица. Несмотря на то, что предъявления эмоциональных схем осуществлялось не более чем 100 мсек. и на фоне шумов, лицо человека узнавалось фактически сразу (начиная уже с 90 % «зашумленности» экрана), независимо от того, «синтетиком» или «аналитиком» являлся человек. О наличии эмоций испытуемые начинали догадываться чуть позже (с уровня «зашумленности» 90–85 % от общей площади экрана — у «синтетиков», 85–65 % — у «синтетиков»). У значительной части испытуемых наименьшее количество ошибок было, как это ни странно, при достаточно высоком уровне зашумленности, и увеличивалось при уменьшении уровня зашумленности. Кроме того, опознавание эмоциональных схем ухудшалось у испытуемых с высоким уровнем тревожности.

Следует констатировать, что в настоящее время строгие эмпирические референты и методики оценки показателя эмоциональной чувствительности недостаточно разработаны. Поэтому нередко используются качественные методы исследования: наблюдение, свидетельства и описания других лиц, анализ отдельных случаев, самооценка и т. д. Что касается более строгих методов исследования, основанных на количественной оценке, то в настоящее время ведутся работы в данном направлении в рамках психологической квалиметрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.
  2. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетея, 2002.
  3. Барабанщиков В.А., Малкова Т.Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 121–132.
  4. Барабанщиков В.А., Малкова Т.Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений // Вопросы психологии. № 5. 1988. С. 131–140.
  5. Вилюнас В., Стончус В., Пацевичус И. Исследование динамики эмоций методом хронологической регистрации // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР / Под ред. А.Н. Леонтьева. Изд-во МГУ, 1977. С. 59.
  6. Витт Н.В., Ермолаева-Томина Л.Б. Методика выявления эмоциональности в мнемических процессах. //Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1977.
  7. Зильберман П.Б. К вопросу об эмоциональной устойчивости операторов // Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1971. С. 158–161.
  8. Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 2. С. 59–63.
  9. Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 1. С. 57–67.
  10. Квасовец С.В., Мисилевич О.Д. Изучение эмоциональных состояний методом сверхмедленных колебаний потенциалов // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР. М.: Изд-во МГУ, 1977. С. 63.
  11. Лебединская Е.И. Исследование эмоционально-волевой сферы личности в норме и патологии // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесо-юзн. съезду психологов СССР М., 1977. С. 68–69.
  12. Лабунская В.А. Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица. // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзн. съезду психологов СССР М., 1977. С. 68.
  13. Малкова Т.Н. Анализ состояния человека-оператора по фактору мимических реакций // Проблемы инженерной психологии Вып. 3. Прикладные проблемы инженерной психологии. Ярославль, 1979. С. 230–231.
  14. Малкова Т.Н. Автореферат диссертации. М.: ИП АН СССР, 1981.
  15. Матвеев В.Ф., Ковалев А.А., Лебедев А.В. К вопросу об эмоциональных особенностях больных алкоголизмом // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 3. С. 92–96.
  16. Носенко Э.Л. Возможности оценки эмоциональной напряженности человека-оператора по характеристикам его речи // Проблемы инженерной психологии. Ярославль, 1976. С. 163–164.
  17. Плачинта М.А. Выделение катехоламинов, тироксина и гидрокортизона при мышечной работе у лиц с сильной и слабой нервной системой // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзн. съезду психологов СССР. М., 1977. С. 111–112.
  18. Попова И.А. К вопросу о возможных индикаторах некоторых эмоциональных особенностей // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесо-юзн. съезду психологов СССР. М., 1977. С. 89–90.
  19. Рождественский Ю.Т. Эмоциональность как фактор надежности работы человека-оператора // Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. Прикладные проблемы инженерной психологии. Ярославль, 1979. С. 193–194.
  20. Фетисова Е В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям // Психологический журнал. Том 2. № 2. 1981. С. 142–145.
  21. Шерман Д.Д. Метод определения эмоционально-волевых качеств оператора // Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1979. С. 160.
  22. Ekman P., Friesen W. Unmasking the face. N.Y.: Prentice-hall, 1975.

 


Информация о работе Методы исследования эмоций