Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:19, реферат
Цель работы – изучить методы коррекции раннего детского аутизма. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть причины и классификацию аутизма;
- проанализировать методы коррекции раннего детского аутизма.
Предмет исследования – методы коррекции аутизма. Объект исследования – дети раннего возраста.
Содержание
Синдромом раннего детского аутизма принято считать нарушения в развитии детей. Этот синдром часто называют синдромом Лео Каннера.
Ребенок, страдающий ранним аутизмом, тяжело идет на контакт с окружающим миром. Такому малышу сложно понять действия людей и выразить свои эмоции. Даже с близкими людьми ему сложно общаться, но в большей степени аутизм проявляет себя во время общения с незнакомыми людьми.
Узнав, что у ребенка аутизм, нужно срочно обратиться за помощью к врачам. Они помогут подобрать правильное лечение, чтобы облегчить жизнь малышу и его близким. Учеными доказано, что чем раньше начать лечение аутизма, тем больше шансов, что ребенок, страдающий аутизмом, сможет в будущем полноценно жить.
Цель работы – изучить методы коррекции раннего детского аутизма. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть причины и классификацию аутизма;
- проанализировать методы коррекции раннего детского аутизма.
Предмет исследования – методы коррекции аутизма. Объект исследования – дети раннего возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Диагностика аутизма не составляет в последнее время столь серьезных проблем, как это было ранее. Однако, его, как прежде, важно отличать от других умственных расстройств, поскольку от этого зависят будущие мероприятия, направленные на восстановление здоровья, коррекцию поведения и возможность излечить болезнь. Так, почему же развивается это расстройство, что собой представляет, как проявляется аутизм, и главное, как правильно его диагностировать?
Рассматривая причины аутизма, некоторые из ученых отдают «пальму первенства» воздействию резидуально-органического фактора, проще говоря – это последствия патологии беременности, осложнений при родах, инфекций и черепно-мозговых травм. Другие предпочитают относить аутизм к группе заболеваний детской шизофренией. Имеется также мнение, что возникновение аутизма «обязано» результатам врожденной дисфункции мозга, что обусловлено наследственным недоразвитием ощущений, или же следствием недоразвития нейронных структур, которые необходимы для переработки поступающей в мозг информации. 1
Одной из важных причин аутизма считается некоторая врожденная эмоциональная хрупкость, низкий порог появления тревоги, плохая переносимость фрустраций. В этом случае, под воздействием неблагоприятных внешних факторов, в частности недостатка эмоционального контакта с собственной матерью, к примеру, ребеночек как бы закрывается, отгораживается от внешнего мира, воспринимая его как травмирующий, ранящий. Он чувствует себя в своем «коконе» в большей безопасности. Следствием этого становится формирование с самого рождения определенной личностной структуры, основанной на тотальной защите от всего окружающего, аутизме. Впоследствии это нарушает весь процесс психологического, эмоционального, интеллектуального развития человека, либо в большей, либо в меньшей степени, однако примерно идентичным образом.
Ранее детский аутизм в классификации психических болезней относили к психозам, специфическим для детского возраста. Но в современных классификациях данное положение изменено, сегодня детский аутизм относится к группе первазивных общих расстройств психологического развития, которые объединяют все задержки развития и отклонения психологических функций, а именно, функций участвующих в процессе приобретения человеком навыков социального и бытового общения.
Общие первазивные расстройства включают:
1. Детский аутизм;
2. Аутизм атипичный;
3. Другое дезинтегративное детское расстройство;
4. Синдром Ретта;
5. Гиперактивное расстройство
в сочетании с двигательными
стереотипиями и умственной
6. Синдром Аспергера.
Синдром раннего детского аутизма встречается на 10000 населения в 2-4 случаях, а вот сочетание аутизма и умственной отсталости – до 20 случаев на 10000. Это расстройство наиболее характерно мальчикам, в соотношении в среднем 3-4:1. 2
Диагностика аутизма ребенка, постановка диагноза (синонимы: РДА - ранний детский аутизм, синдром Каннера), основана на наличии основных трех качественных нарушений, а именно:
Эти нарушения признаны общими, главными чертами индивидуального развития, которые проявляются во всех без исключения случаях аутизма, хотя могут варьировать, имея разные степени выраженности. Вне зависимости от отсутствия или наличия умственной отсталости у аутиста, эпилептических приступов, церебрального липидоза, туберозного склероза, врожденной краснухи, фрагильной Х-хромосомы, нередко сопровождающих ранний детский аутизм, окончательно определяют расстройство только по наличию особенностей в поведении, которые не соответствуют умственному развитию. Это и есть основные признаки аутизма.
Как правило, признаки аутизма, все особенности начинают проявляться еще на первом году жизни ребенка, и становятся очевидными к третьему году жизни.
Учитывая неясность природы заболевания, диагностика аутизма у взрослых детей в лабораторных условиях, не имеет смысла. Практическое значение имеет только, так называемая, «поведенческая диагностика аутизма у взрослых и детей».3
Родители уже в грудном возрасте могут отмечать некоторые особенности поведения и реагирования малыша. Это могут быть определенные трудности кормления, когда ребеночек отказывается от груди, сосет вяло, или напротив, очень жадно сосет грудь, не в силах насытиться. Попытка накормить малыша из бутылочки может спровоцировать бурный протест, хотя может быть и обратное, он охотно откажется от груди, и станет сосать из бутылочки с гораздо большим удовольствием. Аппетит у ребенка с РДА может быть плохим, случается, что он очень избирателен, когда некоторые продукты отвергаются категорически, к примеру, молоко, рыбу, мясо. У многих деток есть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: частые поносы, запоры, срыгивания, рвоты. Могут быть нарушения сна: малыш не спит ни ночью, ни днем, путает день с ночью, часто и продолжительно кричит, а может, наоборот, много и спокойно спать, просто лежать часами в своей кроватке с открытыми глазами, не давая каких-либо признаков беспокойства.
Варианты реагирования ребенка на внешние раздражители также кардинально разнятся, от страха малейших шорохов и повышенной пугливости до практически абсолютного отсутствия реакций, на обращение к нему, в том числе. При этом малыш может вполне производить впечатление слепого и глухого.
Различной может быть и реакция на дискомфорт: от бурных истерических проявлений недовольства при самом малейшем неудобстве до совершенного отсутствия реакции на мокрые пеленки, голод, холод. Родители нередко считают своего малыша очень спокойным, беспроблемным, «удобным» ребенком. Помимо этого, достаточно часто у ребенка отмечается склонность к аллергиям.
Существуют разные методы коррекции при аутизме. В случаи раннего детского аутизма используют следующие методики.
Прикладной анализ поведения одна из первых методик при раннем детском аутизме. В основе данной методики находятся научные принципы поведения. С помощью этих принципов можно сформировать социальный набор знаний и навыков ребенка. Основную роль в прикладном анализе поведения играет мотивация и поощрения ребенка за успехи. Ребенок с аутизмом будет стараться сделать все правильно, чтобы получить вознаграждение за свои успехи.
Еще одна методика – обучение основным реакциям. Эта терапия помогает развить у ребенка поведенческие навыки. К таким навыкам относятся мотивация, социальная инициация, многочисленные сигналы и самоуправление. С помощью терапии обучения ребенка с аутизмом можно обучить социальным, языковым и коммуникационным навыкам. Малыш, страдающий аутизмом, будет легче воспринимать информацию образовательного характера. Родители также принимают участие в лечении, а именно – они могут помочь ребенку с адаптацией.4
Существует программа The P.L.A.Y. Project, которая обучает родителей и педагогов. После обучения они могут научить детей с аутизмом взаимодействовать с окружающим миром, развить в них знания и навыки. Программа The P.L.A.Y. Project используется для коррекции аутизма у детей в возрасте от 1,5 до 5 лет. Вначале родители должны определить направление, по которому будет проходить развитие навыков (например, развивать социальные или языковые навыки ребенка с аутизмом). Занятиям по этой программе должно уделяться не меньше 25 часов в неделю. Во время занятий родитель должен стать партнером по игре. На сегодняшний день программа используется на территории США, Канады, Австралии, Швейцарии, Великобритании и Ирландии.
Известен также подход под названием «Игровое время» (Floortime/DIR). В основе этой программы находится развитие ребенка больного аутизмом и взаимодействие с ним. Программа «Игровое время» выделяет шесть стадий развития малыша, таких как: интерес к миру, привязанность, двусторонняя коммуникация, осознания себя, стадия символической игры, осознание эмоциональных идей и мышления. Дети, страдающие аутизмом, не могут пройти все эти стадии самостоятельно. Обычно они останавливаются на одной из таких стадий. Целью «игрового времени» есть помочь ребенку пройти все эти стадии.
Сегодня коррекция раннего детского аутизма может осуществляться посредством различных технологий, но некоторые из них являются более эффективными и действенными.
В частности, весьма распространенным методом коррекции детского аутизма является эвритмия, главной целью которой является предоставление ребенку-аутисту возможностей, посредством которых он сможет самовыражаться. Иными словами, данный вид психотерапии является началом для последующего речевого развития малыша и его адаптации в обществе, так как позволяет создать некий диалог с аутистом. Обмен информации между собеседниками при использовании эвритмии осуществляется посредством языка телодвижений, контакта глаз, вокала, и главное — зрительной сосредоточенности на объектах, размещенным между ребенком-аутистом и взрослым. Сегодня эвритмия используется для улучшения состояния детей с различной степенью тяжести заболевания и разным уровнем интеллекта.
Также весьма распространенным методом коррекции аутизма является поведенческая терапия, главная цель которой — приближение ребенка-аутиста к возможностям обучения обычных детей. Данный метод используется при особо тяжелых случаях заболевания.
Особой популярностью также пользуется групповая терапия, которая подразумевает вариант интегрированного обучения, когда дети, страдающие аутизмом, обучаются вместе с обычными детьми. Главный принцип данного метода базируется на формировании особого «ритма жизни», который позволяет стабилизировать эмоциональную сферу детей-аутистов и улучшить их навыки, а также физическое развитие путем подражания группе. Такой метод несколько отличается от традиционных, которые предполагают индивидуальные занятия с детьми-аутистами.5
И, наконец, так называемый метод удерживающей терапии (холдинг-терапия) основана на принудительном образовании физической связи между ребенком и родителями, который направлен на преодоление физического неприятия малыша своих родителей. Необходимо отметить, что данный метод коррекции аутизма используется эпизодически и только в особых случаях.
Родители, у которых дети страдают аутизмом, должны знать все эти методики и обговорить их с лечащим врачом. Практика показала, что использование выше указанных программ дает хорошие результаты – дети избавятся от многих проблем, которые могли бы у них возникнуть в старшем возрасте из-за аутизма. Методики помогают маленьким аутистам полноценно жить и приносить радость своими успехами близким людям.
В процессе работы были изучены методы коррекции раннего детского аутизма. В результате были решены следующие задачи:
- рассмотрены причины и классификацию аутизма;
- проанализированы методы коррекции раннего детского аутизма.
Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы сделать некоторые выводы.
Ранний детский аутизм является вариантом искаженного психического развития. Как известно, искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к возникновению качественно новых патологических образований. При составлении психокоррекционных программ работы с детьми с аутизмом необходимо ориентироваться на сложную специфику их аффективной патологии, специфику искажения в развитии когнитивных, эмоционально-волевых, потребностно-мотивационных функций.
Современные методики коррекции аутизма направлены на снижение аномальных особенностей детей, страдающих данным заболеванием (желание уйти от контакта с окружающими людьми, стремление к стереотипным формам поведения, неадекватная реакция на внешние раздражители, необычное речевое развитие и т. д.).
Безусловно, в работе с детьми, страдающими аутизмом, могут использоваться все вышеперечисленные методы как по отдельности, так и в комплексе. Однако только квалифицированный психолог, учитывая реальные возможности маленького пациента, сможет разработать план наиболее эффективного лечения, который принесет положительные результаты.
1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2011. - № 4.
2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: - Центр традиционного и современного образования "Теревинф", 2010.
3. Башина В.М. Ранний детский аутизм. – СПб: Питер, 2013.
4. Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума. // Человек. – 2012. - № 1.
5. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей - ранний детский аутизм // Дефектология. – 2010. - № 2.
6. Орпик Н.И. Ранний детский аутизм
// Сургутский государственный
1 Орпик Н.И. Ранний детский аутизм // Сургутский государственный университет. – 2013. - №5. – 84 с.
2 Башина В.М. Ранний детский аутизм. – СПб: Питер, 2013. – 50 с.
3 Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей - ранний детский аутизм // Дефектология. – 2010. - № 2. – 65 с.