Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:51, реферат
Актуальность данной темы состоит в том, что интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах общественной жизни.
Что бы уменьшить или предотвратить конфликтность и напряженность, нужно знать их структуру, и только с помощью знания «состава» конфликта можно его ослабить, свести к нулю.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Межличностные конфликты: понятие, функции, особенности и стили поведения…………………………………….……………….…..……...4
2. Типология межличностных конфликтов……………………………......8
3. Основные модели переговоров и стили разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………..…...11
4. Методы предупреждения межличностных конфликтов …………… 14
Заключение ………………………………………………..…...…………… 17
Литература …………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Межличностные конфликты: понятие,
функции, особенности и стили поведения…………………………………….………………
Актуальность данной темы состоит в том, что интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах общественной жизни.
Что бы уменьшить или предотвратить конфликтность и напряженность, нужно знать их структуру, и только с помощью знания «состава» конфликта можно его ослабить, свести к нулю.
В своей работе я рассмотрю межличностные конфликты, их типологию и основные стили их разрешения.
1. Межличностные конфликты: понятие, функции, особенности и стили поведения.
Межличностные конфликты - открытые столкновения взаимодействующих субъектов на основании возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт обнаруживается во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения прямо, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
В межличностном конфликте каждая сторона желает отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, в результате чего люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Подобное поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки.
А. Шипилов выделяет три периода протекания межличностного конфликта:
Доктор психологии Д. Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, выделяет всего три уровня развития конфликта:
В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.
Отличительными особенностями межличностных конфликтов являются:
К конструктивным функциям межличностных конфликтов относят:
Деструктивные функции межличностных конфликтов связаны с:
Выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
1. Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2. Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3. Приспособление - предполагает готовность субъекта поступится своими интересами с целью сохранения взаимоотношений.
4. Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5. Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
6. Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение, как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее.
Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.
2. Типология межличностных конфликтов.
Психолог А. Кармин в качестве критерия классификации межличностных конфликтов выделяет их реальность или истинность ложность:
Существует типология межличностных конфликтов по причинам их появления. По данному критерию все конфликты можно разделить на две большие группы:
Наиболее распространенной типологией межличностных конфликтов является на основе сферы их проявления:
Наиболее типичными причинами межличностных конфликтов в семье являются:
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:
3. Основные модели переговоров и стили разрешения межличностных конфликтов.
Предполагается следующий алгоритм разрешения межличностных конфликтов:
По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, которые избирают участники конфликтной ситуации, становятся решающим фактором преодоления данной конфликтной ситуации.
Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории.
Информация о работе Методы предупреждения межличностных конфликтов