Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:41, реферат
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает.
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Метод - это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины.
Введение
Страница 3
Наблюдение
Страница 5
Беседа
Страница 9
Эксперимент
Страница 12
Заключение
Страница 18
Список литературы
Страница 19
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Реферат
на тему: «Методы психологии»
Группа: ДЭЭ-209
Москва 2013 г.
Страница 3
Страница 5
Страница 9
Страница 12
Страница 18
Страница 19
Всякая наука основана на фактах. Она
собирает факты, сопоставляет их и делает
выводы - устанавливает законы той
области деятельности, которую изучает.
Специфика научной
психологии заключается в том, что она
для накопления своих данных использует
целый арсенал научных методов.
Метод - это
способ, путь изучения объективной действительности,
познания истины. В переводе с греческого
"methodos" означает "путь". По справедливому
замечанию И. П. Павлова: "...метод – самая
первая, основная вещь. От метода, от способа
действия зависит вся серьезность исследования.
Все дело в хорошем методе. При хорошем
методе и не очень талантливый человек
может сделать много. А при плохом методе
и гениальный человек будет работать впустую
и не получит ценных, точных данных".
Методы психологии имеют целью
не только фиксировать факты, но и
объяснять, раскрывать их сущность. И
это вполне закономерно. Ведь форма
предметов и явлений не совпадает
с их содержанием. Но данное требование
не всегда может быть выполнено с
помощью одного метода и поэтому
при изучении психических явлений
обычно используются различные методы,
взаимодополняющие друг друга. Например,
проявление растерянности сотрудника
при выполнении определенной задачи,
повторно отмеченное наблюдением, приходится
уточнять беседой, а иногда и проверять
естественным экспериментом, использовать
целевые тесты.
Своеобразие
психических явлений заключается в том,
что они, как таковые, недоступны непосредственному
наблюдению. Например, ощущение и мысль
увидеть нельзя. Поэтому и наблюдать за
ними приходится косвенно. При этом ключ
к познанию человека дают его практические
дела и поступки
Методы
психологии направлены на изучение психических
явлений в развитии и изменении. При этом
изучаются развитие и изменение психики
в истории животного мира, в истории человечества,
при возрастных особенностях, под влиянием
упражнения, обучения и воспитания, в результате
неблагоприятных воздействий внешней
среды, вследствие заболеваний.
Каждый из этих аспектов изучения психики
опирается на свои частные методы. Крайне
важно, чтобы тот или иной применяемый
метод был подчинен решаемому вопросу,
адекватен ему. Прежде всего, уточняются
возникшая задача, вопрос, подлежащий
изучению, цель, которая должна быть достигнута,
а потом в соответствии с этим выбирается
конкретный и доступный метод.
Итак, основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.
Наблюдение - это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Также наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом.
Виды наблюдения:
Различают несистематическое и систематическое наблюдение:
несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
Наблюдение
может проводиться непосредственно,
либо с использованием наблюдательных
приборов и средств фиксации результатов.
К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура,
особые карты наблюдения и т.д.
Фиксация результатов наблюдения может
производиться в процессе наблюдения
либо отсрочено. В последнем случае возрастает
значение памяти наблюдателя, "страдает"
полнота и надежность регистрации поведения,
следовательно, и достоверность полученных
результатов. Особое значение имеет проблема
наблюдателя. Поведение человека или группы
людей изменяется, если они знают, что
за ними наблюдают со стороны. Этот эффект
возрастает, если наблюдатель неизвестен
группе или индивиду, значим и может компетентно
оценить поведение. Особенно сильно эффект
наблюдателя проявляется при обучении
сложным навыкам, выполнении новых и сложных
задач, например, при исследовании "закрытых
групп" (банд, воинских коллективов,
подростковых группировок и т.д.) внешнее
наблюдение исключено. Включенное наблюдение
предполагает, что наблюдатель сам является
членом группы, поведение которой он исследует.
При исследовании индивида, например ребенка,
наблюдатель находится в постоянном, естественном
общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения:
1. наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;
2. наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.
В
любом случае важнейшую роль
играет личность психолога - его
профессионально важные
Кроме того,
включенное наблюдение, при котором
исследователь маскируется, а цели
наблюдения скрываются, порождает серьезные
этические проблемы. Многие психологи
считают недопустимым проведение исследований
"методом обмана", когда его цели
скрываются от исследуемых людей и\или
когда испытуемые не знают, что они - объекты
наблюдения или экспериментальных манипуляций.
Модификацией метода включенного наблюдения,
сочетающей наблюдение с самонаблюдением,
является "трудовой метод", который
очень часто использовали зарубежные
и отечественные психологи в 20-30-х годах
нашего века.
Цель наблюдения определяется общими
задачами и гипотезами исследования. Эта
цель, в свою очередь, определяет используемый
тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным
или дискретным, фронтальным или выборочным
и т.п.
Что касается способов регистрации получаемых
данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных
наблюдений лучше использовать не составленные
заранее протоколы, а развернутые и более
или менее упорядоченные дневниковые
записи. По мере систематизации этих записей
можно выработать вполне адекватную задачам
исследования и в то же время более лаконичную
и строгую форму протокольных записей.
Результаты наблюдений обычно систематизируются
в виде индивидуальных (или групповых)
характеристик. Такие характеристики
представляют собой развернутые описания наиболее существенных
особенностей предмета исследования.
Тем самым результаты наблюдений являются
одновременно исходным материалом для
последующего психологического анализа.
Переход от
данных наблюдения к объяснению наблюдаемого,
являющийся выражением более общих
законов познания, свойственен и
другим не экспериментальным (клиническим)
методам: анкетированию, беседе и изучению
продуктов деятельности.
Недостатки метода наблюдения:
1. Субъективно
(результаты во многом зависят
от опыта, научных взглядов, квалификации,
интересов, пристрастий,
2. Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения
3. Вследствие
пассивности наблюдателя
Например : А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Достоинства метода наблюдения
1. Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков)
2. Сохранена
естественность условий
3. Допустимо
использование разнообразных
4. Не обязательно
получение предварительного
Наблюдение является
Наблюдение может выступать в
качестве самостоятельной
Результаты наблюдения за
Своеобразной формой
Беседа должна проводиться
в виде непринужденного
О результатах беседы судят не только по содержанию и полноте ответов на вопросы, но и по их "подтексту": замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по всему поведению человека.
Психологи различных
школ и направлений широко используют
беседу в своих исследованиях. Достаточно
назвать Пиаже и представителей
его школы, гуманистических психологов,
основоположников и последователей
"глубинной" психологии и т.д.
Беседа включается как дополнительный
метод в структуру эксперимента на первом
этапе, когда исследователь собирает первичную
информацию об испытуемом, дает ему инструкцию,
мотивирует и т.д., и на последнем этапе
- в форме пост экспериментального интервью.
Исследователи различают клиническую
беседу, составную часть "клинического
метода", и целенаправленный опрос "лицом
к лицу" - интервью.
Содержание бесед можно протоколировать
полностью или выборочно в зависимости
от конкретных целей исследования. При
составлении полных протоколов бесед
удобно пользоваться магнитофоном.
Соблюдение всех необходимых условий
проведения беседы, включая сбор предварительных
сведений об испытуемых, делает этот метод
очень эффективным средством психологического
исследования. Поэтому желательно, чтобы
беседа проводилась с учетом данных, полученных
при помощи таких методов, как наблюдение
и анкетирование:
Анкетирование. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
- анкеты, составленные
из прямых вопросов и
- анкеты
селективного типа, где испытуемым
на каждый вопрос анкеты
- анкеты-шкалы;
при ответе на вопросы анкет-
Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса.