Методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:41, реферат

Краткое описание

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает.
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Метод - это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины.

Содержание

Введение
Страница 3

Наблюдение
Страница 5

Беседа
Страница 9

Эксперимент
Страница 12

Заключение
Страница 18

Список литературы
Страница 19

Вложенные файлы: 1 файл

Методы психологии.docx

— 48.42 Кб (Скачать файл)

      Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.

В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа  и полученных при использовании  данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических  особенностях испытуемых.

 

 

    1. Эксперимент

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем  целенаправленно и продуманно создается  искусственная ситуация, в которой  изучаемое свойство выделяется, проявляется  и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит  в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими  феноменами, научно объяснять происхождение  явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент  на практике бывает нелегко, поэтому  в научных исследованиях он встречается  реже, чем другие методы.

Имеются две  основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

  1. Естественный (полевой) эксперимент.

Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует психологические особенности испытуемых. 
     Достоинства естественного (полевого) эксперимента: 

  1. органическая включенность в условия жизни и деятельность испытуемых.
  2. данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей.

     Недостаткам  метода: 

  1. сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки  методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.
  2. данные не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство.

 
   2.    Лабораторный эксперимент

      Особый тип экспериментального  метода - предполагает проведение  исследований в психологической  лаборатории, оснащенной специальными  приборами и приспособлениями. Этот  тип эксперимента, отличающийся  также наибольшей искусственностью  экспериментальных условий, применяется  обычно при изучении элементарных  психических функций         (сенсорной и моторной реакций,  реакции выбора, различий сенсорных  порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных  психических явлений (процессов  мышления, речевых функций и т.п.).

      Достоинства лабораторного эксперимента: 
1. более соответствует предмету психологического исследования.

 2. результаты выигрывают в точности нежели в естественном.

Недостаткам  метода: 

Низкая степень  естественности - соответствия жизни.

 

Моделирование.

Моделирование как метод применяется  в том когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой  выражение или формулу, включающую переменные и отношения между  ними, воспроизводящие элементы и  отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов  модели понятий из области информатики  и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой  в математической логике.

Наиболее известными примерами  математического моделирования  в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера - Вебера, Вебера - Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычеслительной машиной.

Иллюстрацией кибернетического моделирования  является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения  работы ЭВМ за последние несколько  десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого  поведения, так как оказалось, что  мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при  решении задач весьма близки к  операциям и логике, на основе которых  разрабатываются программы для  ЭВМ. Это привело к попыткам представления  и описания поведения человека, его  психологии по аналогии с действием  электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в  психологии выступили известные  американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Они отметили, наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, и сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

 
                        4. Формирующий эксперимент.

     Все описанные выше исследовательские методы  отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития. 
     Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов. 
     К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей, а также:

-преобразующий  эксперимент, 

-психолого-педагогический  эксперимент, 

-формирующий  эксперимент, 

-экспериментально-генетический  метод, 

-метод поэтапного  формирования и т.п.     

Использование формирующих исследовательских  методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного  процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности  испытуемых. По существу, данный исследовательский  метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования  всех других методов психологии. 
     Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

 
     Формирующий эксперимент -  это массовый  эксперимент т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

длительный, пролонгированный эксперимент;

эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической  концепции в определенной области  психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);

эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это  есть эксперимент, протекающий в  особых учреждениях, где все это  можно организовать.

     Таким образом, формирующий эксперимент  является существенной перестройкой  психолого-педагогической практики (как совместной деятельности  исследователя и испытуемого)  и, в первую очередь, перестройкой  ее содержания и методов, приводящей  к существенным видоизменениям  хода психического развития и  характерологических особенностей  испытуемых. Именно в силу этих  своих характеристик данный тип  исследовательских методов различных  отраслей психологии выявляет  резервы психического развития  и одновременно конструирует, создает  новые психологические особенности  испытуемых.

     Поэтому формирующие и обучающие  эксперименты входят в особую  категорию методов психологического  исследования и воздействия. Они  позволяют направленно формировать  особенности таких психических  процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. 
     В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент. 
     Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.

Можно сделать  вывод, что все виды эксперимента имеют 

свои недостатки и достоинства.

Достоинства  эксперимента :

1. Позволяет  выявить интересующее явление,  столько раз, сколько необходимо  для изучения.

2. Обеспечивается  высокая точность результатов

3. Осуществляется  почти полный контроль за всеми переменными

Недостатки   эксперимента :

1. Эксперимент  – это расчленение изучаемого  явления.

2. Во время  эксперимента исследователь   нарушает естественное течение  процесса и тем самым вносит  искажение.

3. Условия  деятельности испытуемых не соответствуют  реальности

4. Испытуемые  знают о том, что они являются  объектами исследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

 

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичной информации, в психологии широко применяются различные способы  и приемы обработки этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, без  которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых  явлениях, а также методы качественного анализа.

Не все  методы психологии нужны руководителю в его работе с персоналом, подчиненными. Он выбирает те из них, которые наиболее оправданы в конкретных условиях. С помощью методов психологической  науки можно решать целый ряд  важных практических задач. При этом необходимо к выбору и использованию  методов подходить творчески, с  учетом специфики деятельности и иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список использованной литературы:

 

 

  1. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо» при участии «Юрайт» 2001г.
  3. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Учебное пособие. Ростов н/Д Феникс 2003г.
  4. http://www.psibook.com/books/05/2.html
  5. http://do.gendocs.ru/docs/index-311270.html
  6. http://psyera.ru/empiricheskie-metody-psihologicheskogo-issledovaniya-661.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы психологии