Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:41, реферат
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает.
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Метод - это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины.
Введение
Страница 3
Наблюдение
Страница 5
Беседа
Страница 9
Эксперимент
Страница 12
Заключение
Страница 18
Список литературы
Страница 19
Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.
В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
Специфика эксперимента
как метода психологического исследования
заключается в том, что в нем
целенаправленно и продуманно создается
искусственная ситуация, в которой
изучаемое свойство выделяется, проявляется
и оценивается лучше всего. Основное
достоинство эксперимента состоит
в том, что он позволяет надежнее,
чем все остальные методы, делать
выводы о причинно-следственных связях
исследуемого явления с другими
феноменами, научно объяснять происхождение
явления и развитие. Однако организовать
и провести настоящий, отвечающий всем
требованиям психологический
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.
Условия используемые
при проведении естественного эксперимента,
организует не экспериментатор, а сама
жизнь (в высшем учебном заведении, например,
они органично включены в учебно-воспитательный
процесс). Экспериментатор в данном случае
пользуется лишь сочетанием различных
(контрастных, как правило) условий деятельности
испытуемых и фиксирует психологические
особенности испытуемых.
Достоинства естественного (полевого)
эксперимента:
Недостаткам метода:
2. Лабораторный эксперимент
Особый тип экспериментального
метода - предполагает проведение
исследований в
Достоинства лабораторного
1. более
соответствует предмету психологического
исследования.
2. результаты выигрывают в точности нежели в естественном.
Недостаткам метода:
Низкая степень естественности - соответствия жизни.
Моделирование.
Моделирование как метод применяется в том когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование
Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера - Вебера, Вебера - Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычеслительной машиной.
Иллюстрацией кибернетического моделирования
является использование в психологии
идей математического
4. Формирующий эксперимент.
Все описанные
выше исследовательские методы отличаются
констатирующим характером: описанию
измерению и объяснению подвергаются
эмпирические, стихийно сложившиеся (или,
в крайнем случае, моделируемые в узких
и искусственных рамках лабораторного
эксперимента) особенности и уровни психического
развития.
Использование всех этих методов не предполагает
задачи существенного изменения наличного
предмета исследования, задачи формирования.
Такая принципиально новая исследовательская
цель требует применения особых, формирующих
методов.
К формирующим исследовательским методам
в психологии относятся различные разновидности
так называемого социального эксперимента,
объектом которого выступает определенная
группа людей, а также:
-преобразующий эксперимент,
-психолого-педагогический эксперимент,
-формирующий эксперимент,
-экспериментально-
-метод поэтапного формирования и т.п.
Использование
формирующих исследовательских
методов связано с перестройкой
определенных характеристик учебно-
Формирующий эксперимент часто используется
в целях сопоставления влияния различных
обучающих программ на психическое развитие
испытуемых.
Формирующий эксперимент - это
массовый эксперимент т.е. статистически
значимый (это значит, что его ареалом
является минимум - школа, педагогический
коллектив);
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.
Таким образом, формирующий
Поэтому формирующие и
В заключении необходимо отметить, что
в процессе развития психологии изменяются
не только теории и понятия, но и исследовательские
методы: они утрачивают созерцательный,
констатирующий характер, становятся
формирующими или, точнее, трансформирующими.
Ведущим типом исследовательского метода
в экспериментальной области психологии
становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала
современной психологии заключается в
особой консолидации всех исследовательских
методов, результатом которой является
образование нового комплекса исследовательских
методов - формирующего эксперимента.
Можно сделать вывод, что все виды эксперимента имеют
свои недостатки и достоинства.
Достоинства эксперимента :
1. Позволяет
выявить интересующее явление,
столько раз, сколько
2. Обеспечивается высокая точность результатов
3. Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными
Недостатки эксперимента :
1. Эксперимент – это расчленение изучаемого явления.
2. Во время эксперимента исследователь нарушает естественное течение процесса и тем самым вносит искажение.
3. Условия
деятельности испытуемых не
4. Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований
Заключение
Кроме перечисленных
методов, предназначенных для сбора
первичной информации, в психологии
широко применяются различные способы
и приемы обработки этих данных,
их логического и математического
анализа для получения
Не все
методы психологии нужны руководителю
в его работе с персоналом, подчиненными.
Он выбирает те из них, которые наиболее
оправданы в конкретных условиях.
С помощью методов
Список использованной литературы: