Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:15, реферат
Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализом трудовой деятельности, профессиональными навыками. Она рассматривает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.
1.Введение----------------------------------------------------------------------3
2.Методы психологии труда
2.1. Неэкспериментальные методы-------------------------------------4-13
2.2. Эксперементальные методы-----------------------------------------13-15
2.3. Профессиография -----------------------------------------------------15-17
3.Заключение--------------------------------------------------------------------17
Список литературы------------------------------------------------------------18
Специфическим методом экспертной оценки профессионала, применяемым в психологии труда, является метод критических инцидентов. Его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Причем приводятся такие образцы профессионального поведения, которые зависят только от самого работника, а не от внешних факторов. В профессиональной психодиагностике этот метод используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора.
Метод анамнеза предполагает сбор данных
об истории развития конкретной личности
как субъекта трудовой деятельности. Он
используется обычно в профессиональном
консультировании для определения степени
устойчивости мотивов, для выявления некоторых
способностей и личностных особенностей,
не поддающихся непосредственному наблюдению,
для построения прогнозов профессиональной
карьеры личности. Информационной основой
данного метода являются высказывания
самого испытуемого (субъективный анамнез),
высказывания о нем других людей и характеризующие
его документы (объективный анамнез).
Данный метод применим к малоразработанной
в нашей науке проблеме ретроспективного
анализа ситуаций выбора профессий, профессиональной
переориентации, типологии профессиональной
карьеры.
Самонаблюдение в психологии труда выступает
в двух формах: самоотчета профессионала
и включенного наблюдения (трудового метода).
В первом случае психолог предлагает специалисту
думать вслух во время своей деятельности,
проговаривая каждую операцию, каждое
наблюдение за процессом труда. На начальных
этапах такого самоотчета возникают трудности,
связанные с необходимостью работника
распределять свое внимание между проговариванием
работы и ее выполнением. Такой способ
позволяет самим работникам обратить
внимание на те элементы деятельности,
на которые они раньше внимания не обращали,
что оказывает положительное влияние
на успешность ее выполнения.
Во втором случае психолог сам становится
учеником и, начиная изучать профессию,
совершенствуется в ней все больше и больше.
Такое познание профессии изнутри позволяет
психологу проследить процесс овладения
профессиональной деятельностью и те
трудности, которые встречаются на этом
пути. Данный метод получил в психологии
название трудового метода.
Трудовой метод предназначен для психологического
анализа профессий. Сущность его заключается
том, что для психологического понимания
профессии сам психолог начинает осваивать
данный вид труда, чтобы соединить в одном
лице рабочего, знающего профессиональную
работу, и психолога, умеющего и желающего
ее описать.
Основными достоинствами этого метода
являются получение путем самонаблюдения
некоторой информации, недоступной внешнему
наблюдению и разным опросным методам;
более обоснованный (с учетом личного
опыта) подход к внесению предложений
по оптимизации и рационализации деятельности.
Вместе с тем, трудовой метод имеет и ряд
недостатков.
Во-первых, он применим только к несложным
для овладения профессиям, не требующим
больших затрат времени для обучения.
Во-вторых, регистрация результатов метода
сопряжена с определенными трудностями.
Если запись результатов проводится по
окончании рабочего дня по памяти, когда
исследователь находится в состоянии
утомления, это может отрицательно сказаться
на ее качестве. Регистрация данных в ходе
выполнения деятельности нарушает естественный
процесс ее протекания.
Несмотря на указанные недостатки, трудовой
метод может давать очень ценный материал,
что было подтверждено отечественными
исследованиями.
2.2. Эксперементальные методы
Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.
Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Такая модель позволяет установить точный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать необходимые для эксперимента условия и неоднократно воспроизводить его в тех же самых условиях.
Проведение лабораторного эксперимента на предприятии требует от психолога тщательного изучения реальной ситуации, выделения ее основных узловых моментов, общих и специфических особенностей. Экспериментатор должен располагать точными сведениями о переменных и исследуемых факторах, их группировке, знать метод ведения эксперимента, изучить все возможные ошибки, возникающие в ходе его проведения, и причины их появления.
К достоинствам лабораторного эксперимента относятся возможность создавать условия, вызывающие необходимый психический процесс, и обеспечивать строгий учет измерения раздражителей и ответных реакций, возможность повторения опытов и математической обработки результатов. Среди недостатков лабораторного эксперимента можно выделить условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности и испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования.
Естественный лабораторный эксперимент. Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы. Примером экспериментального исследования является изучение поведения работника в ситуациях искусственной деавтоматизации для выяснения структуры трудовой деятельности и трудностей, возникающих при ее овладении. Применение этого приема связано с выполнением работником своих функций в новых условиях (например, дается новый тип заданий), для того чтобы снять автоматизм и развернуть процесс деятельности.
Главное достоинство естественного эксперимента заключается в том, что условия экспериментальной обстановки сближаются с жизнью, естественными условиями деятельности. Недостатком естественного эксперимента является необходимость получения информации в короткий срок во избежание нарушения производственного процесса.
Тестовый метод. Этот метод используется при изучении субъекта труда. В отечественной психодиагностике предлагается три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта (и, соответственно, три группы тестов): объективный, субъективный и проективный.
Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. Тесты, реализующие данный подход, называются объективными. К их числу относятся тесты интеллекта и тесты способностей, достижений, некоторые личностные тесты. К объективным тестам личности относят тесты действия и ситуационные тесты. В психологии труда в большей степени используются ситуационные тесты для целей профессионального отбора.
Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тесты – опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты, диагностирующие интересы и установки людей. В профессиональной психодиагностике используют как общепсихологические тесты исследования личности, так и специально разработанные тесты для профессиональной сферы.
Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.
2.3. Профессиография
Один из основных методов в психологии труда – профессиография – представляет собой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда. Оно основывается на всестороннем изучении деятельности и определенной систематизации данных. Таким образом, профессиография представляет собой одновременно и первый (описательный) этап психологического анализа деятельности, и комплексный метод ее изучения, включающий использование всех известных методов.
Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы – документального описания социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Комплексный анализ описания профессии включает в себя следующие элементы:
Главная составная часть профессиограммы – психограмма – представляет собой характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.
3. Заключение
Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их специфическим содержанием, обусловленным особенностями объекта и целями исследования. Психология труда, не может рассматривать человека вне условий его деятельности. Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования: изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество; каждый метод должен быть объективным методом, т. е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности; для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые методические средства, т. е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот. В связи с этим следует сделать вывод, что в практических исследованиях нельзя самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.
Список используемой литературы: