Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:15, реферат
Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик
Наука - прежде всего исследование,
поэтому характеристика науки не
исчерпывается определением ее предмета,
она включает и определение ее
метода. Методы - это способы, посредством
которых познается предмет
В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции
Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности
К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).
Лонгитюдный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.
Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:
Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение
Суть поперечных или
срезовых исследований психического развития
состоит в том, что заключения
об особенностях развития делают на основании
исследований одних и тех же характеристик
в сравниваемых группах людей
различного возраста, разных уровней
развития, с различными свойствами
личности. Основным преимуществом этого
метода является быстрота исследования
- возможность получения в
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый “сравнительно-генетический”, получил в зоопсихологии и в детской психологии
Эмпирические методы - наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод
Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.
Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.
Познание собственной
психики посредством
Объективное наблюдение должно
исходить из единства внутреннего и
внешнего, субъективного и объективного.
Это самый простой и наиболее
распространенный из всех объективных
методов в психологии. Научное
наблюдение непосредственно соприкасается
с житейским наблюдением. Необходимо
поэтому прежде всего установить
общие основные условия, которым
вообще может удовлетворять
Первое основное требование - наличие четкой целевой установки.В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:
а) определение задачи и цели;
б) выбор объекта, предмета и ситуации;
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;
г) выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи);
д) обработка и интерпретация полученной информации.
Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.
Наблюдение
используется, в первую очередь, когда
требуется минимальное
Экспериментальный метод - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.
Эксперимент как метод возник в
области психофизики и
Своеобразным вариантом
И наконец, экспериментальный метод
включает и эксперимент как средство
воздействия, изменения психологии
людей. Такая разновидность
В
число диагностируемых
Одним из видов психодиагностического
метода являются психологические тесты.
Английское слово “тест” означает
“проба” или “испытание”. Тест
- это краткое, стандартизированное
испытание, не требующее, как правило,
сложных технических
К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.
Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:
В
стандартизированном интервью формулировки
вопросов и их последовательность определены
заранее, они одинаковы для всех
опрашиваемых. Методика нестандартизированного
интервью, наоборот, характеризуется
полной гибкостью и варьируется
в широких пределах. Исследователь,
который руководствуется лишь общим
планом интервью, имеет право сам
в соответствии с конкретной ситуацией
формулировать вопросы и
Анкетирование (заочный опрос) имеет
также свою специфику. Считается, что
к заочному опросу целесообразнее прибегать
в случаях, когда необходимо выяснить
отношение людей к острым дискуссионным
или интимным вопросам либо опросить
большое число людей в
Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.
Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии. Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.
К методам психологической
Современная психология различными путями
оказывает воздействие на практическую
деятельность людей. Психологическая
помощь чаще всего и эффективнее
всего оказывается в ситуации
не только существующего объективно,
но и субъективно переживаемого
неблагополучия. Это переживание
может быть острым и выражаться в
глубоком недовольстве собой, окружающими,
жизнью в целом, а иногда и в
страдании. В таких случаях требуется
оказание не только консультативной ,
но и психотерапевтической помощи.
И здесь необходимо говорить о
коррекционных методах работы психолога.
В настоящее время
Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка - действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:
Комплекс упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.
Под групповым тренингом обычно
понимают своеобразные формы обучения
знаниям и отдельным умениям
в сфере общения, а также формы
соответствующей их коррекции. Что
касается методов социально-