Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:55, реферат
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до данного эмпирического исследования его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п. И подобную взаимосвязь полученных в исследовании фактов с предварительными представлениями исследователя об изучаемых феноменах и, соответственно, с используемыми методами можно проследить во всех психологических направлениях.
Введение…………………………………………………………………………3
Не экспериментальные психологические методы………………………….4-10
наблюдение
анкетирование
беседа
«архивный метод»
контент-анализ
монографический метод
Диагностические методы…………………………………………………….11-13
тест (различные виды тестов)
Экспериментальные методы………………………………………………14-15
естественный
моделирующий
лабораторный
Формирующие методы………………………………………………………16-17
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………….19
Формирующий эксперимент это:
массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.
Таким образом, формирующий
эксперимент является существенной
перестройкой психолого-педагогической
практики (как совместной деятельности
исследователя и испытуемого) и,
в первую очередь, перестройкой ее содержания
и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического
развития и характерологических особенностей
испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик
данный тип исследовательских методов
различных отраслей психологии выявляет
резервы психического развития и одновременно
конструирует, создает новые психологические
особенности испытуемых. Поэтому формирующие
и обучающие эксперименты входят в особую
категорию методов психологического исследования
и воздействия. Они позволяют направленно
формировать особенности таких психических
процессов, как восприятие, внимание, память,
мышление.
В заключении необходимо отметить, что
в процессе развития психологии изменяются
не только теории и понятия, но и исследовательские
методы: они утрачивают созерцательный,
констатирующий характер, становятся
формирующими или, точнее, трансформирующими.
Ведущим типом исследовательского метода
в экспериментальной области психологии
становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала
современной психологии заключается в
особой консолидации всех исследовательских
методов, результатом которой является
образование нового комплекса исследовательских
методов - формирующего эксперимента.
Заключение
Итак, в этой работе рассмотрены
основные методы психологических исследований
и их классификация. Надо полагать,
что разные авторы приводят в своих
трудах множество вариантов
Список использованной литературы
1.Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999.
2.Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.
3.Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990.
4.Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
5.Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология". - М.: Российское психологическое общество, 1999.
6.Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.