Она доказала, что разные
типы навыков у ребенка лучше
всего воспитывать в определенном
возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент
для их формирования. Поэтому детские
сады и школы основывают свою работу по
этой методике на принципе строгой возрастной
периодизации. До трех лет малыш впитывает
свое окружение через инстинктивное развитие
чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания.
В период от трех до 6 лет ребенка можно
назвать "строителем самого себя":
он стремится сам выбирать вещи и предмет
своей деятельности, сам себя обслуживать,
проявлять максимальную независимость
от взрослого. А в следующий период (до
9 лет) он становится на позицию "исследователя
окружающего мира". Согласно методике
Монтессори, для ребенка создается специально
подготовленная культурная развивающая
среда, в которой тот находит все необходимое
для своего развития, "впитывает"
правильную речь, получает богатые сенсорные
впечатления, осваивает способы обращения
с различными предметами. Эту среду ребенок
воспринимает и сознательно, и неосознанно,
свободно проявляя себя в разных видах
деятельности.
Подготовленная среда
должна окружать ребенка в течение всего дня и максимально
приближаться к домашней. При этом у ребенка
в любой момент должен быть доступ к так
называемым "Монтессори-материалам".
Это нечто среднее между учебными пособиями
и развивающими играми: геометрические
тела (цилиндры, конусы, и т. д.), таблички,
дощечки, рамки, подвижный алфавит, а также
обычные предметы типа чайной ложки, кувшина
для полива цветов, совка для сбора мусора.
Некоторые из них имеют характерный цвет
(например, розовая башня из кубиков-секций,
коричневая лестница, красные штанги)
или фактуру (шершавые таблички). Есть
и довольно сложные модели - например,
глобус "континенты", на штыри которого
ребенок должен в правильном порядке надеть
фигурные дощечки, повторяющие очертания
континентов.
Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик
популярности во всем мире. Тысячи педагогов,
признавая педагогическую систему Монтессори
уникальной и необычайно эффективной,
работает по ее педагогическим принципам.
Функционируют тысячи детских дошкольных
учреждений по всему миру, основанных
на Монтессори-педагогике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы) [Текст]. М., МЦМ, 2006. - 48 с.
- Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори. [Текст] - М.: МЦМ, 2004. – 146 с.
- Гребенников Л. Р. Работа на линии в Монтессори-группе, [Текст] М. МЦМ, 2006. - 72 с.
- Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни./ образовательная система М. Монтессори [Текст]./Под ред.. Сумнительного К.Е.. М., МЦМ. - 2006 - 116 с.
- Ландсберг Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России [Текст] // Вестник просвещения. - 2003 - № 10. - C.212-218.
- Монтессори М. Помоги мне это сделать самому [Текст] // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2005. – 272 с
- Монтессори М. Дети – другие. [Текст] // С вступительной статьей и комментариями К.Е. Сумнительного. - М: "Карапуз". 2004. – 336 с
- Монтессори в России: Новый взгляд [Текст] // Сборник научно-практических статей./ Под ред. Сумнительного К.Е. Выпуск I. М. МЦМ, 2003. 124 с.
- Монтессори М. Разум ребенка[Текст] Москва. 2000.- 176с.
- Монтессори М. Руководство к моему методу[Текст] М. Типолитогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 2003. - 64с.
- Монтессори-материал. Школа для малышей [Текст] - М. - Изд-во Мастер, 2001. – 80 c.
- Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок [Текст] М. МЦМ, 2002 - 64 с.
- Пьянкова Л. О детских садах Монтессори [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - C. 41-42.
- Савинова Л.К. Теория сенсорного воспитания М. Монтессори и ее критика в прогрессивной русской и советской дошкольной педагогике [Текст] // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. - Л., 2005.-С.152-159.
- Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика [Текст] - М.: Академия, 2003.- 384 с.
- Сумнительный К.Е. Монтессори о божественном в человеке[Текст] //Учить по Монтессори". М., 2001. С.4-7.
- Сумнительный К.Е. Наследие Марии Монтессори и идеи космического воспитания в России.//Российский исторический журнал. № 4, 1998. С.3-10.
- Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). М. МЦМ,2000. - 64с.
- Сумнительный К.Е. М. Монтессори // Энциклопедия Аванта. Духовный мир человека [Текст] Том 18. Человек. Часть третья. М., Аванта. 2004. – 912 с..
- Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори [Текст] // Мама и малыш. – 2004. - №9. – С. 7-30
- Таубман В.В., Фаусек Ю.И. Теория и практика детского сада Монтессори [Текст] - М.: Мысль, 2003. – 133 c.
- Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори [Текст] - 2-е изд. - М.: Гос.изд., 2003. – 224 c.
- Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России [Текст] - Пг.: Время, 2004. – 82 c.
- Фаусек Ю.И. О внимании у маленьких детей /по Монтессори/: Доклад, читанный в Психологической лаборатории Педагогического музея. -Пг.: Начатки знаний, 2003. - 16с.
- Фаусек Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори [Текст] - Л.:Гос.изд., 2000. - 120с.
- Фаусек Ю.И. Развитие интеллекта у маленьких детей /по Монтессори/ [Текст] - Пг.: Начатки знаний, 2001. - 23с.
Сайты Интернета, использованные
в работе:
http://www.lanababy.ru/zaitsev.phtml
http://www.center-sozvezdie.ru/
http://www.babyschool.ru/
http://montessori-tula.by.ru/programs.shtml
http://babylib.by.ru/tema/montessori/pedagogi/didaktich_material_mont.htm
http://www.sch109.trg.ru/p77aa1.html
http://www.detdoctor.ru/sdb.php?list=3
http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=367
http://www.montessori-center.ru/li/content/25/
http://www.montessori-press.ru/history/idea.php
http://www.psyparents.ru/index.php?item=785
http://www.babyshop.com.ua/library/o_montessori.ht
- Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). М., МЦМ, 2006. - 48 с.
- Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори. - М.: МЦМ, 2004. – 146 с.
- Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. М. Выпуск I. 1994. – C. 14-34.
- Бочкарев Н.Е. Фребель и Монтессори // Свободная трудовая школа.- 1920.-№2.-С.42-51.
- Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. - 1991. - № 34. - C.3.
- Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию (параграф Фребель и Монтессори).- М.: Школа-Пресс, 1995. - 447с.
- Гребенников Л. Р. Работа на линии в Монтессори-группе, М. МЦМ, 2006. - 72 с.
- Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни./ образовательная система М. Монтессори./Под ред.. Сумнительного К.Е.. М., МЦМ. - 2006 - 116 с.
- Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 4. - С.38-39.
- Ландсберг Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России // Вестник просвещения. - 2003 - № 10. - C.212-218.
- Любина Г. А. Работа с родителями в Монтессори-группе (из опыта работы). М. 1995 ММЦ. 40 с.
- Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2005. – 272 с
- Монтессори М. Дети – другие. // С вступительной статьей и комментариями К.Е. Сумнительного. - М: "Карапуз". 2004. – 336 с
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168с.
- Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В.3латопольского//Учительская газета. - 1992. - 4 августа. - С.4.
- Монтессори в России: Новый взгляд.// Сборник научно-практических статей./ Под ред. Сумнительного К.Е. Выпуск I. М. МЦМ, 2003. 124 с.
- .Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997.- 176с.
- Монтессори М. Руководство к моему методу. М. Типолитогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1916. - 64с.
- Монтессори-материал. Школа для малышей. - М. - Изд-во Мастер, 1992. – 80 c.
- Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М. МЦМ, 2002 - 64 с.
- Пьянкова Л. О детских садах Монтессори //Дошкольное воспитание. - 1994. - № 11. - C. 41-42.
- Савинова Л.К. Теория сенсорного воспитания М. Монтессори и ее критика в прогрессивной русской и советской дошкольной педагогике // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. - Л., 1985.-С.152-159.
- Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика.- М.: Академия, 2003.- 384 с.
- Сумнительный К.Е. Монтессори о божественном в человеке. //Учить по Монтессори". М., 1996. С.4-7.
- Сумнительный К.Е. Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори.// Теория и практика гуманистических воспитательных систем: материалы Всероссийской научно - практической конференции. Владимир, 1997. С.182 – 185 с.
- Сумнительный К.Е. Космическое воспитание. // Монтессори в России: новый взгляд. Выпуск I. - М., 1998. - С.40-66.
- Сумнительный К.Е. Наследие Марии Монтессори и идеи космического воспитания в России.//Российский исторический журнал. № 4, 1998. С.3-10.
- Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). М. МЦМ,1999. - 64с.
- Сумнительный К.Е. Космическое воспитание. // Монтессори в России: новый взгляд. Выпуск I. - М., 1998. С.40-66.
- Сумнительный К.Е. М. Монтессори // Энциклопедия Аванта. Духовный мир человека. Том 18. Человек. Часть третья. М., Аванта. 2004. – 912 с..
- Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мама и малыш. – 2004. - №9. – С. 7-30
- Таубман В.В., Фаусек Ю.И. Теория и практика детского сада Монтессори. - М.: Мысль, 2003. – 133 c.
- Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори. - 2-е изд. - М.: Гос.изд., 2003. – 224 c.
- Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. - Пг.: Время, 2004. – 82 c.
- Фаусек Ю.И. О внимании у маленьких детей /по Монтессори/: Доклад, читанный в Психологической лаборатории Педагогического музея. -Пг.: Начатки знаний, 1922. - 16с.
- Фаусек Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. - Л.:Гос.изд., 1924. - 120с.
- Фаусек Ю.И. Развитие интеллекта у маленьких детей /по Монтессори/.- Пг.: Начатки знаний, 1922. - 23с.
Сайты Интернета, использованные
в работе:
http://www.lanababy.ru/zaitsev.phtml
http://www.center-sozvezdie.ru/
http://www.babyschool.ru/
http://montessori-tula.by.ru/programs.shtml
http://babylib.by.ru/tema/montessori/pedagogi/didaktich_material_mont.htm
http://www.sch109.trg.ru/p77aa1.html
http://www.detdoctor.ru/sdb.php?list=3
http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=367
http://www.montessori-center.ru/li/content/25/
http://www.montessori-press.ru/history/idea.php
http://www.psyparents.ru/index.php?item=785
http://www.babyshop.com.ua/library/o_montessori.ht