Метод близнецов и его использование в психологических исследованиях
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:37, контрольная работа
Краткое описание
Метод близнецов является одним из наиболее информативных. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДА…………………………………….………3 СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ…………………………………………… 4 ТРУДНОСТИ БЛТЗНЕЦОВОГО МЕТОДА………………………………………….. 7 РАЗНОВИДНОСТИ МЕТОДА БЛИЗНЕЦОВ……………………………………… .. 8 МЕТОД РАЗЛУЧЕННЫХ БЛИЗНЕЦОВ………………………………………. 8 МЕТОД СЕМЕЙ МЗ БЛИЗНЕЦОВ…………………………………………….. 9 МЕТОД КОНТРОЛЬНОГО БЛИЗНЕЦА………………………………………10 МЕТОД БЛИЗНЕЦОВОЙ ПАРЫ………………………………………………11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...14
Метод контрольного
близнеца (взаимоконтроля близнецов,
контроля по партнеру, близнеца-свидетеля)
основан на том, что МЗ близнецы, — генетически
одинаковые люди, имевшие общую эмбриональную
и в обычных условиях семейную среду, —
являются идеальным контролем друг к другу.
Если группу МЗ близнецов разделить на
две выборки так, чтобы в каждую вошли
по одному близнецу из каждой пары, то
исследователь получит уникальную ситуацию
— две выборки, уравненные и по генетической
конституции, и по основным средовым (общесемейным)
параметрам.
МЕТОД БЛИЗНЕЦОВОЙ ПАРЫ
Еще в 30-х годах появились работы,
в которых рассказывалось об особой психологической
ситуации в парах близнецов, особом "эффекте
пары", или "эффекте близнецовости".
Они были выполнены и в психоаналитической
традиции, и в психологии развития, и, специально,
в русле психогенетических исследований.
Основными характеристиками этой особой
психологической ситуации являются две
борющиеся тенденции: к идентификации
со своим соблизнецом и, наоборот, к индивидуализации
каждого члена пары. Первая приводит к
ощущению себя сначала членом пары и лишь
затем — отдельной личностью; вторая,
в крайних случаях, может привести к выраженным
конфликтным отношениям близнецов, своеобразному
протесту против "второго — такого
же". С возрастом первая тенденция обычно
ослабевает, уступая место второй, причем
у близнецов-мужчин данный процесс происходит
легче, чем у женщин.
С помощью этого варианта
метода решаются две задачи. Первая из них — общепсихологическая:
поскольку индивидуум существует только
внутри некоторых систем связей и "в
этом смысле можно сказать, что мы все
"близнецы", постольку близнецовая
пара, особенно генетически идентичные
МЗ близнецы, может быть прекрасной моделью
для изучения процессов
индивидуализации, влияния конкретных
средовых (внутрипарных и семейных) факторов
на формирование тех или иных психологических
черт и т.д. Вторая задача по
существу есть проверка, во-первых,
валидности самого близнецового метода,
а также постулата о равенстве средовых
влияний в парах МЗ и ДЗ близнецов и, во-вторых,
вопроса о том, репрезентативна ли среда
близнецов среде, в которой развиваются
одиночнорожденные дети. Если условия
развития и жизни близнецов высоко специфичны,
имеют собственные, только им присущие
закономерности, то близнецы перестают
быть выборкой, репрезентативной общей
популяции, и не могут быть использованы
для изучения общих закономерностей.
К двум указанным
задачам необходимо добавить третью, связанную
с жизнью самих близнецов. Чрезмерная, не компенсируемая
идентификация себя со своим соблизнецом,
или пары как целого, как особой "единицы",
приводящая к отсутствию личной идентичности,
может стать причиной формирования личностных
черт, затрудняющих социальную адаптацию
и в детстве, и во взрослом возрасте. Кроме
того, отмеченные еще Р. Заззо и затем А.
Р. Лурия особенности речевого развития
близнецов, точнее формирование примитивной,
синпрактической речи ("криптофазия",
по Заззо), может привести к отставанию
и в общем интеллектуальном развитии.
Поэтому изучение специфических
психологических характеристик близнецовой
пары необходимо и для проведения консультационной
работы с родителями, имеющими детей-близнецов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Близнецовый метод и его разновидности
является одним из немногих экспериментальных
методов исследования влияния среды и
генотипа на психологические характеристики.
Как и все остальные экспериментальные
методы психогенетики (семейный метод,
метод приемных детей, анализ родословных),
он не является методом, позволяющим с
полной уверенностью разделить влияние
генотипа и среды на исследуемые характеристики.
Исключением является метод разлученных
близнецов, но по вполне понятным причинам
его использование на практике весьма
ограничено. Поэтому, как и при использовании
других экспериментальных схем, следует
с определенной осторожностью подходить
к интерпретации экспериментальных данных
полученных близнецовым методом и проводить
верификацию полученных данных всеми
возможными способами, например путем
сравнения с данными, полученными другими
методами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Равич-Щербо И. В., Марютина
Т. М., Григоренко Е. Л. "ПСИХОГЕНЕТИКА"
Москва 2000