Метод "деловой игры", как метод интерактивного обучения психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Сущность и принципы деловой игры.
Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

Содержание

Метод «Деловой игры» как метод интерактивного обучения психологии.
Сущность и принципы деловой игры.
Принципы организации учебных ДИ.
Реализация психолого-педагогических принципов ДИ в процессе ее разработки.
Некоторые основы и правила «Деловой игры».
2. Структурная схема деловой игры.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы преп. псих..docx

— 33.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

           План работы:

 

 

  1. Метод «Деловой игры» как метод интерактивного обучения психологии.

 

    1. Сущность и принципы деловой игры.
    2. Принципы организации учебных ДИ.
    3. Реализация психолого-педагогических принципов ДИ в процессе ее разработки.
    4. Некоторые основы и правила «Деловой игры».

 

   2. Структурная схема деловой игры.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Метод «Деловой игры» как метод интерактивного обучения психологии.

 

В настоящее время  деловые игры используются в учебном  процессе институтов повышения квалификации, на научно-методических конференциях и в учебном процессе как в  высших, так и средних специальных  учебных заведениях, технических  и гуманитарных.

 

 

    1. Сущность и принципы деловой игры.

 

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного  и социального содержания будущей  профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится  профессиональная обстановка, сходная  по основным сущностным характеристикам  с реальной. Вместе с тем в деловой  игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Например, экзаменационная  сессия может быть разыграна за одно игровое занятие, а разработка перспективного плана развития предприятия - за период от одного игрового занятия до одного дня.

Оставаясь педагогическим процессом, учебная деловая игра является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. Она имитирует предметный контекст-обстановку условной практики и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.

В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную  деятельность, сочетающую в себе учебный  и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь  на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются  не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в  реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными  знаниями приобретает специальную  компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. В  процессе игры осваиваются:

 

•    нормы профессиональных действий;

 

• нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.

 

При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и таким образом через взаимодействие с коллективом познавая себя. Теоретический  анализ обширной зарубежной и отечественной  научной литературы по деловым играм  позволяет сформулировать психолого-педагогические принципы их разработки и проведения. Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. ДИ проводится в режиме диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей: игровой и педагогической, которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой.

 

 

    1. Принципы организации учебных ДИ.

 

Для достижения поставленных учебных целей на этапе  разработки в деловую игру следует  заложить пять психолого-педагогических принципов:

 

• принцип имитационного  моделирования ситуации;

 

• принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;

 

• принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;

 

• принцип диалогического общения;

 

• принцип двуплановости  игровой учебной деятельности.

 

1. Принцип имитационного  моделирования ситуации предполагает  разработку:

 

а) имитационной модели производства;

 

б) игровой модели профессиональной деятельности. Наличие  этих двух моделей необходимо для  создания предметного и социального  контекстов будущего труда.

 

2. Принцип проблемности  содержания игры и ее развертывания  означает, что в предметный материал  игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы  игровых заданий, в которых  содержится тот или иной тип  противоречий, разрешаемых студентами  в процессе игры, что приводит  к выходу из проблемной ситуации.

 

3. Принцип ролевого  взаимодействия в совместной  деятельности основывается на  имитации производственных функций  специалистов через их ролевое  взаимодействие. Игра предполагает  общение, основанное на субъект-субъектных  отношениях, при которых развиваются  психические процессы, присущие  мышлению специалистов.

 

4. Принцип диалогического  общения и взаимодействия партнеров  в игре есть необходимое условие  переживания и разрешения проблемной  ситуации. Участники игры задают  друг другу вопросы. Система  рассуждений каждого из партнеров  обусловливает их взаимное движение  к совместному решению проблемы. Люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.

 

5. Принцип двуплановости  игровой учебной деятельности  дает возможность внутреннего  раскрепощения личности, проявления  творческой инициативы. Суть его  в том, что "серьезная"  деятельность, направленная на обучение  и развитие специалиста, реализуется  в "несерьезной" игровой  форме.

 

Эти взаимообусловленные  принципы составляют определенную концепцию  деловой игры и должны соблюдаться  как на этапе разработки, так и  на этапе реализации. Несоблюдение или недостаточная проработка хотя бы одного из них отрицательно скажется на результатах ДИ. В модели Вербицкого первый принцип разделен на две части, но это ничего не изменяет в самой  сути игры и во взаимодействии ее принципов.

 

 

    1. Реализация психолого-педагогических принципов ДИ в процессе ее разработки.

 

Разработку деловой  игры начинают с создания двух моделей - имитационной и игровой, которые  будут встроены в ее сценарий. Таким  образом, первый принцип ДИ реализуется  на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая  модель взаимодействия участников, система  оценивания. Компоненты игровой модели - сценарий, правила, цели, роли и функции  игроков.

Принцип проблемности лежит в основе содержания игры и  закладывается в систему проблемных учебных заданий, представленных в  форме описания конкретных производственных ситуаций или задач. Они могут  содержать неявные альтернативы, противоречия, избыточные или неверные данные, требования преобразовать ситуацию в соответствии с более сложными или более простыми критериями, найти  недостающую информацию и т.п. Проблемность содержания выступает объективной  предпосылкой самостоятельного мышления каждого участника игры. Это "инструмент" развития теоретического и практического  мышления специалиста. В деловой  игре вместо передачи информации от преподавателя  к студенту в совместной деятельности и диалогическом общении ее участников создаются условия для порождения знаний, которых никто в отдельности  получить не в состоянии. Неединственность интерпретации содержания игры каждым порождает дискуссию, в результате которой игровой коллектив успешно  разрешает учебную проблему в  рамках имитационной модели.

Три последующих  принципа - совместной деятельности, диалогического общения и двуплановости - соподчинены  принципу игрового моделирования.

Принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности задает разработчику или ведущему требование выбора и конкретизации ролей, определения  полномочий, ресурсов, интересов "должностных  лиц". Все это должно быть воспроизведено соответствующим набором методических и психологических условий совместного  или индивидуального принятия решений. ДИ - работа двух или большего числа  людей. Процесс игры возможен только при наличии нескольких участников, вступающих в общение и взаимодействие.

Принцип диалогического общения - необходимое условие игры. Каждый участник в соответствии с  ролью высказывает свою точку  зрения, свое отношение ко всем проблемам  ДИ. В диалоге рождается процесс  мышления. Его возникновение обусловлено  наличием включенного в игру противоречия или проблемы. Задача разработчика и ведущего - создать оптимальные  дидактические условия для возникновения  диалога, перерастающего в полилог, дискуссию.

Принцип двуплановости  обязывает разработчика заложить в  игру такие ситуации, при которых  ее участники могли бы действовать  сознательно и в любой момент отдавать себе отчет в том, что  они поступают и как исполнители  игровых ролей, и как будущие  производственники. Игровая обстановка дает возможность не бояться ошибок, интеллектуально раскрепощаться и  активизироваться творческому потенциалу личности. В зависимости от задач  игры можно варьировать игровые  и педагогические цели, усиливая игровой, учебный или профессиональный аспекты. Все зависит от замысла, реальной обстановки. Главное, чтобы игровые  условия трансформировались в сознании обучаемых и превратились в стимулы  деятельности реальных целей обучения и воспитания. Эффективность ДИ обеспечивается через сбалансированность реальных и условных компонентов. Тогда учебная  ситуация осознается двояко, и эта  двойственность максимально работает на решение учебных и воспитательных задач.

Следует особо  отметить социализующую функцию  ДИ. Это школа коллективных отношений. Активность участников имеет социальную значимость, от нее зависит успех  общего дела. Участники игры становятся конкретным социальным механизмом, носителем  производственных отношений, складывающихся в коллективе.

У деловых игр  есть свои достоинства и недостатки и определенные области применения. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего  для решения следующих педагогических задач:

 

• формирование у обучаемых целостного представления  о профессиональной деятельности и  ее динамике;

 

• приобретение проблемно-профессионального и социального  опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений;

 

• развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

 

• формирование познавательной мотивации, обеспечение  условий появления профессиональной мотивации.

 

Таким образом, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое  содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. (Вспомним любимое выражение производственников, обращенное к молодым специалистам: "Забудьте все то, чему вас учили  в институте!") Сам предмет игры, подобно мячу или шайбе, должен играть с "играющими".

Творческая активность личности в ДИ стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего "я". Закомплексованность  и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные  эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и  результаты эвристического мышления. В процессе игры наиболее полно реализуется  один из важнейших принципов воспитания - принцип единства знаний и опыта. ДИ насыщает межролевое общение нравственно-психологическим содержанием и самоорганизует деловое сотрудничество. Развитие личности специалиста в процессе ДИ обусловлено рядом совокупных факторов, главные из которых:

 

• система специальной  и личностной мотивации;

 

• возможность  через коллективную деятельность поставить  и решить задачу;

 

• возможность  воссоздать целостную динамическую производственную ситуацию и действовать  в ней.

 

 

1.4.Некоторые основы и правила «Деловой игры».

 

1. Деловые игры  следует использовать только  там, где они действительно  необходимы. Это получение целостного  опыта будущей профессиональной  деятельности, развернутой во времени  и пространстве.

 

2. К разработке  игры следует подходить системно  и учитывать ее влияние на  другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

 

3. В деловой  игре нужны предметная и социальная  компетенность участников, поэтому  следует начинать подготовку  к ДИ с анализа конкретных  производственных ситуаций и  разыгрывания ролей. Следует также  до игры формировать у студентов  культуру дискуссии.

Информация о работе Метод "деловой игры", как метод интерактивного обучения психологии