Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:00, контрольная работа
Сущность и принципы деловой игры.
Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
Метод «Деловой игры» как метод интерактивного обучения психологии.
Сущность и принципы деловой игры.
Принципы организации учебных ДИ.
Реализация психолого-педагогических принципов ДИ в процессе ее разработки.
Некоторые основы и правила «Деловой игры».
2. Структурная схема деловой игры.
План работы:
2. Структурная схема деловой игры.
В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе институтов повышения квалификации, на научно-методических конференциях и в учебном процессе как в высших, так и средних специальных учебных заведениях, технических и гуманитарных.
Деловая игра представляет
собой форму воссоздания
С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Например, экзаменационная сессия может быть разыграна за одно игровое занятие, а разработка перспективного плана развития предприятия - за период от одного игрового занятия до одного дня.
Оставаясь педагогическим процессом, учебная деловая игра является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. Она имитирует предметный контекст-обстановку условной практики и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.
В деловой игре
обучающийся выполняет
• нормы профессиональных действий;
• нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.
При этом каждый
ее участник находится в активной
позиции, взаимодействует с партнерами,
соотнося свои интересы с партнерскими
и таким образом через
Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить пять психолого-педагогических принципов:
• принцип имитационного моделирования ситуации;
• принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;
• принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
• принцип диалогического общения;
• принцип двуплановости игровой учебной деятельности.
1. Принцип имитационного
моделирования ситуации
а) имитационной модели производства;
б) игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда.
2. Принцип проблемности
содержания игры и ее
3. Принцип ролевого
взаимодействия в совместной
деятельности основывается на
имитации производственных
4. Принцип диалогического
общения и взаимодействия
5. Принцип двуплановости
игровой учебной деятельности
дает возможность внутреннего
раскрепощения личности, проявления
творческой инициативы. Суть его
в том, что "серьезная"
деятельность, направленная на обучение
и развитие специалиста,
Эти взаимообусловленные принципы составляют определенную концепцию деловой игры и должны соблюдаться как на этапе разработки, так и на этапе реализации. Несоблюдение или недостаточная проработка хотя бы одного из них отрицательно скажется на результатах ДИ. В модели Вербицкого первый принцип разделен на две части, но это ничего не изменяет в самой сути игры и во взаимодействии ее принципов.
Разработку деловой
игры начинают с создания двух моделей
- имитационной и игровой, которые
будут встроены в ее сценарий. Таким
образом, первый принцип ДИ реализуется
на начальном этапе ее разработки.
Имитационная модель получает свое воплощение
в следующих структурных
Принцип проблемности
лежит в основе содержания игры и
закладывается в систему
Три последующих принципа - совместной деятельности, диалогического общения и двуплановости - соподчинены принципу игрового моделирования.
Принцип ролевого
взаимодействия в совместной деятельности
задает разработчику или ведущему требование
выбора и конкретизации ролей, определения
полномочий, ресурсов, интересов "должностных
лиц". Все это должно быть воспроизведено
соответствующим набором
Принцип диалогического
общения - необходимое условие игры.
Каждый участник в соответствии с
ролью высказывает свою точку
зрения, свое отношение ко всем проблемам
ДИ. В диалоге рождается процесс
мышления. Его возникновение обусловлено
наличием включенного в игру противоречия
или проблемы. Задача разработчика
и ведущего - создать оптимальные
дидактические условия для
Принцип двуплановости
обязывает разработчика заложить в
игру такие ситуации, при которых
ее участники могли бы действовать
сознательно и в любой момент
отдавать себе отчет в том, что
они поступают и как
Следует особо отметить социализующую функцию ДИ. Это школа коллективных отношений. Активность участников имеет социальную значимость, от нее зависит успех общего дела. Участники игры становятся конкретным социальным механизмом, носителем производственных отношений, складывающихся в коллективе.
У деловых игр
есть свои достоинства и недостатки
и определенные области применения.
Деловую игру как форму контекстного
обучения следует выбирать прежде всего
для решения следующих
• формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
• приобретение
проблемно-профессионального и
• развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
• формирование
познавательной мотивации, обеспечение
условий появления
Таким образом, не
любое содержание профессиональной
деятельности подходит для игрового
моделирования, а лишь то, которое
содержит в себе проблемность и не
может быть усвоено индивидуально.
(Вспомним любимое выражение
Творческая активность личности в ДИ стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего "я". Закомплексованность и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления. В процессе игры наиболее полно реализуется один из важнейших принципов воспитания - принцип единства знаний и опыта. ДИ насыщает межролевое общение нравственно-психологическим содержанием и самоорганизует деловое сотрудничество. Развитие личности специалиста в процессе ДИ обусловлено рядом совокупных факторов, главные из которых:
• система специальной и личностной мотивации;
• возможность через коллективную деятельность поставить и решить задачу;
• возможность воссоздать целостную динамическую производственную ситуацию и действовать в ней.
1.4.Некоторые основы и правила «Деловой игры».
1. Деловые игры
следует использовать только
там, где они действительно
необходимы. Это получение целостного
опыта будущей
2. К разработке
игры следует подходить
3. В деловой
игре нужны предметная и
Информация о работе Метод "деловой игры", как метод интерактивного обучения психологии