Метод "деловой игры", как метод интерактивного обучения психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Сущность и принципы деловой игры.
Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

Содержание

Метод «Деловой игры» как метод интерактивного обучения психологии.
Сущность и принципы деловой игры.
Принципы организации учебных ДИ.
Реализация психолого-педагогических принципов ДИ в процессе ее разработки.
Некоторые основы и правила «Деловой игры».
2. Структурная схема деловой игры.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы преп. псих..docx

— 33.21 Кб (Скачать файл)

 

4. Структурные  компоненты ДИ должны сочетаться  таким образом, чтобы она не  стала ни тренажером, ни азартной  игрой. Таблица 6.2 дает представление  о рациональных приемах реализации  игрового контекста в структурных  элементах ДИ.

 

5. Игра должна  строиться на принципах саморегулирования.  Преподаватель действует перед  игрой, до начала учения, в конце  и при анализе игры, что требует  большой подготовительной работы, теоретических и практических  навыков конструирования ДИ.

 

6. Режим работы  студентов в процессе ДИ не  укладывается в рамки традиционного  поведения их на занятии и  должен быть подчинен логике  моделируемого производственного  процесса.

 

7. В вузе наиболее  приемлемы компактные ДИ, рассчитанные  на 4 часа практических занятий.  Их лучше проводить на последних  часах последнего дня учебной  недели, учитывая эмоциональный  заряд.

 

Помимо моделирования  производственных ситуаций, связанных  с формированием профессиональных умений специалистов принимать управленческие решения, организовывать производство, разрабатывать планы его развития, можно с не меньшим успехом  моделировать предметное и социальное содержания осваиваемой профессиональной деятельности в инженерных деловых  играх.

 

 

2. Структурная схема деловой игры.

 

Приведем ниже структурную схему деловой игры, заимствованную у А.А. Вербицкого, поскольку он является одним из самых авторитетных специалистов в этой области.

 

Постараемся, насколько  позволяют рамки настоящего раздела, прокомментировать данную схему.

 

Имитационная  модель - прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста  в учебном процессе.

 

Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.

 

Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных  умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.

 

Разработанная с  помощью известных принципов  и средств.

 

Педагогическое  проектирование и педагогические технологии моделирования имитационная модель воплощается в таких структурных  компонентах, как цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Игровая  модель состоит из следующих компонентов: цели, комплекта ролей и функций  игроков, сценария, правил игры.

 

Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей - обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой  перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Так, например, схема ДИ "Лекция", которую целесообразно проводить  со слушателями ИПК или ФПК, может  иметь следующий вид:

 

Сценарий. Под  сценарием ДИ понимается вербальная или графическая форма предметного  содержания, отражающая последовательность и характер действия игроков и  ведущих. Этапы, операции и шаги игры обычно оформляются в виде блок-схемы. Элементом сценария является также описание конфликта или противоречия, заложенного в игру. Следует отличать реальное противоречие, заложенное в описание имитационной модели, и игровой конфликт, заложенный во все элементы игровой модели и способствующий процессу протекания игры.

Важный элемент  сценария - способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса.

 

Различают три  способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре.

 

Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.

 

Комплект ролей  и функций игроков должен адекватно  отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (Скептик, Энтузиаст  и т.д.). Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней  будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и  дополнять инструкциями, в которых  в словесной форме, с помощью  таблиц или в виде алгоритма перечислены  права, обязанности и возможные  действия игроков.

 

Правила игры отражают характеристики реальных процессов  и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры - правила чисто игрового характера; если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись  в занятие тренажерного типа.

 

Требования к  правилам игры сводятся к следующим  положениям:

 

• правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или  их элементов, ролей и функций  преподавателей-ведущих, системы оценивания;

 

• правил не должно быть слишком много, не более 5-10, они  должны быть представлены аудитории  на плакатах или с помощью технических  средств;

 

• характер правил должен обеспечивать воспроизведение  реального и делового контекстов игры;

 

• правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.

 

Педагогическое  проектирование и педагогические технологии.

 

В качестве основных правил игры можно привести соблюдение регламента, использование носителей  информации, применение активных форм представлений информации, вопросы  дискуссионного характера.

 

Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых  решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет  оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также  успешность работы игровых групп. Она  должна строиться прежде всего как  система самооценки играющих, а затем - оценки преподавателя-ведущего.

 

Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу своих навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую  и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры - это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.

 

Методическое  обеспечение игры предполагает наличие  следующих материалов: проспект и  параметры игры, набор реальной и  игровой документации. Степень детализации  методических рекомендаций зависит  от сложности объекта имитации, контингента  и других причин.

 

Техническое обеспечение  ДИ. Различают ручные и машинные игры, однако между ними нет четкой грани, речь идет о степени использования  ЭВМ в игровом процессе. Однако в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и ТСО. Технические  средства выбираются в зависимости  от целей и содержания игры и выполняют  только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются  вручную хуже и медленнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Список литературы:

 

  1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

 

  1.  Асмолов А.Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры // Культурно-историческая психология и конструирование миров Воронеж, изд-во ВГПИ, 1996.

 

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология // под ред. Давыдова В.В. М., Педагогика-Пресс, 1999

 

  1. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии М., Высшая школа, 1989

Информация о работе Метод "деловой игры", как метод интерактивного обучения психологии