Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 14:00, реферат
Психологическая защита - это совокупность бессознательных психологических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных действий внутрипсихологических и внешних импульсов.
Существует множество форм защиты разного типа и уровня. Опираясь на исследования специалистов, на литературу, посвященную вопросам механизмов психологической защиты, можно сказать, что существует сложность изучения этих механизмов. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно не ясны многие стороны и закономерности этого психического явления.
Сколько всего существует защитных механизмов? Как их можно разграничить? Каково их формирование? Что говорит современная психология об эффективности - неэффективности, осознанности - неосознанности отдельных механизмов защиты? Чем механизм вытеснения отличается от механизма подавления? Как соотносятся понятия "компенсация", "замещение" и "сублимация"? Которое из них более общее, а которое - более частное? Надежных ответов на эти вопросы пока нет, а это означает, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении.
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая защита - это совокупность бессознательных психологических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных действий внутрипсихологических и внешних импульсов.
Существует множество форм защиты разного типа и уровня. Опираясь на исследования специалистов, на литературу, посвященную вопросам механизмов психологической защиты, можно сказать, что существует сложность изучения этих механизмов. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно не ясны многие стороны и закономерности этого психического явления.
Сколько всего существует защитных механизмов? Как их можно разграничить? Каково их формирование? Что говорит современная психология об эффективности - неэффективности, осознанности - неосознанности отдельных механизмов защиты? Чем механизм вытеснения отличается от механизма подавления? Как соотносятся понятия "компенсация", "замещение" и "сублимация"? Которое из них более общее, а которое - более частное? Надежных ответов на эти вопросы пока нет, а это означает, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении.
Меня заинтересовала данная проблема, потому что механизмы психологической защиты обеспечивают защиту человеческой личности. Они обеспечивают индивидуальный подход к разрешению конфликта в аффективно-стрессовых условиях. Пускаются в ход исключительно в ситуациях угрозы «Я». Понять, каким образом это происходит, рассмотреть подходы к пониманию защитных механизмов - цель проделанной мной работы.
Глава 1. Психологическая защита.
Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но позднее он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества. «Поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые «Я» использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.
Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:
Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «Я» может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов. Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.
Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность заменять одни защитные механизмы другими, как если бы их применение происходило по привычке.
Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций это либо недостаточная полнота, либо излишняя полнота. Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. За основу взята классификация, описанная в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется два уровня защитных механизмов по степени их примитивности, в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.
Первичные защитные механизмы, это:
1. Всемогущий контроль - восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
2. Диссоциация - отделение себя от своих неприятных переживаний.
3. Интроекция, в частности идентификация с агрессором - бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
4. Отрицание - полный отказ от осознания неприятной информации.
5. Примитивная идеализация - восприятие
другого человека как
6. Примитивная изоляция, в частности
защитное фантазирование - уход от
реальности в другое
7. Проективная идентификация - когда человек навязывает кому-либо роль, основанную своей проекции.
8. Проекция - ошибочное восприятие
своих внутренних процессов
9. Расщепление Эго - представление о ком-либо как только о хорошем или только о плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.
Вторичные защитные механизмы:
1. Аннулирование или возмещение
- бессознательная попытка «
2. Вытеснение, подавление или репрессия - в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.
3. Вымещение, замещение или смещение - в бытовом смысле «поиск козла отпущения».
4. Игнорирование или избегание
- контроль и ограничение
5. Идентификация - отождествление себя с другим человеком или группой людей.
6. Изоляция аффекта - удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
7.Интеллектуализация - неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
8. Компенсация или
9. Морализация - поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
10. Отыгрывание, отреагирование вовне или разрядка - cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
11. Поворот против себя или аутоагрессия - перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.
12. Раздельное мышление - совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.
13. Рационализация - объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
14. Реактивное образование - защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
15. Реверсия - проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.
16. Регрессия - возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
17. Сексуализация или инстинктуализация - превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.
18. Сублимация - перенаправление импульсов
в социально приемлемую
Понимая адаптацию личности как целостное
явление, можно выделить такие конкретные
формы, как профессиональная, общественно-политическая
и социально-психологическая адаптация.
Выбрав же в качестве основы классификации
род деятельности, которая является определяющей
в условиях современного производства,
можно выделить четыре типа социально-психологической
адаптации: профессионально-
Глава 2. Механизмы психологической защи
2.1. Отрицание.
Одним из механизмов психологической защиты является отрицание - наиболее ранний и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональное равнодушие или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате человек получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами. Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам. Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания. Тип групповой роли: "роль романтика".
2.2. Подавление.
Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. Туда входят близкие к нему механизмы, такие как изоляция, например. Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.). Неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность - сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п. Тип групповой роли: "роль невиновного".
2.3. Регрессия.
Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Характеризуется слабохарактерностью, отсутствием глубоких интересов, податливостью влиянию окружающих, внушаемостью, неумением доводить до конца начатое дело, легкой сменой настроения, плаксивостью, в эксквизитной ситуации повышенная сонливостью и неумеренным аппетитом, специфической "детской" мимикой и речью, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность. Тип групповой роли: "роль ребенка".
2.4. Компенсация.
Компенсация - самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество. Тип групповой роли: "роль объединяющего".
2.5. Проекция.
Проекция - сравнительно рано развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Особенности : гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениями и др. Тип групповой роли: "роль проверяющего".
Информация о работе Механизмы и формы психологической защиты