Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:50, контрольная работа
Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики идеальных типов личности, обусловливают социальный заказ общества институтам социализации.
Ведущая роль в процессе социализации наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям - детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его со¬циализации играют межличностные отношения со сверстниками. Так, пятилетний малыш на предложение матери заменить ему в игре отсутствующих сверстников, решительно ответил: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок».
Для детей
соседское общение имеет
Таким образом, интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве как позитивного, так, естественно, и негативного характера. Но это - объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обстоятельств и факторов, социализирующих растущего человека. В частности, большое значение имеет то, в какие группы сверстников входит ребенок, подросток, юноша. В детстве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более, эти группы могут весьма слабо или совсем никак не «пересекаться» с соседскими связями.
Характеристика группы сверстников. Группа сверстников - это объединение не обязательно одногодков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверстников какими-либо признаками обособления, т.е. обладающие «Мы»-чувством.
Количественные границы группы сверстников - от двух-трех до пяти членов - в дружеских группах, в приятельских - до семи-девяти, в асоциальных и антисоциальных - до двух десятков, а в формальных (в классе, в кружке и т.д.) - до тридцати-сорока членов.
Группы сверстников образуются чаще всего на основании про¬странственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополу¬чию (в том числе в новом коллективе); наличия формальной орга¬низации (класс, отряд скаутов и др.).
В группе складываются межличностные отношения - субъек¬тивно переживаемые отношения между ее членами. Они объек¬тивно проявляются в характере и способах взаимодействия чле¬нов группы, а также в распределении ролей в группе.
Во-первых, выделяется
лидер. Ни одной группы, не имеющей
лидера, в экспериментальных
Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «пар¬шивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, но и третируют как угодно. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая «паршивая овца» вдруг уходила из группы, последняя распадалась. Аналогичные ситуации фикси¬ровались и с «козлом отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «пар¬шивая овца» (речь идет о неформальных группах).
Характеристика
состава групп сверстников
Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон).
По юридическому статусу и месту в социальной системе груп¬пы сверстников делятся на официальные, т. е. признанные обществом, связанные с какими-либо государственными или общест¬венными организациями, имеющие некоторую организационную структуру и членство (о них подробнее речь пойдет в дальнейших разделах), и неофициальные, существующие как бы сами по себе.
По социально-психологическому статусу они делятся на груп¬пы принадлежности, в которых человек состоит реально (школь¬ный класс, спортивная секция, клуб или дружеская компания), и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.
По степени стабильности, длительности своего существования группы могут быть постоянными, временными, ситуативными.
По пространственной локализации они могут быть дворовыми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учре¬ждения (школа, клуб, бар).
По типу лидерства и (или) руководства они могут быть демо¬кратическими или авторитарными.
По ценностной направленности группы могут быть просоциальными (социально положительными), асоциальными (социаль¬но нейтральными) и антисоциальными.
Социализирующие функции группы сверстников. В последние десятилетия группы сверстни¬ков стали одним из решающих микрофак¬торов социализации подрастающих поколе¬ний. Их роль значительно возросла по срав¬нению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоя¬тельств.
Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подро¬стков, юношей живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, непод¬контрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов в семье. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний - средства массовой коммуникации привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню образованности и вообще культурного развития. На кон¬солидацию подростков и юношей в группах сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.
Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).
Общество
всегда обеспокоено тем, чтобы
темпы социализации
Изменения,
происходящие в обществе, меняют
характеристики идеальных
Ведущая
роль в процессе социализации
наряду с семьей принадлежит
образовательным учреждениям - детским
садам, школам, средним и высшим
учебным заведениям. Непременным
условием социализации ребенка
является его общение со
А.В.Мудрик «Социализация человека» учеб.пособие/ 3-е изд., испр. и доп.- М., 2010- 624с.
1