Мир нашего «Я» в рисунке и почерке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 21:03, реферат

Краткое описание

Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. Трудно установить, кто из исследователей был первым. В 1913 г. Э. Торндайком была проведена работа по классификации рисунков и их качественной оценки. В 1921 г. К. Барт составил количественную шкалу для оценки рисунка мужской фигуры, выполненного детьми от трех до четырнадцати лет. В работе Ф. Гудинаф был использован тест «Нарисуй человека». Затем возникли другие тесты, в частности, тест «Дерево» К. Коха, идея которого принадлежала Э. Хушеру, использовавшего рисунок дерева в качестве психометрического инструмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Произвольное и непроизвольное рисование……………………………5
2. Основы интерпретации рисунков……………………………………….6
3. Личность, цвет, почерк: типологии личности………………………….9
Заключение………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Мацинина. Модуль 2.docx

— 38.77 Кб (Скачать файл)

Определяя личностную типологию, психологи доказали, что каждой типологии присущ определенный цвет. Причем эта психологическая особенность личности тесно связана с графологическими признаками почерка. Поэтому знание типологии личности для графолога служит дополнительной информацией о человеке по его почерку.

Приведем краткие личностные характеристики в рамках вышеприведенной типологии.

Эгофильный тип

С раннего детства у индивида этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, когда из-за робости и осторожности даже ходьба осваивается позже. Для индивида этого типа характерны: тенденция к симбиотической связи с матерью (ребенок не отпускает мать от себя ни на миг), невротические реакции на отрыв от матери (при направлении в дошкольные учреждения, санатории, больницу), склонность к страхам (страх темноты, одиночества, боязнь высоты, огня, воды и т. д.), нетерпимость к боли (отказы от лечения зубов, лечебных процедур, от посещения врача и пр.), тревожность в отношении всего нового и неизвестного (в том числе в отношении незнакомых лиц), склонность к консерватизму, недоверчивости, подозрительности, мнительности. Далее формируется личностный радикал с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью к ипохондрическим переживаниям, к отрицанию любого риска, а при неблагоприятных обстоятельствах со склонностью к фобиям или истерическим реакциям. И это люди, для которых «безопасность и здоровье превыше всего!», а их кредо -«жизнь одна и другой не будет». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Предпочитаемый цвет - серый.

Генофильный тип

Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «мы» (под «мы» подразумевается семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному - интересам детей, семьи. Данная ориентация фундаментальна. Она же - ядро фундаментальных установок. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно улавливает разлад в семье, и в этом случае у него возникает невротическая депрессия с анурезом. Дети генофильного типа тонко улавливают ухудшение самочувствия своих близких, отзывчивы.

В результате при неблагоприятных обстоятельствах формируется тревожная личность с фокусированием тревоги на детях, семье и возникновением страхов вплоть до фобий. И это люди, для которых «интересы семьи превыше всего!», а их кредо «мой дом -моя крепость!». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители - хранители семьи, а с этим - хранители генофонда рода, племени, хранители жизни. Предпочитаемый цвет - коричневый.

Альтруистичный тип

Для индивида этого типа характерны доброта, эмпатийность, отмечаемые уже в раннем возрасте. Человек альтруистичного типа заботлив к близким, особенно пожилым, понимает их состояние, способен отдать другим последнее, даже необходимое ему самому. Характерна его реакция на требования родителей дать отпор агрессивному сверстнику, ответить ударом на удар: «Я не могу его ударить, ведь ему будет больно!». И он переживает наказание других тяжелее, чем когда наказывают его самого. Он не переносит вида крови, насилия до такой степени, что при виде крови у другого, насилия над другим у него возникает выраженная вегетососу-дистая реакция с рвотой, бледностью кожных покровов, обильным потоотделением и другими вегетососудистыми проявлениями вплоть до шока. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, нуждающихся, больным и инвалидам, это люди «альтруистического» типа. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо - «доброта спасет мир, доброта превыше всего!». И они, эволюционно, хранители доброты, мира, хранители жизни. Предпочитаемый цвет - синий.

Исследовательский тип

У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути. Ребенок, огорчающий родителей тем, что, будучи оставленным без присмотра, разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду - от чердака и подвала до дальнего леса, это ребенок «исследовательского» типа. Он часами может строить плотину на ручье или наблюдать жизнь рыбок в аквариуме. Все нормально развивающиеся трехлетние дети задают вопрос «почему?», но ребенок-исследователь задает этот вопрос чаще и не довольствуется поверхностным ответом. Научившись читать, он предпочитает книги о путешествиях, фантастику, а начав изучать физику и химию, ставит эксперименты, повергающие родителей в ужас. Вначале его интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-либо одно страстное увлечение. И вот он уже в кружке юннатов, авиамоделистов или астрономов. Ребенок этого типа предрасположен к занятиям в одиночестве или среди сверстников, разделяющих его интересы. Если у такого подростка мопед, он не столько ездит на нем, сколько усовершенствует его. Он в восторге, если его берут в геологическую экспедицию или на археологические раскопки, в путешествие по малоизведанной речке. У детей этого типа рано обнаруживается склонность к творчеству, что проявляется в играх и в рисунках. Учатся они неравномерно: блестяще успевают по интересующим их предметам и полностью пренебрегают всеми остальными. Далее такие дети все более проявляют исследовательские тенденции, стремясь в специализированные кружки и клубы, в институте они - члены студенческого научного общества, секции туристов. В конце концов из таких детей, чем бы они ни увлекались, вырастают увлеченные, творческие люди. Великие путешественники, изобретатели, корифеи науки - лица этого типа. Их кредо - «творчество и прогресс - превыше всего!». Эволюционная целесообразность наличия этого типа очевидна. Предпочитаемый цвет - красный.

Доминантный тип

С раннего детства наблюдается стремление к лидерству и наличие качеств истинного лидера: умения организовать игру, поставить цель и проявить волю для ее достижения. При воспитании, учитывающем данное предопределение и призвание, формируется мужественность, логичность мышления, критичность, ответственность, способность к прогнозированию, способность выделить главное, основное, уловить новизну и эффективность идеи. Для такого человека характерны доминирование левополушарного стиля восприятия и реагирования, эмоциональная сдержанность, деловитость и прагматизм (практический ум), приоритет статусных потребностей (карьеризм). Формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная и настойчивая в достижении цели. Для лиц «доминантного» типа характерны эгоцентризм, но с признанием общественных интересов и ценностей как целесообразной необходимости, безусловное принятие правил «игры»; готовность к тщательно просчитанному риску, но без авантюризма; признание необходимости реформ, но путем эволюции, а не революции; умение разбираться в людях. В общении и в деловых контактах характерна ориентация на лидеров, деловых людей и пренебрежение к слабым и к «лирикам» при готовности, однако, покровительствовать им. Для них характерна склонность учитывать интересы «всего коллектива, всего народа» при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Предпочитаемые цвета - зеленый и красный.

Либертофильный тип

Уже в колыбели дитя этого типа резко протестует, когда его пеленают, долго удерживают в кроватке. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для детей этого типа характерна склонность к отрицанию авторитетов, в первую очередь учителей, если речь идет о школе. Характерны терпимость к боли, лишениям и стремление к самостоятельности. Рано проявляется тенденция, выражаемая словами «мой дом - это весь мир!» Равно как и склонность рано покидать отчий дом.

В поведении доминируют упрямство, негативизм, невосприимчивость к внушению. Характерны предрасположенность к риску, авантюризм, оптимистичность. Лучший период в жизни такого человека -революционная ситуация, и он первый на баррикадах. Характерна склонность к перемене мест, работы, образа жизни, нетерпимость обыденности, рутины и бюрократизма. Подавлены инстинкты самосохранения и продолжения рода, что проявляется и в склонности к уходу из семьи. Кредо таких людей - «свобода превыше всего!». И они хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантного» типа. Они хранители свободы, а с этим - жизни. Предпочитаемые цвета -желтый и красный.

Дигнитофильный тип

Уже в раннем возрасте человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Это тот случай, когда с ребенком можно договориться, только убедив его и только с лаской. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция рыцаря с девизом на щите: «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого индивида на последнем месте. Привязанность к семье выражается в своеобразной форме, а именно в сохранении фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов!». В личностной характеристике приоритетна проблема личной, а с этим и семейной, национальной гордости. И во имя чести и достоинства эти люди без колебаний идут на Голгофу. Эволюционная целесообразность наличия этого типа заключается в том, что его носители - хранители чести и достоинства «Я», индивидуальности, личности, а с этим - жизни, достойной человека. Предпочитаемые цвета - зеленый и серый.1

Таким образом, зная любимый цвет человека, а также типологию личности, можно вполне определенно и профессионально провести психофизиологический анализ почерка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время рисунок прочно вошел в практику психологической диагностики и коррекции и стал одним из наиболее распространенных объектов психологического анализа. В отличие от других методов психологического изучения, например, опросников, рисунок имеет целый ряд преимуществ: а) он может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с двух-трех лет; б) применение рисунка в качестве теста занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, тогда как его информативность может быть значительно выше; в) рисуночные тесты могут быть применены в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных, а также в различных областях психологии — от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной, юридической психологии и психологии труда; г) для психологического анализа рисунок предоставляет большой объем как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности — наиболее важным требованиям к психодиагностическим методикам.

Использование рисунка в психологии выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и требует значительного труда и терпения от исследователей, чтобы эти возможности использовать. Психологический анализ рисунка возможен, а сведения, получаемые из такого рода анализа, целесообразно использовать в психодиагностической практике. Кроме того, любое изображение можно проанализировать как с точки зрения его качественных особенностей, так и с точки зрения его количественных составляющих. А это значит, что, как говорилось ранее, рисунок может быть проверен на степень его валидности и надежности. Количественные и качественные параметры оценки рисунка можно сопоставлять со многими другими параметрами психодиагностических методик. Рисуночные тесты, как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем применение других методов. Анализ рисунков, письма, «изобразительного языка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Потемкина О. Ф., Потемкина  Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. - СПб., 2006;

2. Обозов Н.Н. Мир нашего  «Я» в рисунке и почерке. –  СПб, 1999;

3. Психология цвета / под  ред. С.Л. Удовик. – М., 1996;

4. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М., 2002.

 

Интернет – ресурсы

 

1. http://lib100.com/pdf  «Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. - СПб., 2006»

2. http://www.bnti.ru/ «Кравченко В. И. ГРАФОЛОГИЯ: ХАРАКТЕР ПО ПОЧЕРКУ. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург 2006 УДК 14 ББК   88. 0 К 77 »

 

 

 

 

 


Информация о работе Мир нашего «Я» в рисунке и почерке