Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:58, курсовая работа
В последнее время психология приобретает все большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д.
Введение……………………………..…………………………………………….3
1. Что такое психология ………………………………..………………………...4
1.1 Предмет психологии……………………………………..…………………...4
1.2 Объект психологии………………………………………………...………….4
1.3 Разделы психологии…………………………………………………...……...5
2. Психология в обыденной жизни и профессиональной деятельности…..…..5
3. Свойства нервной системы………………………………………………….....6
4. Темперамент……………………………………………………………….........7
5. Характер……………………………………………………………………….10
6. Психические познавательные процессы…………………………………….12
7. Эмоциональное состояние. Тревожность…………………………………...13
Заключение…………………………………………………………….…………16
Список используемой литературы………
10
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
Кафедра практической психологии
Дисциплина: психология
Курсовая работа по психологии
Мой психологический портрет
Выполнил:
ст.группы 1-М-1
В.В. Ткачёва
Проверила:
А. И. Колчина
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Введение……………………………..………………………
1. Что такое психология ………………………………..………………………...4
1.1 Предмет психологии……………………………………..…………
1.2 Объект психологии………………………………………………..
1.3 Разделы психологии………………………………………………….
2. Психология в обыденной жизни и профессиональной деятельности…..…..5
3. Свойства нервной системы…………………………………………………....
4. Темперамент…………………………………………………
5. Характер…………………………………………………………
6. Психические познавательные процессы…………………………………….12
7. Эмоциональное состояние. Тревожность…………………………………...13
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….………..
Введение
В последнее время психология приобретает все большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д.
Мы думаем, что ни для кого не будет неожиданностью, если скажем, что без знания основных принципов психологии ни один молодой менеджер не сможет адаптироваться в рабочей обстановке.
Важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, является постулат о динамическом характере личности. Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате. Д.А.Леонтьев дает такую формулировку: «Личность – это форма существования человека».
1. Что такое психология
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент
1.1 Предмет психологии
Прежде формулировки предмета психологии, свойственное именно философской психологии - и единственное до середины XIX века, звучит так: предметом психологии выступает человеческая душа. Хотя научная психология не восприняла от философской предмет в такой формулировке, однако именно оно является базовым ориентиром, вокруг которого и сейчас ведутся научные поиски. Даже тогда, когда душа отрицается в качестве предмета психологии, все равно остается потребность в идентификации того, что подразумевается под словом «душа» . Наконец, этого требует само название науки. Во душой мы понимаем сущность психических явлений.
1.2 Объект психологии
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отверга
1.3 Разделы психологии
Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:
Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология,клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология,психология религий.
Прикладные: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронт
2. Психология в обыденной жизни и профессиональной деятельности
МЕНЕДЖЕР (от англ. manage — управлять) — специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм.
3. Свойства нервной системы
В настоящее время общепризнанным считается наличие 3 уровней С. н. с. 1. "Общие" (системные) С. н. с: представляют собой наиболее фундаментальные функциональные характеристики интеграции нервных процессов всего мозга. Они определяют индивидуальные различия в общеличностных характеристиках, таких как темперамент и общий интеллект. 2. "Комплексно-структурные" С. н. с: особенности интеграции нервных процессов в отдельных структурах мозга (полушариях, лобных отделах, анализаторах, подкорковых структурах и т. д.). Большинство определяемых традиционными методами С. н. с. (или частных свойств) относится к этой категории. Они определяют, прежде всего, специальные способности и отдельные черты личности. 3. "Элементарные" С. н. с: проявляются в особенностях интеграции нервных процессов в отдельных элементах н. с. (нейронах), являются компонентами свойств более высокого порядка.
При изучении свойств нервной системы я прошла «Теппинг-тест для определения силы нервных процессов» Е. И. Ильина на аудиторном занятии я выяснила, что максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости моей нервной системы
Слабому типу нервной системы присущи: невысокая работоспособность, высокая чувствительность, что очень часто помогает хорошо приспосабливаться к жизненным обстоятельствам и ситуациям.
С результатами данного теста я согласна.
4. Темперамент
Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре Т. можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и его эмоциональность. Общая психическая активность индивида характеризует "динамические" особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т. п. до предельной энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике). Третий компонент Т. — эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты "эмоциональности" — впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, импульсивность — быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, эмоциональная лабильность — скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.
Типы темперамента
Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Для определения своего темперамента я прошла Опросник Айзенка. С помощью методики Айзенка определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента.В опроснике Айзенка 57 вопросов. На них необходимо было отвечать "да" или "нет".
1.да 11.нет 21.да 31.да 41.нет 51.нет
2.да 12.да 22.да 32.нет 42.да 52.нет
3.да 13.да 23.нет 33.да 43.нет 53.да
4.нет 14.да 24.нет 34.нет 44.да 54.нет
5.да 15.нет 25.да 35.да 45.да 55.да
6.нет 16.да 26.да 36.нет 46.да 56.да
7.да 17.да 27.да 37.нет 47.да 57.нет
8.нет 18.да 28.да 38.да 48.да
9.нет 19.да 29.нет 39.да 49.да
10.нет 20.да 30.да 40.да 50.да
Полученные результаты я сопоставила с ключом, в котором есть три шкалы: экстраверсия – интроверсия; нейротизм и шкала лжи.
Шкала лжи-0
Шкала экстравесия – интроверсия-20
Шкала нейротизма - 17
Принадлежность к типу темперамента выявляется при помощи системы координат, на которой отмечаются результаты по шкале "нейротизм" и шкале "экстраверсия".
При обработке результатов данного опросника я выяснила, что доминантным типом моего темперамента является холерический тип.
Холе́рик (греч. χολή, холе, «желчь») — тип темперамента в классификации Гиппократа. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменамнастроения. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике. Среди выдающихся деятелей культуры и искусства прошлого, видных общественных и политических деятелей к холерикам можно отнести Петра I, Пушкина, Суворова.