Мотивационная сфера в подростково-юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2015 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время активно возрастает интерес к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Проблема мотивации в наши дни является актуальной. Этой проблемой занимаются с древности.
Большинство теорий мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. Взгляды на происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы постоянно изменялись.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы мотивации в подростковом
и юношеском возрастах……………………………………………………………...4
1.1 Мотивация как психологический феномен…………………………………..…4
1.2 Понятие мотивации в психологической науке………………………………....9
1.3 Исследование мотивации в работах отечественных и зарубежных авторов..12
Глава 2. Мотивационная сфера в подростково-юношеском возрасте…………...16
2.1 Общая характеристика подросткового возраста……………………………...16
2.2 Общая характеристика юношеского возраста………………………………...19
2.3 Особенности мотивационной сферы подростка ……………………………..23
Заключение………………………………………………………………………......27
Список литературы……………………………………………………………….....30

Вложенные файлы: 1 файл

мотивация подростков курсовая.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Отдельного внимания заслуживает вопрос эгоцентрической направленности подростков, а именно эгодоминантная установка, что проявляется в интенсивном интересе подростка к своему внутреннему миру, собственной личности, структурирует всю мотивационно-потребностную сферу подростка, присутствует во всех его поведенческих проявлениях, его эмоциях, чувствах, переживаниях. Внешними признаками этой доминанты выступают: реакция эмансипации, негативизм, стремление к риску, а также такие специфические феномены подростковой поведения, как воображаемая аудитория, персональный миф. Вместе подростки охвачены своими чувствами. Иногда они считают, что их эмоции уникальны. Им кажется, что никто и никогда не испытывал таких чувств и страданий. По их мнению, с ними не может случиться ничего плохого и что они будут жить вечно. Эти ощущения могут лежать в основе рискованного поведения, которая является очень распространенной в подростковом возрасте.

    Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ему. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются: [18, с.110]

- "потребность  во взрослости" - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

- общая  активность подростка, его готовность  включиться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

- потребность  в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как  личность, оценить себя;

- стремление  подростка к самостоятельности;

- расширение  кругозора, широкие интересы и  их разнообразие;

- возрастание  определенности и устойчивости  интересов;

- развитие  стремления к совершенствованию  в различных областях творчества (музыка, литература, техника).

Негативные особенности мотивации подростка:

- незрелость  оценок подростком самого себя  и другого человека;

- проявление  внешнего безразличия к мнению  других;

- отрицательное  отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к  репродуктивным видам деятельности;

- неустойчивость  интересов, их смена, чередование;

- осознанность  положительных мотивов учения и неосознанность отрицательных.

Чем же характеризуются процессы целеобразования в среднем школьном возрасте? Упрочиваются умения произвольной организации своей учебной работы. Целеполагание подростка характеризуется следующими особенностями: [18, с.112]

- может  самостоятельно ставить цели  и планировать свою работу;

-умеет  наметить для себя самостоятельную  иерархию целей, определить последовательность  их достижения;

- умеет  ставить гибкие цели, изменять  их в соответствии с условиями;

- формируется привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение.

Способность подростка к реализации целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и в различных видах деятельности. Активность подростка в постановке целей опережает развитие умения их реализации и достижения, что создает нередко трудные ситуации в жизни подростка, стремящегося ставить "взрослые" цели, но не умеющего контролировать себя при их реализации.

Можно утверждать, что особенности проявлений и течения подросткового периода зависят от конкретных социальных условий жизни и развития подростка, его социальной позиции в мире взрослых. [18, с.113]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
          Выводы  по данной работе: в работе  даётся широкое представление  о творчестве, которое рассматривается в двух аспектах: психологическом и философском. Подробно описываются взгляды различных исследователей на творчество и креативность, а также приводится характеристика творчества в различные эпохи. Отдельный раздел работы посвящен исследованиям творческих способностей в работах отечественных и зарубежных авторов. Отмечается, что в отечественной психологии особое внимание занимает проблема творческих способностей личности. Эта проблема ставится как проблема творческого, продуктивного мышления, противопоставляясь репродуктивному мышлению. В работе также детально рассмотрены психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте. При этом особое внимание уделено особенностям формирования творческих способностей. Приводятся данные отечественных исследователей, свидетельствующие о том, что для развития у ребёнка способности к творчеству необходимо развивать творческую деятельность, а не сводить обучение только к овладению знаниями, умениями, навыками.

Данная работа раскрывает лишь небольшую часть вопросов, касающихся проблемы творчества в психологии.

1.Мотивация (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества. В психологическом же аспекте, творчество исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта как субъективного акта индивида.

2.Значительный  вклад в раскрытие проблемы  мотивации внесли Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, Д.К. Маккеланда, Г. Олпорт, В.Г. Асеев, Л.И. Божовичи др.

3.Подростковый  возраст - "teenageperiod, adolescence - возрастной  период, занимающий переходное положение от детства к юности". Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает учебная деятельность.

4.Направленность  мотивационной сферы личности  особенно проявляется в юности. Юность, по мнению В.И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации.

Особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ему. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

- "потребность  во взрослости" - нежелание считать  себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

- общая  активность подростка, его готовность  включиться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

- потребность  в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как  личность, оценить себя;

- стремление  подростка к самостоятельности;

- расширение  кругозора, широкие интересы и  их разнообразие;

- возрастание определенности и устойчивости интересов;

- развитие  стремления к совершенствованию  в различных областях творчества (музыка, литература, техника).

Негативные особенности мотивации подростка:

- незрелость  оценок подростком самого себя  и другого человека;

- проявление внешнего безразличия к мнению других;

- отрицательное  отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к  репродуктивным видам деятельности;

- неустойчивость  интересов, их смена, чередование;

-осознанность  положительных мотивов учения  и неосознанность отрицательных.

Можно утверждать, что особенности проявлений и течения подросткового периода зависят от конкретных социальных условий жизни и развития подростка, его социальной позиции в мире взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 
1.Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии.  М., 2009. - 212с.

2.Айзенк, Г. Как измерить личность. М., 2008. - 289с.

3.Божович, Л.И. Подростковый возраст. М., 2013.- 354с.

4.Божович  Е.Д. Психология особенного развития  личности подростка. М., 2003.- 319с.

5.Вишневский, В. Такие простые сложные истины. Заметки журналиста о становлении  личности подростка. М., 2004. - 160с.

6.Воробьева, Е.А. Общая характеристика подросткового  возраста. М., 2010.-308с.

7.Выготский, Л.С. О подростковом возрасте. М., 2006. – 364с.

8.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 2006. - 368с.

9.Ермолаева, М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2008. - 280с.

10.Круглов, Б.С. Роль ценностных ориентаций в  формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. - М., 2006.- 310с.

11.Кузнецова, Л.Г. Ваш психолог. М., 2010. – 296с.

12.Климова, А.Е. Психопатии и акцентуации характера  у подростков. Издательство: Речь, 2009. - 256с.

13.Мещеряков, Б.Г. Современный психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672с.

14.Немов, Р.С. Психология: В 3т. М.: ВЛАДОС, 2003. Том 1 - 688с.

15.Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 2000. - 535с.

16.Тихомиров, О.К. Психология мышления. М.: МГУ, 2005. - 270 с.

17.Первин, Л., Джон О. Психология личности: Теории  и исследования /Пер. с англ. М.С. Жамкочьян  под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2008. - 607 с.

18.Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: МПСИ: Флинта, 2009.-359с.

19.Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности. М. Воронеж, 2006. - 256с.

20.Ярошевский, М.Г. Творчество. Большая советская  энциклопедия. - 2013. – 497с.

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Мотивационная сфера в подростково-юношеском возрасте