Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2015 в 21:46, курсовая работа
В настоящее время активно возрастает интерес к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Проблема мотивации в наши дни является актуальной. Этой проблемой занимаются с древности.
Большинство теорий мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. Взгляды на происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы постоянно изменялись.
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы мотивации в подростковом
и юношеском возрастах……………………………………………………………...4
1.1 Мотивация как психологический феномен…………………………………..…4
1.2 Понятие мотивации в психологической науке………………………………....9
1.3 Исследование мотивации в работах отечественных и зарубежных авторов..12
Глава 2. Мотивационная сфера в подростково-юношеском возрасте…………...16
2.1 Общая характеристика подросткового возраста……………………………...16
2.2 Общая характеристика юношеского возраста………………………………...19
2.3 Особенности мотивационной сферы подростка ……………………………..23
Заключение………………………………………………………………………......27
Список литературы……………………………………………………………….....30
Отдельного внимания заслуживает вопрос эгоцентрической направленности подростков, а именно эгодоминантная установка, что проявляется в интенсивном интересе подростка к своему внутреннему миру, собственной личности, структурирует всю мотивационно-потребностную сферу подростка, присутствует во всех его поведенческих проявлениях, его эмоциях, чувствах, переживаниях. Внешними признаками этой доминанты выступают: реакция эмансипации, негативизм, стремление к риску, а также такие специфические феномены подростковой поведения, как воображаемая аудитория, персональный миф. Вместе подростки охвачены своими чувствами. Иногда они считают, что их эмоции уникальны. Им кажется, что никто и никогда не испытывал таких чувств и страданий. По их мнению, с ними не может случиться ничего плохого и что они будут жить вечно. Эти ощущения могут лежать в основе рискованного поведения, которая является очень распространенной в подростковом возрасте.
Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ему. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются: [18, с.110]
- "потребность во взрослости" - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;
- общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;
- потребность
в самовыражении и
- стремление подростка к самостоятельности;
- расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;
- возрастание определенности и устойчивости интересов;
- развитие
стремления к
Негативные особенности мотивации подростка:
- незрелость оценок подростком самого себя и другого человека;
- проявление внешнего безразличия к мнению других;
- отрицательное
отношение к готовым знаниям,
простым и легким вопросам, к
репродуктивным видам
- неустойчивость интересов, их смена, чередование;
- осознанность положительных мотивов учения и неосознанность отрицательных.
Чем же характеризуются процессы целеобразования в среднем школьном возрасте? Упрочиваются умения произвольной организации своей учебной работы. Целеполагание подростка характеризуется следующими особенностями: [18, с.112]
- может самостоятельно ставить цели и планировать свою работу;
-умеет
наметить для себя
- умеет ставить гибкие цели, изменять их в соответствии с условиями;
- формируется привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение.
Способность подростка к реализации целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и в различных видах деятельности. Активность подростка в постановке целей опережает развитие умения их реализации и достижения, что создает нередко трудные ситуации в жизни подростка, стремящегося ставить "взрослые" цели, но не умеющего контролировать себя при их реализации.
Можно утверждать, что особенности проявлений и течения подросткового периода зависят от конкретных социальных условий жизни и развития подростка, его социальной позиции в мире взрослых. [18, с.113]
Заключение
Выводы
по данной работе: в работе
даётся широкое представление
о творчестве, которое рассматривается в двух
аспектах: психологическом и философском.
Подробно описываются взгляды различных
исследователей на творчество и креативность,
а также приводится характеристика творчества
в различные эпохи. Отдельный раздел работы
посвящен исследованиям творческих способностей
в работах отечественных и зарубежных
авторов. Отмечается, что в отечественной
психологии особое внимание занимает
проблема творческих способностей личности.
Эта проблема ставится как проблема творческого,
продуктивного мышления, противопоставляясь
репродуктивному мышлению. В работе также
детально рассмотрены психологические
изменения, происходящие в подростковом
возрасте. При этом особое внимание уделено
особенностям формирования творческих
способностей. Приводятся данные отечественных
исследователей, свидетельствующие о
том, что для развития у ребёнка способности
к творчеству необходимо развивать творческую
деятельность, а не сводить обучение только
к овладению знаниями, умениями, навыками.
Данная работа раскрывает лишь небольшую часть вопросов, касающихся проблемы творчества в психологии.
1.Мотивация (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества. В психологическом же аспекте, творчество исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта как субъективного акта индивида.
2.Значительный вклад в раскрытие проблемы мотивации внесли Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, Д.К. Маккеланда, Г. Олпорт, В.Г. Асеев, Л.И. Божовичи др.
3.Подростковый возраст - "teenageperiod, adolescence - возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности". Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает учебная деятельность.
4.Направленность мотивационной сферы личности особенно проявляется в юности. Юность, по мнению В.И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации.
Особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ему. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:
- "потребность во взрослости" - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;
- общая
активность подростка, его готовность
включиться в разные виды деяте
- потребность
в самовыражении и
- стремление подростка к самостоятельности;
- расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;
- возрастание определенности и устойчивости интересов;
- развитие
стремления к
Негативные особенности мотивации подростка:
- незрелость оценок подростком самого себя и другого человека;
- проявление внешнего безразличия к мнению других;
- отрицательное
отношение к готовым знаниям,
простым и легким вопросам, к
репродуктивным видам
- неустойчивость интересов, их смена, чередование;
-осознанность положительных мотивов учения и неосознанность отрицательных.
Можно утверждать, что особенности проявлений и течения подросткового периода зависят от конкретных социальных условий жизни и развития подростка, его социальной позиции в мире взрослых.
Список литературы
1.Адлер,
А. Практика и теория индивидуальной психологии.
М., 2009. - 212с.
2.Айзенк, Г. Как измерить личность. М., 2008. - 289с.
3.Божович, Л.И. Подростковый возраст. М., 2013.- 354с.
4.Божович
Е.Д. Психология особенного
5.Вишневский,
В. Такие простые сложные истины.
Заметки журналиста о
6.Воробьева,
Е.А. Общая характеристика
7.Выготский, Л.С. О подростковом возрасте. М., 2006. – 364с.
8.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 2006. - 368с.
9.Ермолаева, М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2008. - 280с.
10.Круглов, Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. - М., 2006.- 310с.
11.Кузнецова, Л.Г. Ваш психолог. М., 2010. – 296с.
12.Климова, А.Е.
Психопатии и акцентуации
13.Мещеряков, Б.Г. Современный психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672с.
14.Немов, Р.С. Психология: В 3т. М.: ВЛАДОС, 2003. Том 1 - 688с.
15.Теплов, Б.М.
Проблемы индивидуальных
16.Тихомиров, О.К. Психология мышления. М.: МГУ, 2005. - 270 с.
17.Первин, Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования /Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2008. - 607 с.
18.Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: МПСИ: Флинта, 2009.-359с.
19.Фельдштейн,
Д.И. Психология развивающейся
20.Ярошевский, М.Г. Творчество. Большая советская энциклопедия. - 2013. – 497с.
Информация о работе Мотивационная сфера в подростково-юношеском возрасте