Мотивационная сфера личности и ее влияние на деятельность. Виды и типы мотивов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 20:46, реферат

Краткое описание

В настоящее время, мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В первом случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), во втором случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).

Содержание

Введение.
1Общая характеристика мотивационной сферы личности.
2Потребности.
3Мотивы и мотивационные системы.
4Закономерности развития мотивационной сферы личности.
5 Виды мотивов труда
6 Типы мотивации людей
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Сервисной деятельности Большаков Михаил.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Санкт-Петербургский государственный экономический

Университет

 

Факультет Сервиса

 

Кафедра «Автосервис»

 

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психология сервисной деятельности»

 

Тема реферата: «Мотивационная сфера личности и ее влияние на деятельность. Виды и типы мотивов.»

 

 

Выполнил:        

 

студент 2 курса,   

группы

форма обучения заочная

ускоренная

специальность Сервис автотранспорта

ф и о

Проверил:

 

 

Санкт-Петербург

2014г.

Содержание.

 

Введение.

1Общая характеристика мотивационной сферы личности.

2Потребности.

3Мотивы и мотивационные системы.

4Закономерности развития мотивационной сферы личности.

5 Виды мотивов труда

6 Типы мотивации людей

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время, мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В первом случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), во втором случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).

Рассмотрению вопросов потребностно-мотивационной сферы личности и посвящена данный реферат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика мотивационной сферы личности.

 

Одним из важнейших понятий психологии мотивации является понятие «мотивационная сфера» личности (точнее — мотивационная система).

Мотивация—система факторов, определяющих поведение человека; характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Другими словами, мотивация — это совокупность причин психологического характера, вызывающих активность индивида, определяющих ее направленность и объясняющих поведение человека. Мотивацию можно рассматривать как циклический процесс непрерывного взаимного действия и преобразования индивидом ситуации, результатом которого является его реально наблюдаемое поведение как процесс непрерывного выбора и принятия решений.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними.

В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Всем указанным компонентам присуща одна фундаментальная общая особенность: они имеют две основные стороны, два аспекта — содержательный и динамический.

Содержательный аспект заключается в той или иной репрезентации внешней — отражаемой реальности и выступает чаще всего в форме определенного знания.

Динамический аспект связан с тем, что любой из отмеченных компонентов мотивационной сферы обладает определенным потенциалом для инициации, поддержания и изменения активности субъекта. Именно на этой основе все указанные компоненты и объединяются в составе мотивационной сферы личности.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам:

1) широта — параметр, отражающий  разнообразие мотивационных факторов  — мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, потребностей, целей, тем больше  развита его мотивационная сфера;

2) гибкость — более гибкой  является та мотивационная сфера, в которой для удовлетворения  потребности используется больше  мотивационных побудителей (например, один человек учится только  по телевидению, а другой —  по книгам, телевидению, газетам);

3) иерархизированность — чем больше различий в силе и частоте актуализаций мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Выделяют следующие 2 вида мотивации:

1) ситуационная мотивация —  включает факторы мотивации, которые  побуждают человека к действию  из внешней среды. К этим факторам  относят определенные ситуационные  характеристики, поступки и действия  окружающих человека людей, культуру, социальное положение, которое занимает  человек и т.д.;

2) диспозиционная мотивация —  внутренняя мотивация человека.

Она включает в себя цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Основой формирования цели у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Процесс постановки и достижения цели включает следующие шаги:

а) образование цели;

б) осуществление действия, направленного на достижение цели;

в) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата.

Образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления цели. Целеобразование, возникновение цели является центральным моментом в процессе осуществления действия и главным механизмом формирования новых действий человека. Психофизиологической основой цели является закодированный в мозгу «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), акцептор результатов действия (П.К. Анохин), регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих (дающих информацию о соответствии достигнутого результата требуемому) команд.

 

2. Потребности.

 

Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом.

Потребность—состояние индивида, которое возникает в условиях переживания им нужды в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступает источником его активности.

В связи с этим процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения человеком такой формой деятельности, которая определяется уровнем общественного развития. Потребности человека имеют общественно-личный характер, что выражается в том, что для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы и нуждается в определенных условиях.

Потребности могут приобретать разную форму.

Например, осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Это — побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность.

Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т.е. выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается как конкретное желание. Таким образом, влечения обусловливаются не только биологическими, но и социальными факторами. Кроме того, в отечественной науке господствует мнение, что у человека с развитым сознанием влечения как мотивы поведения не играют ведущей роли, а выступают в виде «строительного материала» для осознанных побуждений. С другой стороны, влечение является одним из центральных понятий психоанализа, где ему придается ведущая роль в активности и регуляции поведения человека.

Другое неосознаваемое побуждение — установка. Это — неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности.

Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.

Установка чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом.

Д.Н. Узнадзе разработал теорию, согласно которой возникающие при встрече потребности и ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается и начинают действовать сознательные механизмы объективизации. Возникшие затруднения привлекают внимание и осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.

Классификация потребностей

В истории психологии были попытки свести все потребности человека к одной - первичной и основной (так в работах Фрейда и Адлера - это, соответственно, либидо и «стремление к власти»).

В то же время в классификации потребностей Мюррея насчитывается более 140 потребностей человека.

Томас в 1924 г. задался вопросом: каково минимальное число потребностей человека? Отвечая на свой вопрос, он назвал 4: потребность в безопасности, признании, дружбе, новом опыте (ответ им был дан на основании изучения проституции среди молодежи).

Ю. Петер (1938) утверждал, что в ходе истории наиболее часто у людей вызывали соперничество следующие причины: средства к существованию, свобода, сексуальный партнер, вера (убеждения, идеалы).

Потребности различают по происхождению (естественные и культурные) и по предмету (материальные и духовные). А.Н. Леонтьев разделяет потребности на низшие (органические, или биологические) и высшие - материальные и духовные (познавательные, эстетические, потребности в общении, труде).

Проф. Бестужев-Лада рассматривает несколько направлений классификации потребностей:

- генетическое (потребности природные, природно-приобретенные, социогенные);

- по сферам жизнедеятельности  общества (потребности материальные, духовные, социальные, политические);

- по объекту удовлетворения (потребности  институциональные, личностные);

- по субъекту удовлетворения (потребности  общечеловеческие, групповые, индивидуальные);

- по сферам жизнедеятельности  личности (потребности физиологические, интеллектуальные, психологические);

- по циклам (потребности суточные, годовые).

Среди потребностей индивида проф. Бестужев-Лада выделяет следующие:

1) самосохранения (питание, одежда, жилище, здоровье, секс);

2) самосоциализации (принятый высший стандарт питания, одежды, жилища, сексуальной жизни, моды, комфорта, физической привлекательности, принадлежности к определенной группе привычного образа жизни);

3) самоутверждения (коммуникация, социальные  гарантии, статус, обеспечение, эффективность  социальных институтов, дружба, любовь);

4) саморазвития (научно-техническое, общественно-политическое, художественно-эстетическое);

5) самовыражения (творчество, активность, деятельность).

Польский психолог К. Обуховский рассматривает следующие потребности человека:

- биологические (обеспечивают физиологическое функционирование организма);

- личностные (обеспечивают правильное  развитие личности и полную  ее реализацию в зрелой жизни): познавательные, эмоционального контакта, смысла жизни;

- индивидуальные (отражают личностные  особенности отдельного человека, его личный опыт, отражают зависимость  человека от определенных условий): привычные (динамические стереотипы), наркоманические болезненные, концептуальные (идеологический строй мысли).

Выраженность тех или иных потребностей личности позволяет говорить об ее потребностном профиле.

Иерархия потребностей

Потребности человека развиваются - расширяются, специализируются и гуманизируются. На развитие потребностей влияют характер производства, господствующий в данном обществе, способы удовлетворения потребностей, индивидуальный опыт.

Существует иерархия различных потребностей: от самых примитивных - до самых утонченных. Это показал Маслоу в своей иерархической теории потребностей. Причем высшие потребности, по мнению этого психолога, не могут проявиться, если более примитивные не были удовлетворены.

Развитие потребностей идет в следующей последовательности: физиологические, в безопасности (физиологической и психологической), в привязанностях (любви, принадлежности к группе), в уважении (одобрении, благодарности, признании, компетентности), когнитивные и эстетические (в порядке, справедливости, красоте, симметрии), в самореализации.

Рассмотрим некоторые из этих потребностей:

1) Стремление избежать боли.

Это одна из важнейших естественных (физиологических) потребностей человека.

Боль выполняет функцию сигнала (сообщает о повреждении или угрозе повреждения ткани). Однако мозг способен блокировать сигнал, идущий от поврежденной зоны. Это бывает в случаях: а) когда человек всецело сосредоточен на каком-то деле; б) при сильном стрессе; в) иногда после приема плацебо; г) в состоянии гипноза.

Информация о работе Мотивационная сфера личности и ее влияние на деятельность. Виды и типы мотивов