Мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:05, реферат

Краткое описание

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.

Содержание

Введение……………………………………………….......2
I.Понятие мотивация…………………………………..….5
II.Виды мотивации………………………………………...6
III.Механизм возникновения мотивации………………..11
IV.Мотивация как фактор организации поведения……..13
Заключение………………………………………………...14
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания. Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.


III.Механизм возникновения мотивации.

Ведущую роль в формировании биологических мотиваций играет гипоталамическая область мозга. Здесь осуществляются процессы трансформации биологической (метаболической) потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга на основе их влияний на другие отделы мозга определяют формирование обусловленного мотивацией поведения

Поведение человека и животных в естественных условиях носит целенаправленный характер, оно служит удовлетворению какой-либо биологической или социальной потребности. Возникающие у живых существ желания, побуждения, потреб ности, которые предшествуют какому-либо действию и определяют его, называют мотивами действия, иначе говоря - мотивациями.

Периферическая теория. Автором ее обычно считают Кен-

нона, хотя еще Декарт, а вслед за ним и Сеченов полагали, что в основе мотиваций лежит стремление особы избежать неприятных физиологических и эмоциональных ощущений и достичь и удержать приятное чувственное ощущение. Эта теория содержит определенное рациональное зерно, однако не объясняет сам механизм возникновения мотивации.

Дальнейшие поиски привели к созданию другой группы теорий,в которых основное внимание уделялось гуморальным факторам . в возникновении мотиваций. Так ,голод связывался с составом т.н. "голодной" крови, жажда - с повышением осмотического давления крови, половое влечение ставилось в прямую зависимость от уровня половых гормонов. Несомненно, роль гуморальных факторов в возникновении мотиваций очень важна, однако гуморальные факторы, как выяснилось, не способны самостоятельно вызвать ту или иную мотивацию.

Поиски структур мозга, ответственных за возникновение мотиваций, привели к созданию гипоталамической теории мотиваций. Стеллара, который полагал, что гипоталамус является сосредоточением "центрального мотивационного состояния".Выводы Стеллара основывались на следующих фактах.

Во- первых, в гипоталамусе обнаружены нейроны,избирательно реагирующие на осмотическое давление крови, содержание глюкозы и др.веществ в крови, уровень различных гормонов и т.д. Во-вторых, раздражение определенных ядер гипоталамуса вызывало формирование той или иной мотивации, даже если реальной потребности организм в данный момент не испытывал.

В-третьих, разрушение соответствующих структур гипоталамуса полностью прекращало возникновение той или иной мотивации, например, разрушение центра голода приводило к отказу от пищи даже у истощенных животных .

Все приведенные факты свидетельствуют, что гипоталамус является важнейшим центром, который, с одной стороны, контролирует состояние внутренней среды организма, и с другой стороны - формирует жизненно важные мотивации. Однако гипоталамические структуры на могут рассматриваться как единственные в ЦНС, ответственные за возникновение мотиваций.

Пейсмекерная теория мотиваций Анохина в определенной мере объединила данные всех предшествующих теорий. Анохин полагал, что любая мотивация обусловлена соответствующей потребностью и носит системный характер. Потребность трансформируется посредством нервных и гуморальных факторов в возбуждение гипоталамических центров (пейсмекеров), которые, в свою очередь, активируют другие структуры мозга - РФ, ЛС, и КБП.ЛС формирует эмоциональную оценку ситуации, когда соответствующая потребность не удовлетворена: в КБП происходит осознание этой потребности, учет различных обстоятельств реальной обстановки. Таким образом, на уровне коры формируется конкретная программа целенаправленной деятельности для удовлетворения соответствующей потребности.


IV.Мотивация как фактор организации поведения

Мотив  движущая сила человеческого поведения, его деятельности. Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность,необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т.е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс т.е, что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти ученые ещё в1908 . установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока). Дополнительно можно посмотреть статью П.Фресса, Ж.Пиаже «Оптимум мотивации»


Заключение

Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя среда и ситуация определяет состояние личности, но и ее внутренние причины. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

 

 

 

 


Список использованной литературы

1. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.

2. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.-450 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Москва, "Прогресс", 1988.

4 Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

5 Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред.
Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

6. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984 г.

 

 

15

 



Информация о работе Мотивация