Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:49, реферат
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. «Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» пишет Б.Ф.Ломов.
Для чего нам необходимо изучение мотивации? Вспомним книгу Д.Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль. Единственная возможность заставить человека сделать чего-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.
Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет более высокий статус, чем принуждаемый.
Положительной стороной принуждения является то, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и выполнению субъектом необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга. «Человек, который не умеет принудить себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет», - писал К.Д.Ушинский.
Под манипуляцией понимают
скрытое от адресата побуждение его
к изменению отношения к чему-
Рассмотрим вариант формирования мотива, когда в качестве стимулятора поведения оказываются привлекательные объекты. Исследования К.Левина показали, что предметы, окружающие нас, способны побуждать человека к определенным действиям: красивый ландшафт влечет к прогулкам, пирожное и шоколад «хотят быть съеденными». К.Левин различает «позитивный» и «негативный» характер требований. Одни вещи побуждают стремиться к ним, а другие – отталкивают.
К мотивации, вызванной
привлекательностью объекта, относят
такие психологические
Заражение. Заражение как психологический механизм как процесс передачи эмоционального состояния от человека или группы другому (другим). Особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме, в воодушевлении болельщиков на стадионе.
Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта.
Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, и т.д. (Например, придворных – королю, служащих аппарата – его руководителю; вспомним «увлечение» многих высших функционеров теннисом.)
Знание логики
процесса мотивации не дает существенных
преимуществ в управлении этим процессом.
Можно указать на несколько факторов,
которые усложняют и делают неясным
процесс практического
Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей – при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных личностей. Разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению данного результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае один и тот же мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
С другой стороны сила воздействия одного и того же мотиватора неодинакова, а порой и противоположна, для разных людей. Сила воздействия того или иного мотиватора зависит от свойств личности (таб.1), от его пола (таб.2) и возраста (граф.1) и т.д.
Таблица 1
Связь выбора мотиваторов с типическими свойствами личности. (А.В.Ермолин)
Свойства личности |
Степень выражен-ности |
Компоненты мотива | |||||||||||
П |
Д |
Му |
Предп |
НК |
Пп |
Ов |
Цп |
Од |
Пудп | ||||
Внеш |
Внутр |
Дек |
Недек | ||||||||||
Экстраверсия |
Низкая Высокая |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
Нейротизм |
Низкая Высокая |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Самооценка |
Низкая Высокая |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Потребность в достижении |
Низкая Высокая |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Избегание неудачи |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Стремление к успеху |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Импуль-сивность |
Низкая Высокая |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Локус контроля |
Низкая Высокая |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таблица 2
Связь выбора мотиваторов с полом опрашеваемых
Пол опрошенных |
Компоненты мотива | |||||||||||
П |
Д |
Му |
Предп |
НК |
Пп |
Ов |
Цп |
Од |
Пудп | |||
Внеш |
Внутр |
Дек |
Недек | |||||||||
Мужской |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Женский |
+ |
+ |
+ |
+ |
Расшифровка обозначений:
П – потребность (хотел есть; хотел показать, проверить себя);
Д – долженствование, обязанность (должен это сделать…);
Му – мотивационная установка (обещал…);
Предп. Внеш. – предпочтение внешнее (некрасиво, красиво…);
Предп. Внутр. – предпочтение внутреннее (нравиться, люблю…);
НК Дек. – нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от коллектива, старость надо уважать…);
НК Недек. – нравственный контроль недекларируемый (должен же это кто-то сделать);
Пп – прогнозирование последствий (это может привести к…);
Ов – оценка своих возможностей (закаленный, сильный, смелый…);
Цп – потребностная (смысловая) цель (заслужить похвалу, утолить голод …);
Од – опредмеченное действие (включить свет, выпить сок…);
Пудп – процесс удовлетворения потребности (попить, получить удовлетворение);
График 1
Неоднозначная реакция
конкретной личности на те или иные
воздействия не дает четкого рецепта
управления поведением человека. Попытки
разрешить эту проблему привели
к появлению множества
Хотя между этими теориями существуют принципиальные отличия, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.
Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя среда и ситуация определяет состояние личности, но и ее внутренние причины. Вот несколько правил, которые помогут в управлении мотивацией.
Первое правило: ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЕЕ И КОНСТРУКТИВНЕЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО, ОСОБЕННО В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.
Второе правило: ПОДКРЕПЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНЫМ И БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ, ТЕМ БОЛЬШЕ ЭФФЕКТ.
Третье правило: НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ.
Четвертое правило: ПРОЯВИТЕ ИСКРЕННЕЕ ВНИМАНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ.
Пятое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ПОЧУВТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ.
Шестое правило: ВЫДЕЛЯЙТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.
Седьмое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ЧУВСТВО СВОБОДЫ ДЕЙСТВИЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ.
Восьмое правило: ТЕРПИЛИВО СОЗДАВАЙТЕ УСТАНОВКУ НА СОТРУДНИЧЕСТВО, ДОБИВАЙТЕСЬ СНАЧАЛА МАЛЕНЬКИХ УСТУПОК.
Девятое правило: НЕ УЩИМЛЯЙТЕ САМОУВАЖЕНИЕ ДРУГИХ, ПРЕДОСТАВТЕ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ «СОХРАНИТЬ ЛИЦО».
Десятое правило: БОЛЬШИЕ И РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, НЕБОЛЬШЫЕ И ЧАСТЫЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ.
Одиннадцатое правило: РАЗУМНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА.
Информация о работе Мотивация как фактор управления личностью