Мотивация как фактор управления личностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:49, реферат

Краткое описание

Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. «Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» пишет Б.Ф.Ломов.
Для чего нам необходимо изучение мотивации? Вспомним книгу Д.Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль. Единственная возможность заставить человека сделать чего-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация как фактор управления личностью.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет более высокий статус, чем  принуждаемый.

Положительной стороной принуждения является то, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и выполнению субъектом необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга. «Человек, который не умеет принудить себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет», - писал К.Д.Ушинский.

Манипуляция.

 

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его  к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли своими собственными, а не «наведенными» извне и признавал себя ответственным за них.

Мотивация, вызванная привлекательностью объекта.

 

Рассмотрим вариант  формирования мотива, когда в качестве стимулятора поведения оказываются привлекательные объекты. Исследования К.Левина показали, что предметы, окружающие нас, способны побуждать человека к определенным действиям: красивый ландшафт влечет к прогулкам, пирожное и шоколад «хотят быть съеденными». К.Левин различает «позитивный» и «негативный» характер требований. Одни вещи побуждают стремиться к ним, а другие – отталкивают.

К мотивации, вызванной  привлекательностью объекта, относят  такие психологические механизмы  воздействия как заражение и подорожание.

Заражение. Заражение как психологический механизм как процесс передачи эмоционального состояния от человека или группы другому (другим). Особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме, в воодушевлении болельщиков на стадионе.

Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта.

Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, и т.д. (Например, придворных – королю, служащих аппарата – его руководителю; вспомним «увлечение» многих высших функционеров теннисом.)

Проблемы практического подхода  к мотивации личности.

 

Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным  процесс практического развертывания  мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно.

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей – при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Еще одним фактором, делающим мотивационный  процесс каждого конкретного  человека уникальным и не на сто  процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных  личностей. Разная степень влияния  одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению данного результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае один и тот же мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

С другой стороны сила воздействия одного и того же мотиватора неодинакова, а порой и противоположна, для разных людей. Сила воздействия того или иного мотиватора зависит от свойств личности (таб.1), от его пола (таб.2) и возраста (граф.1) и т.д.

Таблица 1

Связь выбора мотиваторов  с типическими свойствами личности. (А.В.Ермолин)

Свойства личности

Степень выражен-ности

Компоненты мотива

П

Д

Му

Предп

НК

Пп

Ов

Цп

Од

Пудп

Внеш

Внутр

Дек

Недек

Экстраверсия

Низкая

Высокая

 

+

+

 

+

+

 

+

 

+

+

 

+

+

 

 

+

Нейротизм

Низкая

Высокая

+

 

+

 

+

 

+

 

+

+

 

 

+

+

+

Самооценка

Низкая

Высокая

 

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

+

 

+

Потребность в достижении

Низкая

Высокая

 

 

+

+

 

+

 

+

 

+

+

+

+

+

+

 

+

Избегание неудачи

 

+

       

+

   

+

   

+

Стремление к успеху

   

+

+

       

+

 

+

+

 

Импуль-сивность

Низкая

Высокая

 

+

+

 

+

+

 

+

 

+

         

Локус контроля

Низкая

Высокая

 

+

+

 

+

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

+


 

Таблица 2

Связь выбора мотиваторов  с полом опрашеваемых

 

    Пол опрошенных

Компоненты мотива

П

Д

Му

Предп

НК

Пп

Ов

Цп

Од

Пудп

Внеш

Внутр

Дек

Недек

    Мужской

+

       

+

   

+

+

   

   Женский

 

+

+

+

           

+

 

 

Расшифровка обозначений:

П – потребность (хотел есть; хотел показать, проверить себя);

Д – долженствование, обязанность (должен это сделать…);

Му – мотивационная  установка (обещал…);

Предп. Внеш. – предпочтение внешнее (некрасиво, красиво…);

Предп. Внутр. – предпочтение внутреннее (нравиться, люблю…);

НК Дек. – нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от коллектива, старость надо уважать…);

НК Недек. – нравственный контроль недекларируемый (должен же это  кто-то сделать);

Пп – прогнозирование  последствий (это может привести к…);

Ов – оценка своих  возможностей (закаленный, сильный, смелый…);

Цп – потребностная (смысловая) цель (заслужить похвалу, утолить голод …);

Од – опредмеченное  действие (включить свет, выпить сок…);

Пудп – процесс  удовлетворения потребности (попить, получить удовлетворение);

График 1

Теории мотивации.

 

Неоднозначная реакция  конкретной личности на те или иные воздействия не дает четкого рецепта  управления поведением человека. Попытки  разрешить эту проблему привели  к появлению множества различных  теорий мативации. С точки зрения классификации Х.Шольца, представляется целесообразным их деление – в зависимости от предмета анализа – на три главных направления:

    1. Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как «XY-теория» Макгрегора, теория «Z» Оучи …
    2. Внутриличностные теории – анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А.Маслоу, теория потребностей К.Альдерфера, теория двух факторов Ф.Херцберга…
    3. процессуальные теории – выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д.Аткинсона, теория справедливости С.Адамса, теория мотивации В.Врума…

Хотя между этими  теориями существуют принципиальные отличия, они тем не менее имеют нечто  общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации  человека к действиям.

Заключение.

 

Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя среда и ситуация определяет состояние личности, но и ее внутренние причины. Вот несколько правил, которые помогут в управлении мотивацией.

Первое правило: ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ  ПОДКРЕПЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЕЕ И КОНСТРУКТИВНЕЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО, ОСОБЕННО В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.

Второе правило: ПОДКРЕПЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНЫМ И БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ, ТЕМ  БОЛЬШЕ ЭФФЕКТ.

Третье правило: НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ  И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ.

Четвертое правило: ПРОЯВИТЕ ИСКРЕННЕЕ ВНИМАНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ.

Пятое правило: ДАЙТЕ  ЛЮДЯМ ПОЧУВТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ.

Шестое правило: ВЫДЕЛЯЙТЕ  ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ  ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.

Седьмое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ЧУВСТВО СВОБОДЫ ДЕЙСТВИЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ.

Восьмое правило: ТЕРПИЛИВО  СОЗДАВАЙТЕ УСТАНОВКУ НА СОТРУДНИЧЕСТВО, ДОБИВАЙТЕСЬ СНАЧАЛА МАЛЕНЬКИХ  УСТУПОК.

Девятое правило: НЕ УЩИМЛЯЙТЕ  САМОУВАЖЕНИЕ ДРУГИХ, ПРЕДОСТАВТЕ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ «СОХРАНИТЬ ЛИЦО».

Десятое правило: БОЛЬШИЕ  И РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ  ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, НЕБОЛЬШЫЕ  И ЧАСТЫЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ.

Одиннадцатое правило: РАЗУМНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ –  ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА.

Список литературы.

 

    1. Розанова В.А. Психология управления – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
    2. Авчиренко Л.К. Управление общением – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
    3. Удальцова М.В., Авчиренко Л.К. Социология и психология управления – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
    4. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации – М.: Аспект Пресс, 1999.
    5. Кравченко А.И. Социология – М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999.
    6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
    7. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ./ общ. ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. – М.: Прогресс, 1989.

Информация о работе Мотивация как фактор управления личностью