Мотивация учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 19:34, реферат

Краткое описание

ктуальность данной проблемы связана с тем, что ежегодно тысячи молодых людей начинают учиться в техникумах, но процент отсева по окончанию первого года обучения наибольший по сравнению с последующими годами. Неадекватность мотивов учебной деятельности части из этих студентов может быть причиной их неуспеваемости, а значит, совершенствование процесса вузовского обучения может быть направлено и на мотивационно—ориентированное звено учебной деятельности студентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…... 3

1. Мотивация как фактор адаптации личности…………………….…. 4

2. Учебная деятельность студентов и ее мотивация……………….…. 9

3. Особенности и факторы адаптации студентов-первокурсников

к обучению в техникуме…………………………………………….… 16

Заключение……………………………………………………………... 22

Список литературы………………………………………………….…. 24

Вложенные файлы: 1 файл

социализация личности.docx

— 43.11 Кб (Скачать файл)

     Прежде чем перейти к рассмотрению специфики адаптации студентов-первокурсников к обучению, необходимо определить, в чем же заключается специфика ведущей деятельности студентов первого курса - учебной, отчасти научной деятельности, а так же обозначить те трудности, с которыми сталкиваются вчерашние школьники при переходе к новым формам учебной деятельности.

     Учебная деятельность представляет собой познавательную деятельность студентов, направленную на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике и в научной работе.

 Многие студенты-первокурсники,  находившиеся раньше под опекой  и контролем школьных учителей, в условиях техникума чувствуют  себя на первых порах дискомфортно. Новые условия их деятельности - это качественно новая, иная система отношений ответственной зависимости. Резкая ломка многолетнего, привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет динамический стереотип (И.П. Павлов) иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа происходит скачкообразно, у других - ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности. Однако, социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптивного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

     Каждый этап студенческой жизни и учебы имеет свои трудности, однако, многое определяется на первом курсе. Начальный период обучения связан больше с "примеркой", реконструкцией, во-первых, прежней системы взаимоотношений студентов с педагогами и между собой, а во-вторых, их знаний, умений, установок на обучение. Происходит осмысление своей новой роли, появляется самооценка правильности принятого решения, постепенно формируется отношение к избранной профессии, к особенностям учебного процесса и его требованиям, к товарищам по группе и преподавателям. На этой основе возникают новые стремления и планы, идет борьба мотивов.

  Начало занятий  и устройство быта означают включение студента в сложную систему адаптации. Под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Говоря об адаптации, следует понимать не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и развитие студента, его саморазвитие.  Кроме того, адаптация - это способ усвоения индивидом социального опыта и активного воспроизводства системы социальных связей. Иными словами, адаптацию первокурсника можно характеризовать как сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации дает возможность осуществить проверку социально психологической подготовки студентов к обучению, а так же в какой-то мере спрогнозировать их дальнейшее продвижение и развитие.

   В сфере деятельности адаптация означает, прежде всего, усвоение новых видов учебной деятельности. И главное приспособление, уяснение и освоение главного вида деятельности - творчества в системе обучения избранной специальности.

     Адаптация к новым условиям образа жизни, учебы, досуга, несомненно, связана с резким изменением социального положения личности, хотя и менее существенным, чем в случае приспособления к новым условиям труда.    

      Исходя из важнейших сфер становления личности, основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов можно определить так:

  • новое отношение к профессии;
  • освоение новых учебных норм, оценок, способов и других требований;
  • приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям;
  • приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях новым образам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени.
 
 

 Процесс адаптации  не исчерпывается перечисленными  моментами, но они составляют  его ядро.

     Одной из сторон психологической адаптации является социально-психологическая адаптация: привыкание к новому коллективу и обретение статуса в нем, установление взаимоотношений с преподавателями, изменения в отношениях с родителями, друзьями и другими близкими людьми.

     Сформированность "Я-концепции" студента может определять его социально-психологическую адаптацию к новым условиям. Ей соответствует адекватная самооценка: высокий, но не завышенный уровень притязаний, наличие более четкой системы убеждений, выраженная направленность личности (интересы, склонности). Критерием оценки окончания психологической и социально-психологической адаптации является удовлетворенность личности своим статусом, психическим самочувствием, эмоционально-благополучная социометрическая позиция в коллективе.

    Немаловажным является вопрос динамики адаптации. Продолжительность адаптации измеряется временем, исчисляемым от начала учебных занятий студента до полного освоения (преодоления дидактического барьера и становление коллектива) его в вузе. Естественно, длительность адаптации варьирует применительно к каждому конкретному студенту, однако можно говорить о продолжительности процесса адаптации студентов безотносительно к его индивидуальному протеканию.

     Одним из важнейших свойств коллектива, как известно, является его сплоченность. Сплоченный коллектив способен легче справиться с трудностями, создать наиболее благоприятные условия для протекания адаптационных процессов у его членов. Индексом сплоченности служит частота совпадений оценок или позиций членов группы в целом.

      Результаты исследования студенческой молодежи показывают, что к последним курсам наблюдается оживление и углубление системы межличностных отношений в группе. Если на первом курсе число «диад» и «триад» (микрогрупп, состоящих из двух-трех человек, объединенных приятельскими дружескими взаимоотношениями) в группе невелико, то к третьему курсу почти каждый студент принадлежит к такой группе.

     Одна из важнейших особенностей межличностных отношений в коллективе - психологический феномен, выражающийся в эмоциональном приобщении личности каждого студента к студенческой группе как целому, с которым он сознательно себя идентифицирует. Благоприятными в отношении адаптации являются такие характеристики студенческого коллектива: отношения сопереживания не успехам и неудачам, эмоциональной теплоты и гордости за достижения каждого, убежденности, что данный коллектив достоин именоваться настоящим коллективом, открытости для вхождения в него. Наличие или отсутствие этих качеств может служить существенным диагностическим признаком условий, в которых происходит адаптация студентов первого курса к обучению в техникуме.

     Следующий внешний фактор социально-психологической адаптации одно из наиболее значимых проявлений межличностных отношений в коллективе - его психологический климат. Анализ психологического климата важен сам по себе. Он является одним из важных факторов, определяющих специфику протекания адаптационных процессов внутри него, определяет во многом гармоническое развитие личности, так как оно зависит от того, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития.      Сущность психологического климата состоит в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения приобретают особую эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива. Степень активности каждой личности, как и степень влияния коллектива на каждого студента определяется тем, насколько первокурсник переживает эмоциональное благополучие в конкретном студенческом коллективе. Если студент-первокурсник испытывает эмоциональное благополучие в студенческой учебной группе, то ее ценности и нормы воспринимаются им как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной, следовательно создаются благоприятные условия для психологической, деятельностной и других видов адаптации первокурсника.

      Вот почему психологический климат студенческой группы - один из важных факторов, условие формирования психики здоровой и нравственно-активной личности будущего специалиста. 

Заключение

      Подводя итог проведенному анализу научно-психологической литературы, посвященной особенностям адаптации студентов-первокурсников, процесс адаптации можно определить как многоуровневый, многоаспектный процесс, имеющий свои характеристики, обладающий внутренними механизмами, которые сложно взаимодействуют в учебно-общественной деятельности студента.

      Несмотря на непрерывный характер адаптации, параметры ее протекания ощутимо расширяются и усложняются во время кардинального изменения направления деятельности студента, его социального окружения или собственного внутреннего мира.

      Наиболее важным фактором процесса адаптации является мотивация - одна из важнейших побудительных сил поведения и деятельности человека. Мотивация понимается как система побуждений, придающих поведения направленность, избирательность и динамичность. Эта система включает в себя мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, установки или диспозиции, идеалы. В иерархической структуре системы мотивации (эта система называется «мотивационным ядром») можно выделить доминирующие мотивы. Установлено, что если доминирующий мотив лежит вне сферы ведущей деятельности, то процесс адаптации затруднен. Если «мотивационное ядро» соответствует содержанию, целям и условиям реальной деятельности человек легко и быстро адаптируется к условиям данной деятельности.

    Теория единства мотивации обучения и учебной деятельности имеет важное значение, так как она тесно связанная с вопросами активизации, интенсификации, педагогической оптимизации учебного процесса. Мотивация должна рассматриваться как процесс устремляющий, регулирующий и активизующий деятельность субъекта обучения.

     Мотивационные механизмы представляют систему взаимодействующих факторов, средств, структур, отношений и связей. Для обеспечения эффективности обучение необходимо, чтобы особенности построения и организации учебного процесса на разных этапах образования отвечали мотивационной сфере студента. Повышение роли мотивации в учебном процессе необходимое в частности потому, что именно ею поясняется интенсивность в осуществлении избранного действия, активность в достижении результата и цели деятельности. 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: Педагогика, 1986, с.15 - 48.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Владос, 1997.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Знание, 1990

4. Урванцев Л.П., Малеева И.В. О факторах эффективности учебной деятельности в период адаптации. - Ярославль, 1984. - с. 88.

5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.

6. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.


Информация о работе Мотивация учебной деятельности