Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 09:06, реферат
Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем.
В ходе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, тогда как у мужчин – профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному к ней относятся.
|
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Психология экономической деятельности
НА ТЕМУ: Мужчины и женщины в деловом мире
Преподаватель |
Железняк Л.М. | ||
Фамилия, имя, отчество преподавателя |
Слушатель группы № БШ-011-Эсб-03 |
Купчина Т.С. | ||
подпись |
Фамилия, имя, отчество слушателя |
2012 г.
Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем.
В ходе профессиональной адаптации у
женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, тогда как у мужчин
– профессионально-
Учёные основываются, как правило, на утверждении, что в российском обществе преобладает гендерное неравенство1. Чтобы уравновесить положение мужчин и женщин, необходимо полностью изменить все традиционные стереотипы в общественном сознании, но это произойдёт не скоро, потому что большая часть общества продолжает использовать стереотипы прошлого. Тем не менее, в последние годы наблюдается гибкость гендерных норм, ценностей, установок, особенно в поведении и сознании молодого поколения. В связи с этим изучение гендерных стереотипов будет актуально до тех пор, пока общество полностью не преодолеет традиционалистские взгляды на мужчин, женщин и взаимоотношения между ними.
Стериотипизация начинается, как выясняется, ещё с начальной школы, о чём свидетельствует работа Котловой Т.Б., в частности, вывод: «…контент-анализ учебников начальной школы показал, что в их содержании имеются гендерные стереотипы, как один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии…»2. То же самое наблюдается и в сети Интернет. Исследования 749 объявлений на 428 сайтах3 показали, что гендерные стереотипы в российских ресурсах сети Интернет опираются на концепцию патриархального разделения функций между мужчиной и женщиной в семье, обществе, бизнесе.
Женщине в качестве «естественных» функций отводят материнство, ведение домашнего хозяйства, замужество.
Мужчине приписана публичная сфера деятельности: политика, управление, профессиональный труд.
Нельзя утверждать, что в современном российском обществе все женщины порабощены мужской властью и что все мужчины сильные и компетентные. Как и во всех социальных группах, здесь существуют исключения из стереотипных норм.
СМИ демонстрируют немногочисленные примеры успешности женщин, которые занимают высокое положение в мужских коллективах и имеют устойчивые карьерные позиции, например женщины-лидеры Т. Голикова, В. Матвиенко, Ю. Тимошенко и др. Другой вопрос состоит в том, воспринимаются ли обществом такие женщины в качестве компетентных специалистов, которые способных решать вопросы государственной важности.
Обычным женщинам примеры успешности других женщин стереотипно представляются чем-то недосягаемым, требующим больших физических и волевых усилий, либо сопутствующей мужской поддержки.
Тем не менее, благодаря социальной похожести можно говорить о том, что мужчины и женщины под воздействием окружения или источников массовой информации, имея в себе определённую долю мужественности или женственности, могут приспособиться к той внешней гендерной обстановке и ролевым установкам, которые положительно повлияют на стереотипы в целом и конкретные образы в частности.
Гендерные отношения, которые складываются между взрослыми мужчинами и женщинами на работе (как внутри пола, так и между полами), в деловом мире обусловлены двумя противоположными тенденциями: продолжающейся явной или скрытой сегрегацией (принудительной изоляцией) и конвергенцией (схождением признаков разных групп). Последняя тенденция является результатом серьёзных изменений, происшедших в обществе, потому что мужчинам и женщинам приходится работать вместе. При этом складываются как враждебные отношения, конкуренция, так и дружеские отношения, нацеленные на сотрудничество представителей разных полов. Одним из примеров гендерных отношений может послужить фильм «Предложение», где Маргарет Тэйт — исполнительный редактор издательства «Руик и Хант Паблишин», надменная и деспотичная предпринимательница, которую не любят и боятся подчинённые, а Эндрю – простой подчиненный, за просьбу своей начальницы потребовал повысить его в должности до редактора и опубликовать рукопись.
На Западе в последнее время появились многочисленные исследования, посвящённые препятствиям, которые женщины вынуждены преодолевать, делая карьеру. Это работы Дж. Ландау, С. Марлоу и коллег, Т. Меламеда и др. 4
Важной проблемой является дифференцированный подход к оценке труда мужчин и женщин. Независимо от объективных результатов труда женщины во многих странах получают за свою работу более низкую заработную плату; им предоставляется меньше информации, а сроки выполнения заданий ставятся более жёсткие.
Без каких-либо объективных оснований женщинам приписывается недостаточная компетентность, отсутствие логики и притязаний, стремления к продвижению по службе. Чтобы стать лидером, женщине приходится преодолевать больше препятствий, нежели мужчине. По выражению американских специалистов для женщины путь к власти связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчины – с реализацией многочисленных возможностей. Возьмем, к примеру, железную дорогу, движение по карьерной лестнице женщине тут практически закрыто, так как считается, что женщина недостаточно компетентна. Пусть даже у нее есть высшее образование, а у мужчины техникум, все равно по службе продвинут сначала мужчину, а потом, если останется место, женщину.
Большее распространение получила теория «стеклянного потолка», под которым понимается невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина-лидер, пытающаяся достичь успеха. Для мужчин такой преграды не существует. С ней трудно бороться, потому что она невидима. Как выяснилось в исследованиях, этот феномен действительно имеет место. Даже в лабораторных условиях женщины-лидеры сталкиваются с трудностями. Группа не признает их в качестве лидеров, а мужчины даже противоборствуют этим женщинам. В реальных условиях женщины-менеджеры сталкиваются с большими препятствиями для служебного роста, чем мужчины5. Возьмем фильм «Мисс Никто». Саре Джейн 30 лет, она обычная офисная «серая мышь»: работает секретаршей в фармацевтической корпорации и мечтает подняться хотя бы на ступеньку выше по карьерной лестнице. Подделав резюме, Саре удается занять вакансию топ-менеджера, но — всего лишь на один день: более проворные коллеги тоже умеют плести интриги! В приступе откровения новый начальник раскрывает Саре нехитрую тайну карьерного роста: необходимо «всего лишь» избавится от пятерых топ-менеджеров компании. И тут Саре Джейн приходит в голову весьма нетривиальный план. Девушке осталось всего лишь поверить, что она не «офисный планктон», а прирожденная и изобретательная… убийца. Вот что приходиться делать женщинам, для того, что бы продвинуться на работе.
Третья гипотеза принадлежит Г. Штайнсу и именуется теорией «звёздной болезни». Под «звёздной болезнью» понимается явление, когда женщины-менеджеры склонны считать ситуацию с женским лидерством благополучной и не помогают другим претенденткам. Такое жёсткое отношение к представителям своего пола сейчас именуют также «реверсивным гендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям, предубеждения против женщин демонстрируют не мужчины, а сами женщины.
Отечественный психолог А.Е. Чирикова приводит сравнительную характеристику деловых и личных качеств российских мужчин и женщин6.
У женщин первые позиции (в порядке убывания по значимости) занимают следующие качества и умения:
У мужчин отмечены следующие ведущие качества и умения:
Мужчины в бизнесе доминируют, потому что больше демонстрируют умения действовать в ситуации неопределённости и угрозы риска, эффективно использовать других людей. Женщины преуспевают благодаря способности достигать компромисса, уверенности в себе, гибкому поведению в различных ситуациях.
Существуют и различия в мотивации между мужчинами и женщинами. Как показывают исследования, для женщин характерна большая дифференциация мотивов, а для мужчин – стремление к реализации более высоких потребностей. Сложности удовлетворения потребности в самореализации у женщин ведут к частым внутренним разочарованиям и, как следствие, к невыходам на работу по болезни и другим уважительным причинам. Это связано с противоречивым стремлением женщин к успешности и в профессиональной, и семейной сфере.
Опросы женщин показывают, что в профессиональном самоопределении их в первую очередь привлекают возможность общения, социального взаимодействия, отношения, складывающиеся в организации. Личные, комфортные отношения на работе могут компенсировать неудовлетворённость заработной платой или неблагополучными семейными отношениями. Возможно, что, по крайней мере, для части женщин межличностные отношения на работе особенно значимы потому, что помогают им в определении своей профессиональной Я-концепции. Кроме того, социальная поддержка на работе связана с меньшим процентом депрессий и физических недомоганий у женщин.
На втором месте по значимости стоит материальная оплата труда и лишь на третьем — интерес к содержанию профессиональной деятельности7.
Среди различных ориентиров выбора карьеры мужчины чаще стремятся к предпринимательской активности, менеджменту, соревновательности, испытывают потребность создавать новый продукт, услугу или организацию. Женщины в работе чаще ориентированы на независимость, стабильность, безопасность, профессиональную компетентность. Важным мотивом выбора работы для женщин являются условия труда, санитарно-гигиенические характеристики деятельности, организация работы.
Успешность женщины во многом зависит от наличия у неё наставника. Проблема заключается в том, что не так уж много женщин занимают положение, позволяющее им руководить, давать советы или оказывать покровительство молодым женщинам по месту работы. Когда же роль наставника женщины берёт на себя мужчина, отношения между ними могут быть нарушены, например, влечением друг к другу. Исследования Д. Левинсона показали, что в противоположность мужчинам женщины дольше находятся в периоде ученичества и продолжают числиться новичками вплоть до достижения ими среднего возраста.
В оценке собственного труда женщина в существенной мере ориентирована на похвалу или негативную оценку со стороны других участников деятельности. Не менее важной по сравнению с оценкой профессиональной компетентности для женщин является оценка их личных качеств, в том числе физических достоинств и недостатков. Для мужчин определяющей становится оценка их профессиональной деятельности.
Стремление к профессиональному успеху у многих женщин носит противоречивый характер, получивший название «конфликта боязни успеха». Профессиональный успех зачастую вызывает у женщин тревогу, сомнения в собственной женственности и способности реализовывать роли матери и жены. Культурные традиции, как правило, усиливают эту тревогу, формируя взаимоисключающий выбор женщины по отношению к работе и семье. Отсутствие внешнего давления в традиционно женских профессиях приводит к резкому снижению страха успеха.