Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:15, реферат
Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.
1.Понятие мышления…………………………………………………………………..2
2.Психологическая сущность мышления и его особенности……………………..3
3. Типология и качества мышления
Формы мышления………………………………………………………………….3
Виды мышления….……………………………………………………………5
Индивидуально-психологические особенности мышления……….7
4. Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса………..7
Типы мыслительных действий и их содержание…………...………………..8
Операции мышления………………………………………………....8
5. Интеллект…………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………………..9
Литература…………………………………………………………………………….10
Содержание:
1.Понятие мышления………………………………
2.Психологическая
сущность мышления и его
3. Типология и качества мышления
Формы мышления…………………………………………………………
Виды мышления….………………………………………
Индивидуально-психологические особенности мышления……….7
4. Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса………..7
Типы мыслительных действий и их содержание…………...………………..8
Операции мышления…………………………………
5. Интеллект………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Мышление как познавательный процесс.
1.Понятие мышления
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Человеческое мышление – неразрывно связано с речью.
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в
результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.
В мышлении устанавливается
отношение условий
Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.
Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.
Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.
Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет
материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи.
Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.
Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных
признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.
Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.
Как уже отмечалось,
первоначально мышление
2.Психологическая
сущность мышления и его
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.
Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.
Суть мышления - в выполнении
некоторых когнитивных
Специфичность мышления заключаются в том, что:
мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, планировать практическую деятельность.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
носит опосредствованный характер; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
связано с практической деятельностью человека.
3. Типология и качества мышления
Формы мышления
В психологической
науке различают такие
. понятия . суждения . умозаключения
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или группы однородных предметов.
Понятия могут быть:
. общими и единичными;
. конкретными и абстрактными;
. эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: «академия», «студент», «романс», «дом», «поэма А. Блока «Двенадцать» и др.
Абстрактными называются понятия, если в них отражены свойства или отношение предметов мысли (храбрость, севернее, внушаемость, бескорыстие).
Все научные понятия можно разделить на две группы: эмпирические и теоретические понятия.
Обычно к эмпирическим понятиям относятся те, которые
связаны с предметами и явлениями реальной
действительности, с данными чувственного
опыта. В качестве существенных черт эти
понятия выделяют те, которые могут быть
обнаружены при помощи органов чувств.
Теоретические понятия также относятся к предметам
и явлениям объективного мира, но в качестве
существенных черт они берут какие-то
ненаблюдаемые свойства, часто гипотетические
(например, понятие «атом» в классической
науке определялось как мельчайшая, неделимая
частица, хотя никто таких частиц в действительности
не видел никогда). Многие понятия мы можем
определить как эмпирически, так и теоретически,
например понятие «температура». На эмпирическом
уровне это делается посредством так называемого
операционального определения, которое
в данном случае представляет измерение
высоты столбика ртути термометра. Но
можно ввести это понятие и теоретически
– как величину, пропорциональную средней
кинетической энергии молекул тела.
Содержание
понятий раскрывается в
Суждения образуются двумя основными способами:
. непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
. опосредствованно
- путем умозаключений или
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый".
Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Суждения могут быть:
истинными; ложными; общими; частными; единичными.
Истинные с. - это объективно верные суждения. Ложные с. – это суждения не соответствующие объективной реальности. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".
Умозаключение - это
выведение из одного или
Различают умозаключение: индуктивное; дедуктивное; по аналогии.
Индуктивным называется
такое умозаключение, в
Марс движется.
Юпитер движется.
Венера движется.
Марс, Юпитер, Венера – это планеты.
Все планеты движутся.
Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.
Все звезды излучают энергию.
Солнце это звезда.
Солнце изучает энергию.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Например:
Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь.
Планета Марс расположена в Солнечной системе на ней есть атмосфера и вода.
Вероятно, на марсе есть жизнь.
Виды мышления
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4) степени новизны и оригинальности;
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т.д.
1. По генезису развития различают мышление:
наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления,
основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и
абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.