Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:15, реферат
Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.
1.Понятие мышления…………………………………………………………………..2
2.Психологическая сущность мышления и его особенности……………………..3
3. Типология и качества мышления
Формы мышления………………………………………………………………….3
Виды мышления….……………………………………………………………5
Индивидуально-психологические особенности мышления……….7
4. Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса………..7
Типы мыслительных действий и их содержание…………...………………..8
Операции мышления………………………………………………....8
5. Интеллект…………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………………..9
Литература…………………………………………………………………………….10
2. По характеру решаемых задач различают мышление:
теоретическое; практическое.
Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и
умозаключений (это познание законов и правил). Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач: (постановка цели, создание плана, проекта, схемы).
3. По степени
развернутости различают
дискурсивное; интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
Интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное характеризуется отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:
Репродуктивное; продуктивное (творческое).
Репродуктивное - мышление на основе образов и представлений,
почеркнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное -
мышление на основе творческого воображения.
5. По средствам мышления различают мышление:
вербальное; наглядное.
Наглядное - мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное - мышление, основным носителем которого служит речь, словесное мышление.
Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
6. По функциям различают мышление:
критическое; творческое.
Критическое мышление направлено
на выявление недостатков в
Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно - логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д.
При этом быстрота - это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность - умение увидеть и поставить новый вопрос или
проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений,
предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность - умение соблюдать строгий логический порядок в
рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую
оценку результатов
Устойчивость - качество мышления, проявляющееся в ориентации на
совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
4. Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса
По ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно
обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется и развивается ходе решения задачи, т.е. выступает в виде процесса.
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз: первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации; на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу; на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основепредставлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта); на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач; пятый этап представляет собой реализацию гипотезы; шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
Типы мыслительных действий и их содержание
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
ориентировочные действия;
исполнительные действия;
нахождение ответа.
Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения.
Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.
Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями
задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными
условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.
Операции мышления
В психологии выделяют такие операции мышления, как: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, обобщение, классификация и категоризация.
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на
составляющие его части. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-
синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека. Анализ и синтез неразрывны, они не могут существовать друг без друга.
Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.
Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.
Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.
Абстрагирование - выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.
Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо
области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация -
операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.
Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
5. Интеллект
Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают "включение" человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций.
Интеллект (от лат. intellectus
Заключение
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи.
Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Литература: